Поиск на сайте

Скажи, какие мультики ты любишь, и я скажу, кто ты

 

Не модный ныне классик, монумент которому и сегодня возвышается в центре Ставрополя, сказал: «Из всех искусств для нас самым важным является кино». Это было очень смелое утверждение, ведь кино в те годы даже не достигло возраста подростка.
Месяц назад, 10 июня, студия «Союзмультфильм» отметила свое 75-летие. Празднование юбилея превратилось в похороны, ибо ныне прославленная студия не существует даже юридически. «Союзмультфильм» представлен десятком энтузиастов, работающих фактически на общественных началах. И никто не собирается реанимировать студию - дескать, умерла, так умерла.
Явление смерти в нынешних условиях дело более чем обыденное. Что только у нас не умирает: отрасли экономики, науки, сферы общественной жизни, гибнут организации и люди, наконец, умерло целое государство - СССР. Не странно ли на этом фоне проливать слезы над почившим «Союзмультфильмом»?
Однако давайте по этому поводу уроним хотя бы слезинку, ведь все мы, взрослые, в известном смысле его дети. С кончиной «Союзмультфильма» невосполнимую культурную утрату понесло - ни много ни мало - все человечество. Вот как оценивал культурную роль нашей мультстудии покойный Папа Римский Иоанн Павел II: «Если бы исчезло человечество со всеми памятниками экономики и культуры и остались бы одни советские детские мультфильмы, удивительно гуманистические и светлые, представители иных миров поняли бы по ним, что мы собой представляли».
А вот что сделали японцы: они, как тонкие ценители культуры графики, иероглифа и анимации, приобрели лучшие ленты, созданные «Союзмультфильмом» за все годы его работы, став, таким образом, их собственником. Правда, потом некий наш олигарх выкупил все ленты обратно. Заметьте, олигарх, но не государство.
Почему «Союзмультфильм» погиб? Ведь здесь работали профессионалы высочайшей пробы. Что ни имя, то мастер со всесоюзной и мировой славой: Юрий Норштейн, Федор Хитрук, Сергей Юткевич, Борис Степанцев, Роман Качанов, Вахтанг Бахтадзе, Эльберт Туганов... Так, Федор Савельевич Хитрук работал на студии с 1937 года, создал 102 мультфильма (в том числе «Винни-Пух» и «Каникулы Бонифация») и еще успел повоевать на фронтах Великой Отечественной войны.
Хитрук - единственный мультипликатор, получивший премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство», но  гением анимации он все же считает Юрия Норштейна. И с ним согласен весь мир. По результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран, лента Норштейна «Ежик в тумане» признана «лучшим мультфильмом всех времен и народов». Японцы наградили нашего мультипликатора Орденом Восходящего Солнца, что равно званию живущего национального сокровища.
Но профессионализм и мировая слава не спасли «Союзмультфильм». Потому что пришел рынок, а рынку нужны не профессионалы-творцы, а профессионалы-дельцы. Норштейн оказался не дельцом. В интервью последних лет он с горечью говорил: «Искусство и рынок несовместимы. Государство виновно в том, что пришли варвары и уничтожили, растащили «Союзмультфильм». При советской власти я работал спокойно, не дрожал над проблемой денег, не думал, где их достать. Я создавал искусство, а не угождал продюсеру или публике».
Что мы потеряли в лице «Союзмультфильма»? Мы потеряли лучшую в мире фабрику формирования детских душ. Да, на ее место пришли другие организации, но эквивалентна ли «рокировка»? Лучшее, что пока снято «пришельцами», - это «Тугарин-змей», да и тот, как заметил Федор Хитрук, не отечественный мультфильм, а чистый Голливуд. Теперь вот сняли «Машу и Медведя» - красиво, смешно, но кому хотелось бы иметь такую же дочь или внучку, как эта Машенька?
Увы, мы, русские, обладаем удивительной способностью обменивать национальные бриллианты на заморское дерьмо. Вместо добрых героев прежних мультипликационных лент дети заполучили иных героев - монстров, чудовищ, вампиров, уродов, один другого нелепее. А ведь любимые ребенком мультики часто определяют его судьбу во взрослой жизни.
В США сейчас судят 12-летнего мальчика за убийство двухлетнего сводного брата. Ему грозит пожизненное заключение. И 13-летнего мальчика за убийство мачехи - с той же перспективой. Не сомневайтесь, они это сделали вовсе не под влиянием «Дюймовочки» или  «Ежика в тумане», учившего детей считать звезды.
Увы, новые мультики учат считать иное - деньги... Если вы хотите лучше узнать человека, поинтересуйтесь, какие мультфильмы ему нравились в детстве.

 

Николай БОНДАРЕНКО
Ставрополь

 

Пафнутий12 июля 2011, 23:41

Доча моей мадам(дочке - 14) глядя на то, как в одной кровавой гадости девочке колесом автомобиля голову превращают в кашу весело смеётся. Я теперь её боюсь.

Став07 июля 2011, 22:59

Не одна кино-мультстудия в мире не сидит на шее у государства. А союзмультфильм всю жизнь сидел, причем не выпуская с 92 года практически ничего. Поэтому такую студию только хоронить. Мультфильмы всегда были душевные, но не качественно снятыми. Это мое мнение, спорить не буду.

Ирен06 июля 2011, 15:59

Совершенно согласна с автором статьи. Не стало добрых и чистых мультфильмов, не стало добрых и умных детских книг (которые потом, став взрослым, перечитываешь по случаю, украдкой утирая слезы воспоминаний и умиления), нет теперь интересных, умных и настоящих детских фильмов. Что осталось нашим детям? Остались чужие жуткие мультики, где постоянно кто-то кого-то лупит, калечит или просто обманывает. Не снимают новые мультики нет денег, а государству на это плевать - ну не депутатам же об этом думать, в самом деле - у них дела государственные, важные - пенсии себе установить солидные, не забыть о прибавках, или вот техосмотр страшно упростить. Наших книжных героев заменили Гарри Потеры и иже с ним. Про детское кино вообще молчу - нет его, умерло, тихо и печально. Детей раньше книги, мультики и фильмы учили добру, честности и дружбе. А теперь такие люди не нужны - нужны тупые потребители, которые могут только работать "менеджерами по продажам", брать побольше кредитов и гоготать в кинотеатре на каких-то "Тачках", чавкая попкорном и потягивая пиво. Идеал для "слуг народа".

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях