Поиск на сайте

На днях в Санкт-Петербурге прошел всероссийский форум для региональных журналистов, организованный Росмолодежью и благотворительным фондом спортсменки и депутата Алины Кабаевой. Месяцем ранее аналогичный форум состоялся в Москве, о чем «Открытая» подробно писала (см.: «Кладбище мозгов», №48 от 26 ноября). Только если на первом мероприятии говорили по преимуществу о проблемах отечественной журналистики, то в Питере обсуждали технологические перспективы развития российских СМИ.

 

Известный социолог из «Левада-центра» Андрей Левинсон нарисовал на форуме неутешительную картину современного российского общества. По его словам, сегодня существуют, по сути, две отдельные России: это советское поколение и те, чья взрослая жизнь началась уже после развала Союза (границей между этими социальными полюсами является возраст 35-40 лет).
Эти два поколения разделяет настоящая мировоззренческая пропасть. Представители постсоветского общества имеют мощный социальный капитал (за счет высокой мобильности и разветвленных социальных связей), не голосуют за «Единую Россию», хорошо зарабатывают, чувствуют себя людьми на своем месте и глядят в будущее с оптимизмом. У «советских» все наоборот.
Впрочем, вне зависимости от возраста и социального положения для основной массы россиян характерно преимущественно депрессивное (а то и невротическое) восприятие сегодняшнего дня. И они пытаются скрыться от этой депрессии в вымышленном мире: для старшего поколения лучший друг – телевизор, а для младшего – более продвинутые современные технологии: Интернет, мобильная связь, социальные сети.
Впрочем, все равно телек смотрят и те, и другие (по статистике, только 3% взрослых россиян вообще не смотрят телевизор). Телебоссы активно заигрывают с молодежью, чтобы «утащить» ее от компьютерных мониторов (по статистике, основная масса интернет-пользователей сидит в Сети с 21 до 23 часов, а это телевизионный прайм-тайм). 
«Первый канал», который всегда считался оплотом одиноких домохозяек, ныне столь усиленно ориентируется на молодежь, что запустил программу «Прожекторперисхилтон», где позволено юморить даже над Путиным и Медведевым. ВГТРК с будущего года запускает молодежный телеканал «Россия-2» (он заменит в сетке вещания популярный в основном у среднего возраста «Спорт»). 
Между тем на Западе все с точностью до наоборот – там нация сплачивается не перед телеэкраном, а у монитора компьютера. Но в России такое будет еще нескоро. По статистике, постоянная интернет-аудитория в нашей стране составляет менее 30 млн. человек – это примерно половина населения страны старше 12 лет. Треть из них приходится на две российские столицы – Москву и Питер, остальные – на города с населением более ста тысяч человек. Ну а в российскую глубинку Интернет только приходит. 
Доля русскоязычных пользователей в Глобальной паутине составляет всего 2%, зато доля русскоязычных сайтов – 7%. Эта диспропорция объясняется тем, что в Рунете почти половина сайтов содержит всего одну страничку (это «мертворожденные» сайты или коммерческие ссылки на другие ресурсы).
Да и вообще по количеству мусора и пошлости Интернет мало уступает российскому телевидению, которое нынче не ругает только ленивый. 
Руководитель интернет-проектов газеты «Известия» Александр Алиев уверен, что уже очень скоро не придется говорить о противостоянии «традиционных» СМИ и компьютера.
По сути, они сольются в нечто единое. Вот уже сегодня телевидение, радио и особенно газеты «переселяются» в Рунет.
В идеале через несколько лет любое «традиционное» СМИ будет представлять собой некий медиахолдинг: на его интернет-сайте будут одновременно печатные («газетные») материалы, видеоролики, фотоленты, online-радио, опросы, блоги, форумы… Научным языком это называется «конвергенция СМИ» или проще - «новые медиа».
В таких «новых медиа» размываются грани между читателем и зрителем, между автором и потребителем информации. Исчезает и отраслевое деление в журналистском цехе: современный журналист должен уметь одинаково хорошо писать, делать репортажные фото, снимать и монтировать видео. 
Первым по такому пути в России пошел московский журнал The new times, на сайте которого три года назад появились собственное радио и ТВ.
Сайты таких крупных (и богатых!) изданий, как «Коммерсантъ», «Известия», «Эксперт», информагентства «Новости», радиостанций «Эхо Москвы» и «Радио Свобода» уже являются полноценными «новыми медиа», где любую новость можно сразу и прослушать, и прочитать, и увидеть.
Александр Алиев убежден, что уже через пару-тройку лет в России попросту отомрут «бумажные» ежедневные газеты – им придется полностью перейти в Интернет.
Потом придется уходить в Сеть еженедельным газетам и, наконец, деловым журналам (впрочем, в отличие от «ежедневок», у них останется и некая доля преданной «бумажной» аудитории). 
Сайт «Открытой» тоже идет в ногу с прогрессом. В начале будущего года мы предложим своим интернет-читателям набор совершенно новых опций, позволяющих получать нашу эксклюзивную аналитику и актуальную информацию быстрее и качественнее.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях