По данным психологических исследований, две трети из нас при определённых условиях готовы причинить боль и страдание другим людям, просто следуя указаниям «начальника»
Признак «степени покорности»
Ровно 50 лет назад, в октябре 1963 года, 30-летний профессор Йельского университета (США) Стенли Милгрэм (1933-1984) опубликовал результаты проведенного им психологического эксперимента, ставшего впоследствии одним из самых известных и обсуждаемых в истории социальных наук.
По словам Милгрэма, изначально он хотел лишь оценить степень покорности своих соотечественников, их готовность следовать авторитетам даже в ущерб собственным понятиям о морали и нравственности. То же исследование ученый планировал затем провести и в Германии.
Сравнив полученные данные, Милгрэм надеялся выяснить, не является ли чрезмерность подобного пиетета (преклонения) перед властями отличительной чертой немецкого характера.
В этом случае можно было бы говорить о психологической составляющей германского фашизма с его концлагерями, газовыми камерами и миллионами обычных людей, прямо или косвенно ответственных за их возникновение и функционирование.
Однако лететь за океан молодому психологу не пришлось – полученные в родном штате Коннектикут результаты оказались настолько шокирующими, что смысл в европейском турне отпал сам собой. Позже Милгрэм так написал об этом:
«Я нашел столько повиновения здесь, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии... Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины».
Бездумно выполнить приказ
Пытаясь выяснить, насколько далеко готов зайти средний американец, следуя распоряжениям начальства, профессор Милгрэм создал для испытуемых следующую ситуацию. Придя в университет по объявлению в газете, они узнавали, что будут участвовать в исследовании влияния наказания на эффективность процессов обучения.
Согласно предложенному сценарию, после деления по жребию на «учителей» и «учеников» последние должны попытаться запомнить и воспроизвести определенный набор слов (черный – кот, сильный – ветер и т.д.). В свою очередь «учителю» вменялось в обязанность наказывать «ученика» за каждый неправильный ответ кратковременным ударом электрического тока.
Для этого в распоряжении участника был специальный электрошоковый генератор, позволяющий изменять напряжение от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При этом все переключатели были четко помечены («слабый удар», «чувствительный удар» и т.д.), а сам «учитель» до начала эксперимента получал возможность испытать на себе болезненность электрошока в 45 вольт.
Надо ли говорить, что и руководящий экспериментом «ученый», и вытянувший короткую спичку «ученик» были всего лишь приглашенными актерами, а истинным объектом исследования всегда становился «учитель».
Став сначала свидетелем привязывания своего напарника к креслу (по легенде, чтобы тот не сорвал случайно электроды), он отправлялся в соседнюю комнату за стол с генератором электрошока.
С этого момента испытуемый мог только слышать по интеркому «ученика», а также общаться при необходимости с находящимся поблизости «профессором».
Тёмная сторона натуры
В ходе эксперимента, следуя полученным инструкциям, «учитель» должен был наказывать своего подопечного ударом тока, повышая напряжение на 15 вольт с каждым неправильным ответом (15, 30, 45 вольт и т.д.). Меж тем по переговорному устройству испытуемый мог слышать, как его «ученик» непроизвольно вскрикивает от боли на отметке 75 вольт, заявляя, что разряды становятся очень болезненными при 120, и наконец отчаянно умоляет все прекратить и выпустить его, когда напряжение достигает 150 вольт.
Мольбы продолжались вплоть до 330 вольт, после чего наступала полная тишина и человек за стеной переставал подавать какие-либо сигналы. Искренне беспокоясь за состояние «ученика», участник эксперимента всякий раз протестовал, обращаясь за поддержкой к «профессору», но слышал от него в ответ лишь твердые «пожалуйста, продолжайте», «у вас нет другого выбора, вы должны продолжать», «я ответственен за все, что происходит здесь, продолжайте», «рассматривайте молчание как неправильный ответ, дальше, пожалуйста» и т.д.
Конечно, на деле никакого наказания «ученика» электрошоком не было. Все его реплики воспроизводились с магнитофонной пленки, а сам «профессор» всегда прибегал к последовательности четырех одних и тех же фраз.
Подобным образом, используя контролируемые условия, Милгрэм хотел оценить долю покорно-пассивных людей в американском обществе, готовых подчиниться чужой воле даже в этой относительно простой ситуации. Ведь, отказавшись продолжать эксперимент, испытуемые абсолютно ничем не рисковали, а прекратить страдания своего подопечного они могли, просто сказав «нет» незнакомцу в лабораторном халате.
Сам Милгрэм и его коллеги полагали, что при таком раскладе 99 из 100 американцев завершат досрочно эксперимент, увидев, какие явные мучения и боль причиняют «ученику» их действия.
Шокирующие результаты
Можно представить шок и изумление ученых, когда порядка 60% всех испытуемых дошли до конца, «наказав» разрядом в 450 вольт напарника, к тому моменту уже не подававшего признаков жизни.
В то же время, отмечал Милгрэм, никто из этих людей не испытывал удовольствия от содеянного, и для подавляющего большинства «учителей» данная ситуация обернулась сильнейшим стрессом.
Потея и заикаясь, кусая губы или нервно смеясь, они умоляли «профессора» остановить экзекуцию (наказание), и все же, услышав очередное «продолжайте, пожалуйста», эти во всех отношениях нормальные люди покорно щелкали переключателем, посылая «ученику» все более сильный разряд.
На протяжении следующих 20 лет похожие эксперименты с равным «успехом» были воспроизведены десятками ученых в различных странах мира. Сам Милгрэм впоследствии повторил свой эксперимент порядка двадцати раз, внося в него всякий раз те или иные изменения.
Полученные результаты, по мнению психологов, убедительно свидетельствуют, что склонность к подчинению авторитетам является универсальной чертой человеческой натуры, слабо зависящей от пола, возраста или национальности.
Свидетельство тому, например, и недавняя (2009) работа американского ученого Джерри Бергера. Воспроизведя с минимальными изменениями классический эксперимент Милгрэма, Бергер обнаружил, что сегодня, как и полвека назад, примерно 60% его соотечественников готовы дойти до самого конца и наказать по требованию «профессора» нерадивого «ученика».
Александр ЛЕОНТЬЕВ
Не знаю, насколько правильные выводы сделали ученые, но, на мой взгляд, такое "подчинение" может быть также следствием отсутствия банальной персональной ответственности "учителя" за содеянное: ведь профессор прямо говорил, что он отвечает за все, что здесь происходит. Ничего личного, как говорится, я только исполнял приказ...
Добавить комментарий