Поиск на сайте

Ставрополь входит в число пятидесяти городов России с самыми высокими показателями загрязнения воздуха

 

Трудно поспорить с тем, что центр Ставрополя представляет собой одну сплошную рукотворную уличную пробку. Прямоугольная планировка кварталов, наложенная на рассеченный речными долинами и лесными массивами городской рельеф, во многом определяет неповторимый облик города. Правда, и трудностей тоже добавляет немало: в силу значительных перепадов высот, создание транспортных магистралей невозможно без строительства мостов и обустройства сложных развязок.

 

В Ставрополе немало пусть даже и не сквозных, но достаточно длинных улиц, расположенных с востока на запад. Транспортные заторы чаще всего возникают на пересечении этих улиц с малочисленными короткими петляющими переулками, обеспечивающими движение с севера на юг. Самыми большими пробками славятся район Нижнего рынка и подъезды к улицам Лермонтова и Розы Люксембург. Не менее проблемные зоны – дороги, ведущие от Верхнего рынка к улице Кавалерийской и долинам рек Ташла и Мамайка. А ведь всё дело в том, что в направлении с севера на юг практически не существует прямых мощных магистралей со сквозным проездом для «сброса» транспортного потока.
Одна такая магистраль предусматривалась еще в советское время, когда о нынешнем запредельном количестве автомобилей не мечтали даже в самых оптимистичных прогнозах. Дорогу хотели проложить, соединив сразу четыре моста через реки Ташла, Желобовка, Мутнянка и Мамайка. Причем это был не просто толковый, но и единственно возможный вариант. Однако строительство не состоялось.
Вместо этого в горадминистрации давно и активно обсуждают расширение улицы Ленина, сверхсложное и невероятно дорогое продление улицы Советской. Дело, может быть, хорошее, но преждевременное, а потому – бесполезное. Вместо того чтобы расширять дороги, разделять огромные кварталы, «пробивать» новые сквозные переулки, у нас живо застраиваются межквартальные улицы и проезды, соединяя громады многоэтажек в длиннющие «китайские стены». Бездарно осваивают места возможных по рельефу разъездов, которых в городе не так уж много.
Иногда и вовсе непонятно для чего закрывают для проезда целые участки улиц, как, например, Жукова и Морозова, проспект Октябрьской революции. Хорошо еще додумались открыть для сквозного движения улицу Дзержинского, избавив наконец-то водителей от витиеватых маневров.
Массу проблем порождает ничем не оправданное одностороннее движение по улице Голенева в районе моста через Желобовку и на большей части улицы Розы Люксембург. Двустороннее движение открыто лишь для маршрутных автобусов. Может, лет тридцать назад это и имело смысл. Но тогда частного транспорта было на порядок меньше. Таким образом просто упорядочивали движение автобусов и троллейбусов.
Очевидно, что пока не будут созданы нормальные транспортные магистрали с севера на юг в центральной части города, все прожекты горадминистрации сродни строительству мостов вдоль рек. Да и альтернатива сомнительным задумкам городских чиновников есть.
Что, например, мешает соединить улицы Комсомольскую и Морозова, Коста Хетагурова с Зеленым переулком? Да мало ли где еще без фантастических затрат можно получить значительный эффект для разгрузки центра города.
Давно назрела необходимость возрождения по непонятным причинам снесенных неболь-ших пешеходных мостов, гармонично вписанных в рельеф. Не самая бесполезная вещь в нашем городе и подземные переходы.
А вот с бредовыми планами строительства канатной дороги можно и повременить, тем более в условиях нашего непредсказуемого климата: резких перепадов температуры, порывистых, ураганных ветров. Эффективно связать северо-запад города с центром можно и по-другому.
Но самое удивительное в том, что приоритеты работ давно известны, достаточно лишь взглянуть в градостроительную документацию.
Составной частью генерального плана города является транспортная схема. Сделана она весьма достойно, на перспективу, с учетом многих нюансов, способных значительно сократить количество вредных автомобильных выбросов. Ведь мало кому известно, что Ставрополь входит в число пятидесяти городов России с самыми высокими показателями загрязнения воздуха.
Кстати, транспортная схема города утверждена еще в мае 1998 года решением городской Думы – нормативным актом, требующим беспрекословного выполнения. С тех пор об этом документе забыли. А зря. Во что выливается нарушение закона, видно на примере тридцатилетнего долгостроя - шестиполосной магистрали на улице Лермонтова.
В администрации города, наверное, уже не помнят, что создавалась улица именно для сквозного движения транспорта. Начинаясь у северо-западного въезда в Ставрополь, заканчиваться она должна была на юго-востоке, в окрестностях села Надежда. Дорога, по замыслу проектировщиков, должна была разгрузить центр города, собрав густой транспортный поток, движущийся к северным и южным кварталам. Но строительство до конца не довели: шесть полос улицы Лермонтова резко переходят в две. А ведь всего-то надо было проложить три полосы в одном направлении, таким образом дотянув магистраль до широкого моста через долину Мутнянки.
Однако в этом году самый рациональный вариант перечеркнут. На зарезервированном еще в 80-е годы для развязки месте, по краю речных долин полным ходом развернули строительство. Теперь заторы в этой части города обеспечены навсегда.
Еще недавно с минимальными затратами можно было построить круговую развязку на пересечении улиц Розы Люксембург и Лермонтова, тем самым разгрузив ближайшие кривые и маленькие дороги, «сбросив» транспортный поток, идущий в южную часть города. В районе моста на улице Достоевского планировалось проложить новую дорогу к перспективному (ныне действующему) въезду в город у поселка Демино. Причем для большого строительства не требуется сносить целые кварталы. Похоже, этим планам уже не сбыться, а причина все та же – хаотичная, без учета будущего застройка города.
Почему на землях под строительство важнейших центральных городских магистралей как грибы растут жилые, офисные и торговые многоэтажки? Почему до сих пор у власти находятся люди, это допустившие? Почему безмолвствует прокуратура? И еще сто тысяч «почему?».
Непродуманные действия в вопросах городского устройства порождают непреодолимые проблемы. И всем, кроме городских властей, это очевидно. Системного подхода к организации транспортных потоков нет уже многие годы. Не хотят чиновники обременять себя лишними хлопотами.
Однако с упорством продолжают мостить плиткой вполне еще приличные тротуары при том, что на многих, даже центральных улицах можно потонуть в грязи. Яркий пример все та же улица Лермонтова. Тротуар заканчивается у здания краевого суда. Дальше - шлепай по проезжей части. И такая ситуация в городе не редкость, особенно на окраинах.
Городские чиновники жаловались, что не хватает денег. Деньги на благое дело нашлись: из нескольких сотен миллионов рублей, выделенных краю федеральным бюджетом, городу перепала приличная сумма. Но думаете, эти деньги идут на расширение пропускной способности улиц? Как бы не так!
Посмотрите, что происходит на улице Мира. С усердием катают асфальт по сырой дороге. Причем там, где в этом вообще нет острой необходимости. Более того, около старых люков полно новых ям. Меняют недавно установленные бордюры на другие, такие же. И это в лучшем случае. Кое-где натуральный камень заменяют искусственным, а прежний, якобы отслуживший, вывозят в неизвестном направлении.
А горожанам ничего другого не остается, как возмущаться нашими горе-руководителями, швыряющими громадные финансовые ресурсы на ненужную, дорогостоящую работу. Впрочем, неудивительно: деньги надо срочно осваивать, иначе их заберут. К тому же у чиновников есть распрекрасная возможность, не обременяя себя мыслями о будущем, раздавать подряды.
Обидно за город. Реальные возможности сделать его лучше упущены. Потеряно время. Напрасно потрачены деньги. А дорог как не было, так и нет.
Тем временем население города растет, увеличивается и число автомобилей. Новые проблемы возникают на тех дорогах, где раньше их не было вовсе. Стало быть, это неминуемо отражается на здоровье горожан, ведь от гари и постоянной нервотрепки не спрячешься. Все чаще происходят аварии. Гибнут и калечатся люди. Добавляется работы милиции, страховщикам, медикам. Автоинспекторы кивают на местные власти, а те, в лучшем случае, просто кивают, как бы соглашаясь: да-да, грош нам цена.
 

Владимир ВОЛКОВ

Сергей 03 декабря 2007, 12:11

Да, положили на ул. Лермонтова 20 см. нового асфальта, а стыков новых понаделали, также люки по городу стали только глубже на те-же 20 сантиметров! А СВЕТОФОРЫ!!!!! Очевидно, что время горения сигналов светофора нужно увеличивать смело до одной минуты, т.к. машины просто не успевают тронуться с места, в результате за одно переключение успевает проехать только пара машин, с учетом пропуска пешеходов! УВЕЛИЧТЕ ВРЕМЯ МЕЖДУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯМИ СИГНАЛОВ, Дорогие управители!!! -пробки исчезнут! Также это должно быть видно с многочисленных установленных на перекрестках камер. Спасибо!

Анатолий 26 ноября 2007, 12:11

Согасен с автором. И дополняю, что любой серьезный математик в паре с профессиональным програмистом в состоянии просчитать оптимальные варианты распределения потоков транспорта по Ставропольским улицам. Что при нормальных условиях, исключая автоаварии конечно, в разы снимет перегрузку улиц, без каких либо значительных капвложений, за счет перестановки управляющих знаков и разметки дорог. Но для чего нужна лишь управленческая воля, мозги, здравый смысл и немного денег. А видимо власть предержащим, в пылу перманентной борьбы за сохранение своих теплых доходных кресел - ни до того, второго и третьего, а четвертым, через многочисленные "альтруистические рекет-фонды" их прочно подпирают. Причем здесь пробки на дорогах? С мигалками они им же не помеха.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях