Поиск на сайте

На Ставрополье прошёл международный фестиваль короткометражных фильмов

 
 
Ставропольский кинотеатр «Октябрь» второй год подряд принимает участие в крупнейшем на планете фестивале-смотре «короткого метра» The Manhattan Short. Всего такой чести удостоились лишь четыре десятка кинотеатров в России.

 

Фестиваль The Manhattan Short в нынешнем году проводится 14-й раз. Участвовать в нем может каждый желающий режиссер из любой точки планеты, достаточно прислать свое творение и заплатить сорок баксов.

Всего таких набралось больше полутысячи из полусотни стран. Из них были выбраны десять самых лучших, причем в этом году впервые за всю историю фестиваля в конкурсную программу попала картина из России.

Лучший фильм года называют сами зрители: при просмотре в кинотеатре им выдают специальный бланк. Затем результаты голосования (в нем приняли участие около 150 тысяч человек по всей планете) суммируют и отправляют в Нью-Йорк.

Неожиданно рефреном фестиваля в этом году оказалась тема детства. Правда, не счастливого, а мрачного, скажем так, совсем не детского. В этом смысле самая непривычная (и в то же время самая титулованная) картина фестиваля – «Два и два» молодого иранца Бабака Анвари, живущего в Англии. Он известен как клипмейкер, много снимал для MTV, и вдруг его потянуло на религиозную тему.

«Два и два» – жутковатая «картинка с натуры» его родного (и, похоже, глубоко ненавистного) Ирана и одновременно притча, сюжет вне времени и места. Рассказывает режиссер о том, как в некой школе учитель вдалбливает в голову ученикам, что дважды два – пять. Самого упертого мальчишку, который никак не хочет признавать торжество веры над знанием, расстреливают.

«Курица» известного ирландца Майкла Лавэлля – тоже рассказ о чудовищных нравах, царивших в детских приютах викторианской Британии. Унижения, рукоприкладство, оскорбления – все, что приходится переживать пацанам от жестокого фанатичного директора. А на бунт их подбивает странный мальчик-курица, появившийся в приюте словно из ниоткуда.

Румынская драма «Супермен, Спайдермен или Бэтмен» – необычайно трогательная история о пятилетнем мальчике, мама которого тяжело больна и ждет трансплантации сердца. Мальчуган дарит ей целый ворох картонных сердечек, которые он сделал сам, тайком от всех. Фильм, способный выжать слезу даже из суровых мужчин в зрительном зале, закономерно стал победителем фестиваля.

Россию представлял на фестивале фильм «Куда впадает море» – режиссерский дебют известного питерского актера Виталия Салтыкова. Это крайне натуралистичная история матери-одиночки (ее играет Оксана Акиньшина), которая вынуждена воспитывать дочку, родившуюся в результате изнасилования.

Всего за десять минут экранного времени ненависть матери к ненужному ребенку сменяется необычайной теплотой. Главная находка режиссера – это пятилетняя актриса Катя Семиренко, которую точно ждут большие перспективы в кино.

«Голос за кадром» испанцев братьев Росете – история о подростковой влюбленности. Чтобы передать эту тончайшую эмоцию, режиссеры выбрали самый нетривиальный трюк: тягостное ожидание первого в жизни поцелуя они сравнивают с ощущениями астронавта, у которого закончился кислород, тонущего в пучине моряка, солдата на войне...

Ну а главный герой фильма – и впрямь голос, чарующий тенор легендарного французского актера Феодора Эткина. А на каком языке еще говорить о любви, как не на французском?! Эффект потрясающий: картина получила на фестивале «серебро».

Была на фестивале голландская комедия «Любопытное стечение обстоятельств» с обилием спецэффектов и явно немаленьким бюджетом (финансировался фильм, кстати, государством). Это забавный, но глуповатый сюжетец о том, как пол-Амстердама отправляется к чертовой бабушке. А все из-за дураков, которыми была богата европейская история во все времена: по их вине под голландской столицей оказался огромный газовый пузырь, в котором еще и лежала неразорвавшаяся авиабомба...

Еще более дурацкий фильм – французская пародия на древние американские ужастики «Тщательно продуманная кончина Роберта Эбба». Полисмен из богом забытого городка странным образом оказывается монстром. Ну и кончает он соответственно – в пучине морской, в щупальцах другого чудища.

Были на фестивале и картины о непростом человеческом выборе в экстремальных ситуациях. Американская драма «Коллекционная карта Алонзо Моурнинга» повествует о двух канзасских братьях. Один – шаблонный янки: жизнь по расписанию, работа, унылый офис, тихие посиделки по вечерам. Другой – гуляка и летун: ни постоянной работы, ни семьи, ни денег в кармане. Зато полная свобода! Вот зритель пускай и выбирает, какой стиль жизни ему ближе.

«За стеклом» перуанца Хулио Рамоса (кстати, участника прошлогоднего фестиваля) – история криминальная, но банальная. В богом забытом мотеле, куда все едут за плотскими утехами, сотрудники установили видеокамеры за зеркалами. Скабрезные записи идут на продажу. И вот однажды в номере убивают телезвезду (обнаженный труп «играет» немолодая перуанская секс-бомба Сюзан Леон). А затем убийцы, заметая следы, приходят за доморощенными порно-магнатами.

Норвежская «Танцплощадка дьявола» – тоже притча о гибельной жадности, эпиграфом к которому стали слова Фритьофа Нансена «Я сжег за собой все мосты». «Танцплощадкой дьявола» другой великий полярник Амундсен назвал огромные ледяные поля в районе Южного полюса, где каждый шаг влечет жуткий подземный треск.

Норвежский фильм тоже о покорителе льдов, который, оказавшись на полюсе, вдруг обнаруживает, что он здесь не один. Норвежец оказывается перед выбором: убить конкурента и войти в учебники или сохранить совесть чистой. Увы, разум ему затмевают жадность и слава.

Вот так, походя, режиссер развеивает миф о героизме европейских исследователей XX столетия.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях