Поиск на сайте

Эксперты-кавказоведы по просьбе «Открытой» продолжают обсуждение проблем региона

 В №10 наша газета опубликовала статью «Вне зоны действия» об итогах проверки регионов СКФО Счетной палатой РФ, подтвердившей: астрономические бюджетные вливания не влекут за собой позитивных социально-экономических результатов.
Более того, финансовые вложения происходят на фоне политических рисков. Только за прошлый год на территории СКФО количество убийств и похищений выросло на 4%, покушений на силовиков и фактов бандитизма – на 11%, а терактов – вдвое! По данным прокуратуры, каждый год в округе на 2-3% растет число преступлений, укрытых правоохранительными органами.
Какой рецепт Кавказу может предложить экспертное сообщество? Позицию по этому вопросу на страницах «Открытой» уже высказали известные кавказоведы (
«В политике много абсурда», №11 от 23 марта с.г.; «Черная дыра», №12 от 30 марта; «Как вернуть больного к жизни?», №13 от 6 апреля, «Не работают законы? Пусть лучше работает власть!», №14 от 13 апреля; «На инъекциях не протянуть», №15 от 20 апреля; «Не поддавайтесь на провокации!», №16 от 27 апреля; «Нужен гуманитарный подход», №17 от 4 мая).

 

Идём к ложным целям
Арушан ВАРТУМЯН, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Армавирского института социального образования (Армавир):

– Политика федерального центра в отношении республик Северного Кавказа нуждается в серьезной модернизации. Изначально взят на вооружение ложный посыл: с помощью денежных вливаний заглушить социальные проблемы российского юга.
Однако модель «ручного управления» себя не оправдывает (загляните в историю и убедитесь в этом), а создание системы эффективного менеджмента требует иных политических подходов, направленных усилий, времени.
В первую очередь предстоит переломить принцип «этнократического солидаризма», основанный на игнорировании профессионализма и компетентности, создающих продуктивный деловой климат в регионе.
После этого теневая экономика, на которой держится Кавказ, начнет «белеть», расти, приносить деньги в казну. Затем можно будет постепенно сокращать финансовые потоки федерального центра. Процесс этот сложный, но иного не дано.    

 

Госслужба как социальный стабилизатор
Рашид ХАТУЕВ, старший научный сотрудник отдела этнографии Института гуманитарных исследований (Черкесск):

– Утверждения о том, что власти высокодотационных республик СКФО принимают недостаточные меры по увеличению налогооблагаемой базы, – не более чем стенания аудиторов и прочих проверяющих, контролирующих и надзирающих структур. Надо не критиковать и констатировать разруху, что понятно и так, а пытаться найти реальный выход из сложившейся на Кавказе ситуации.
В России, скажем, широко распространена порочная практика регистрации предприятий не по месту их деятельности, а в крупных городах вроде Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Краснодара, Екатеринбурга, что приводит к оттоку миллиардов налоговых отчислений в бюджеты иных территорий. Очевидно, что этот перекос давно уже нужно устранить, но власть бездействует.
Удивляет меня позиция политиков и по ряду других вопросов. Скажем, по данным проведенного аудита в Карачаево-Черкесии, на госслужбе состоит каждый шестой житель. Что это значит? Ровным счетом ничего. Однако подается эта информация с той подоплекой, что республика, мол, сидит на шее у всей страны, ест-пьет за счет  общегосударственной казны!
Между тем госслужба – современный и эффективный вариант решения проблемы безработицы, с которой сегодня сталкиваются и в странах с сильной экономикой. Что плохого в том, что один чиновник кормит двух-трех членов семьи?
Да это же просто замечательно, поскольку занятость населения в госсекторе - это реальный путь к снижению социальной напряженности, о чем неустанно твердит президент Дмитрий Медведев.
А теперь представим, что завтра большинство чиновников станут безработными. Это же катастрофа! Поэтому к любым цифрам надо подходить взвешенно, с позиций  не только экономической, но прежде всего социальной целесообразности. Этого в среде политиков я пока не вижу, они крутят цифрами и фактами так, как им выгодно.

 

Никакой «кавказской проблемы» не существует!
Алексей КРЫЛОВСКИЙ, генеральный директор инвестиционно-консалтинговой компании AV (Пятигорск):

– Северный Кавказ – это такой же экономический макрорегион России, как и все другие. Да, здесь есть определенная специфика, особые проблемы, но в целом законы социально-экономического развития ничем не отличаются от существующих в центральной России или, скажем, на Урале.
Экономические инструменты, которые сегодня даются Кавказу, – беспрецедентны. И беспрецедентно желание работать во благо региона новых управленческих команд.
Например, в Дагестане с участием нашей компании разработана Стратегия развития до 2025 года, которая ставит перед республикой амбициозные цели: ВРП с нынешних 300 млрд. рублей довести до 1 трлн. И при разработке стратегии мы видели неподдельный интерес команды нового президента Магомедсалама Магомедова.
В СКФО уже введен целый ряд механизмов государственно-частного партнерства, которые могут обеспечить регион качественными инвестициями. Это госгарантии (50 млрд. рублей), ассигнования из Инвестфонда РФ (6 млрд. рублей), финансовая подпитка малого и среднего бизнеса «дочками» Внешэкономбанка - Корпорацией развития Северного Кавказа и Российским банком развития.
Сегодня аппарат полпреда в СКФО совместно с Минрегионом России и нашей компанией формируют Инвестиционный план СКФО – «живой документ», призванный стать базовым механизмом для работы с потенциальными инвесторами.
Фактически это первая программа федерального уровня, основанная на просчитанной и закрепленной по годам системе мер, направленной на развитие приоритетных отраслей.
Государство понимает, что финансирование социальных проектов – это хорошо, но  проблем Северного Кавказа, остро нуждающегося в рабочих местах, оно не решит. Чтобы дать толчок развитию региона, нужны мегапроекты - это новые предприятия, легальные налоговые отчисления, в конце концов победа над дотационностью. По этому безошибочному пути успешно пошли Ростовская, Липецкая, Ленинградская, Белгородская области. На Кавказе огромный рынок рабочей силы, готовой к освоению инвестиций, люди здесь обладают высокими амбициями, силен дух предпринимательства.
Ведь известны десятки примеров, когда самый депрессивный регион удавалось в короткий срок превратить в цветущий. Например, остров Бали, где сорок лет назад шла гражданская война, гибли тысячи людей, сегодня стал настоящей туристической Меккой.

 

Тяжкое наследие большевиков
Петр ИВАНОВ, председатель  Кабардино-Балкарского научного центра РАН, директор института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН (Нальчик):

- Законы рынка не работают по всей России, а чиновники не имеют национальности, так что попытки выставить республики Северного Кавказа этакими пропащими территориями не более чем миф. Единого экономического пространства в стране нет, а вот единство в действиях чиновников – есть: коррупции подвержено большинство госслужащих страны, вне зависимости от места.
Рецепт решения этой проблемы есть, и, как кажется, он прост: сначала надо искоренить коррупцию в министерствах в Москве, и я уверен, что на следующий день она исчезнет и в министерствах регионов, а на Северном Кавказе в первую очередь. Понятно же всем, где оседает основная часть «откатов», в том числе от бюджетных дотаций, - в пределах Садового кольца. Что за власть, которая сама с собой не справляется?
Еще одна проблема - это само отсутствие единого экономического пространства как на Северном Кавказе, так и в стране.
При большевиках административное районирование Северного Кавказа  зачастую происходило лишь  росчерком  пера  вождей, без учета экономических реалий.  И к этой административной сетке  привязывалось экономическое районирование. Главное в ней было не построение федерализма (хотя формально существовала РСФСР), а банальная «достаточность» партийных ячеек, позволяющая  контролировать население.
Сегодня повторяются те же ошибки. Мне, например, совершенно непонятны границы СКФО. По какому принципу создан округ? Почему в СКФО не вошли Кубань и Адыгея? Опять происходит произвольная нарезка территорий, как у большевиков?
Северный Кавказ представляет из себя экономико-географическую, природно-биологическую и этнокультурную целостность, которую нельзя разрушать административными границами. И после этого мы говорим, что законы рынка не работают. Не будут они работать в СКФО с такими границами.
Далее: отсутствует внятная, реальная стратегия развития региона. А потому нас ждет пресловутое повседневное латание дыр в экономике. Вроде бы есть документ, который назвали стратегией СКФО, но это откровенная пародия на настоящую стратегию развития. Стратегией назвали свод так называемых инновационных проектов субъектов СКФО. Науку к ее разработке не подключили, воспользовавшись услугами сомнительных фирм.
Отсутствие научно обоснованной стратегии приводит к тому, что мы имеем чудовищную неэффективность системы управления как субъектами Федерации, так и округом в целом, а  раздутые штаты бюрократического аппарата решают сиюминутные задачи в «ручном» режиме.
Давно пора в республиках часть затрат, предусмотренных на содержание аппарата чиновников, направить на разработку «электронного» правительства, информационных систем здравоохранения, автоматизированных систем управления развитием территорий.
На дворе XXI век, но методы управления остались средневековые. При полпредстве создаются всякого рода советы старейшин (может быть, эффективные пару сотен лет назад, но не сегодня) и другие советы на общественных началах для использования их в разного рода управленческих делах.
Если мы сегодня же не повернемся лицом к науке и научным методам управления, Северный Кавказ все больше будет утверждаться в статусе отсталой периферии российской и европейской цивилизации.

 

Опрос провел
Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ

 

Эксперт11 сентября 2012, 16:00

Напомню, что в число госслужащих входят врачи, медсестры, учителя, воспитатели детсадов и пр., которых значительно больше, чем собственно "чиновников"-госуправленцев.

Эво...17 мая 2011, 23:19

Осознание реалий... поиск смыслов... ну что ж?.. мы снова в "начале пути"... З.Ы. мля...

Ваня, разумеется15 мая 2011, 23:04

В целях снижения социальной напряженности предлагаю каждого шестого жителя РФ сделать госслужащим. Модернизация по Хатуеву. Гы-гы. Где вы таких экспертов глубокоумных набрали?

Федор13 мая 2011, 23:52

Если на Северном Кавказе в отличии от остальной России силовики не сокращаются,а только увеличиваются, к чему бы это? У "руля" СКФО не компитентные дилитанты.Сев.Кавказ дело "тонкое"......и с кандычка его не "взять".

щщщщщщ13 мая 2011, 13:10

Согласна с Хатуевым. Наг осслужбе не только занятость у кавказского человека, у него формируется как бы это правильно выразить - наверное так - государственная ментальность, он в курсе последних изменений законодателсьва, ездит на семинары, форумы,подвергается проверкам, живет по российским закононам и члены его семьи тоже. А представьте, он стал безработным, сидит дома, какие мысли у него в голове ,какое развитие? Так что пусть работают и нечего этими цифрами манипулировать. На кавказе это больше чем работа, это образ жизни и мышления.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях