Поиск на сайте

Заслуженному артисту России, главному дирижеру и художественному руководителю краевой филармонии Юрию Каспарову - 75 лет. В свой день рождения он пообщался с корреспондентом «Открытой»
 
 
- Юрий Газарович, вы любите отмечать юбилеи?
- С каждым юбилеем все меньше. Я безумно счастлив, что свой 75-летний юбилей встречаю на сцене востребованным артистом. А не дома в кровати больным и никому не нужным. Мне очень нравится тот коллектив, в котором я сейчас работаю – мои музыканты из ставропольского симфонического оркестра.
 Хоть все мы люди творческие, а значит, импульсивные, взрывные, но на удивление в нашем коллективе народ подобрался бесконфликтный. Коллектив - просто великолепный. Могу честно признаться, что влюблен в него – он мне дает силы к жизни.
- Неужели никаких склок, интриг и ссор не возникало? Ведь говорят, что все творческие люди весьма сложные…
- Да, все мы сложные. И не творческие тоже. Просто творческие люди более ранимые, уязвимые. А в искусстве, на мой взгляд, должны работать те, кто наиболее тонко чувствует жизнь. Творческие люди фильм посмотрят и могут разрыдаться. А если радуются, то от души.
Не бывают в коллективе все хорошие или все плохие – люди разные. Очень многое зависит от руководителя. Если он смог найти общий язык с подчиненными – значит, они одна команда.  
- Я знаю, что вы в Ставрополь приехали в 93-м году, а до этого вас, как говорят, «помотало» по миру…
- Так и есть. Здесь я живу последние 24 года своей жизни. Приехал сюда из Грузии и был удивлен гостеприимством ставропольских людей. Поэтому решил остаться. Благодаря тогдашнему мэру Ставрополя Михаилу Кузьмину, получил квартиру в кратчайший срок. Все- таки для «беженца» с юга за два года получить квартиру не так-то просто. Начал работать, и до сих пор остановиться не могу. 
Вот говорят: «Пойду на пенсию, работать не буду». А мне кажется, что на пенсии как раз таки и надо работать с двойной отдачей. Потому что это дает возможность быть в коллективе, «среди людей», как говорят. На пенсии ведь появляется чересчур много времени для того, чтобы думать, размышлять о жизни. Начинаешь погружаться в хандру. Ну, час поспал, ну, два, а дальше что? Я считаю, что работа - это стимул к жизни.
- Вы с детства, наверное, пели, плясали, на фортепьяно нотки разучивали…
- Какое там фортепьяно! У нас семья была бедная. Жили на окраине Баку. О том, что стану дирижером, даже представить себе не мог. Мама у меня работала буфетчицей в бакинском кафе, папа – парикмахер. Жили мы не тужили, но началась Великая Отечественная война и … отец погиб. Для нашей семьи это стало страшной трагедией. Мама осталась одна с четырьмя мальчиками на руках. Тяжело ей пришлось – подрабатывала, где могла. Тянула нас,  как могла. Мама, хоть по национальности армянка, а жила в Баку, но кроме русского языка никакого больше не знала. Поэтому представьте, как ей было тяжело.
В Баку в то время организовалась Военная школа музыкальных воспитанников. Меня туда отдали – все- таки и обучают, и крыша над головой есть. Всегда под присмотром. Вот так я и определился с будущей профессией.
- Как-то вы без особого восторга эти слова произносите…
- Я ведь мечтал стать трубачом. Меня этот инструмент притягивал со страшной силой. Мне хотелось быть эдаким щеголем-трубачом, который очень нравится девушкам. Так мне нравилось играть на трубе, что я даже хотел бросить второй курс дирижерского отделения московской консерватории.
Приехав на каникулы домой и увидев, какая разруха в Баку, решил снова вернуться в Москву, чтобы закончить обучение. Может быть, если бы я пошел по другой стезе, например, увлекся математикой, так и там бы успехов достиг. Каждый человек, на мой взгляд, способен на многое. Просто не каждый может эти способности в себе развить.
- Отвлечемся от профессиональной деятельности и поговорим о вашей семье. Я знаю, что вы совсем недавно отметили 35-летие супружеской жизни. Можете поделиться секретом, как сохранить такие долгие отношения?
- Мы с моей Александрой Сергеевной Богом были соединены. Она не музыкальный работник, она просто великолепная хранительница семейного очага. Моя жена всю свою жизнь посвятила семье и детям. Она прекрасно готовит, умеет навести уют даже в самой малогабаритной квартире. Она не только наших детей воспитывала, но и меня. Мне кажется, что женщина должна управлять мужчиной. Он - такое существо, которое надо придерживать. Главное, чтобы мужчина обеспечивал семью. 
А женщина, на мой взгляд, либо вообще не должна работать, либо работать максимум полдня. И то только для того, чтобы она дома не куксилась, а среди людей была. Моя жена посвятила себя семье. И я лично рад этому.
- На ваши концерты она часто ходит?
- Александра мой постоянный зритель и критик. Я к ее мнению прислушиваюсь всегда. Она у меня еще и прекрасная поэтесса. На ее стихи я написал несколько мелодий. Одну из них, колыбельную, вы услышали на концерте. Мы написали ее для своей любимой внученьки. Мне стихи жены очень нравятся. Может быть, они стилистически не совсем профессионально написаны, но зато с душой. 
- Дети пошли по вашим стопам?
- К сожалению, нет. Хотя я очень этого хотел. Они у меня очень талантливые - дочка Анна училась игре на флейте в Германии. Сын Артур окончил музыкальное училище. Казалось бы, почему не продолжать образование. Но нет, не хотят. Насильно ведь не заставишь!
- У вас кавказская семья, готовить любите?
- Нет. Да и жена мне из всех блюд доверяет только шашлык. Вот его и могу приготовить. Больше ничего. К тому же я есть не люблю. С детства приучен к тому, что есть нужно в меру. 
- Вы прекрасно выглядите в свои 75. Наверное, всю жизнь спортом занимались?
- Когда-то давно в молодости занимался очень активно. И штангу поднимал, и ядро толкал. Был настоящим «качком». А когда стал дирижером, конечно же, все забросил.
Но знаете, хочу вам сказать, что дирижировать оркестром не каждому под силу – очень большая физическая нагрузка. За концерт я теряю два кило веса. Дирижирование для меня и йога и фитнес. Так что если хотите прекрасно выглядеть в старости – идите в дирижеры.
 
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях