Поиск на сайте

Социальный антрополог из Великобритании Кейт Фокс знакомит читателей с особенностями национального характера англичан. Её книга переведена и на русский язык

 

Исследовательница национального характера пишет следующее: «Что делает англичан англичанами? Это поступки, которые при нормальных обстоятельствах они никогда бы не совершили, - влезать без очереди в кассу супермаркета и выхватывать такси из-под носа ожидающих людей, «случайно» толкать прохожих и флиртовать с незнакомцами в барах...»
Фиксируя подобную реакцию людей, она попыталась определить общие принципы поведения англичан, все те негласные нормы и неписаные правила, которые в итоге и определяют национальную самобытность и характерные особенности жителей британских островов.
Результаты, полученные за более чем 10 лет подобных полевых исследований, Кейт Фокс изложила в книге «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения», изданной не так давно и на русском языке. 
Поскольку свои наблюдения, выводы и трактовки автор не подкрепляет какими-либо строгими доказательствами, книга представляет скорее выполненное с юмором и самоиронией описание негласных поведенческих норм современных англичан, а не строгий научный труд.
Вместе с тем, у себя на родине эта работа удостоилась восторженных откликов со стороны читателей, критиков и социологов.  По всей видимости, Кейт Фокс попала в самое яблочко с ее версией того, что представляет собой загадочная английская душа.
Социальная антропология, которую часто называют также культурной антропологией, относится наряду с социологией, психологией, политологией, экономикой к так называемым социальным, или поведенческим, наукам. Все они изучают поведение людей индивидуально или в группах и применяют схожие методы исследования (анкетирование, интервью, наблюдение, анализ документов и т.д.).
В свою очередь, предмет изучения социальной антропологии - это социальные структуры и взаимодействие в них людей. Ученые, работающие в этой области, заинтересованы, как правило, в понимании скрытых глубинных процессов, протекающих в обществе, в установлении неписаных законов, по которым функционируют различные субкультуры и социальные образования. 
Там, к примеру, где большинство из нас как само собой разумеющееся воспринимают правило этикета не появляться на работе в пижаме, социальный антрополог найдет основание для исследования, каким образом в данном социуме сложилась подобная норма.
В своей попытке обнаружить некое ядро, совокупность скрытых базовых моделей, по которым можно судить о характере нации в целом, Кейт Фокс предупреждает, что не существует неких универсальных законов английской самобытности, которые бы исповедовало все общество в целом. 
Исследуя причины и проявления английской самобытности, Кейт Фокс попыталась представить результат в виде наглядной диаграммы (см. рисунок вверху). По ее мнению, источником «болезни» англичан, сердцевиной их национальной ментальности является то, что она назвала социальной неловкостью, из которой, в свою очередь, проистекают взаимосвязанные между собой «симптомы» - всем известные английский юмор, классовость, почти маниакальная вежливость и т.д.
Под социальной неловкостью ученый понимает, в первую очередь, отсутствие непринужденности, дискомфорт и некомпетентность в сфере социального общения; смущение, замкнутость, стеснительность, боязнь близких отношений и неспособность нормально, открыто взаимодействовать с другими людьми. 
Таким образом, считает Кейт Фокс, каждый раз англичанине испытывают неловкость в социальных ситуациях (то есть почти постоянно), они становятся либо чрезмерно вежливыми и чопорными, либо шумными, грубыми и агрессивными. И хваленая «английская сдержанность», и пресловутое «английское хулиганство» (на стадионах, например), считает она, являются лишь производными симптомами пресловутой социальной неловкости.
Затрудняясь сказать, что явилось первопричиной этого «недуга» - климат, история или география, Кейт Фокс отмечает ряд существенных особенностей, сближающих англичан и японцев, и предполагает, что, возможно, фактор маленького перенаселенного островного государства сыграл здесь определенную роль.
Исходя из всего вышесказанного, нетрудно видеть, считает автор, что заложенные на почти бессознательном уровне поведенческие модели англичан направлены, фактически, на своего рода корректировку, исправление заложенной в нации на почти генетическом уровне неспособности к нормальному социальному общению. 
Потому и английское чувство юмора, и английская вежливость, и приверженность принципу «честной игры» являются своего рода маскировкой, непроизвольной реакцией на ситуации, вызывающие неловкость или дискомфорт. 
Если не знаешь, что сказать, шути; если не хочешь обидеть или поставить кого-то в неловкое положение - будь вежливым, скрывай свои истинные чувства и мнения, вплоть до лицемерного притворства.
В России также существует свыше десятка крупных центров изучения и преподавания социальной антропологии, включая кафедру социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета. 
В сферу интересов российской школы социальной антропологии входят такие проблемы, как уличная субкультура больших городов, культурные механизмы поддержания социального равновесия, проблемы адаптации, натурализации и т.д. 
Так, например, научными сотрудниками СГУ за последние несколько лет были выпущены работы, посвященные формированию современной российской идентичности, становлению новых ценностных систем в обществе, поиску социокультурной идентификации в молодежной среде Юга России.
В отечественной литературе - как научной, так и художественной - можно найти немало работ, авторы которых пытались дать всеобъемлющее описание российской ментальности, основных черт русского национального характера. 
В качестве проекта «Открытая» газета предлагает читателям попробовать себя в роли социальных антропологов и составить свой собственный список качеств и черт, формирующих русский (авар-ский, чеченский, осетинский и пр.) национальный характер. 
Подобно тому, как это сделала Кейт Фокс, заполните, пожалуйста, диаграмму внизу, указав, что, по вашему мнению, составляет сердцевину, ядро вашей национальной самобытности, а что является производными этого в трех категориях. Это моральные ценности, мировоззрение и рефлексы (бессознательные модели поведения, проистекающие на уровне рефлексов, режим «умолчания»). 
Если возможно, дайте краткое (1-2 стр.) пояснение сделанному вами выбору. Наиболее интересные работы будут опубликованы. Кроме того, мы, по возможности, постараемся систематизировать полученные результаты, чтобы дать общую картину того, какими видят себя наши читатели различных национальностей. 
 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях