Поиск на сайте

По данным психологических исследований, две трети из нас при определённых условиях готовы причинить боль и страдание другим людям, просто следуя указаниям «начальника»

 

Признак «степени покорности»
Ровно 50 лет назад, в октябре 1963 года, 30-летний профессор Йельского университета (США) Стенли Милгрэм (1933-1984) опубликовал результаты проведенного им психологического эксперимента, ставшего впоследствии одним из самых известных и обсуждаемых в истории социальных наук.
По словам Милгрэма, изначально он хотел лишь оценить степень покорности своих соотечественников, их готовность следовать авторитетам даже в ущерб собственным понятиям о морали и нравственности. То же исследование ученый планировал затем провести и в Германии.
Сравнив полученные данные, Милгрэм надеялся выяснить, не является ли чрезмерность подобного пиетета (преклонения) перед властями отличительной чертой немецкого характера.
В этом случае можно было бы говорить о психологической составляющей германского фашизма с его концлагерями, газовыми камерами и миллионами обычных людей, прямо или косвенно ответственных за их возникновение и функционирование.
Однако лететь за океан молодому психологу не пришлось – полученные в родном штате Коннектикут результаты оказались настолько шокирующими, что смысл в европейском турне отпал сам собой. Позже Милгрэм так написал об этом:
«Я нашел столько повиновения здесь, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии... Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины».

 

Бездумно выполнить приказ
Пытаясь выяснить, насколько далеко готов зайти средний американец, следуя распоряжениям начальства, профессор Милгрэм создал для испытуемых следующую ситуацию. Придя в университет по объявлению в газете, они узнавали, что будут участвовать в исследовании влияния наказания на эффективность процессов обучения.
Согласно предложенному сценарию, после деления по жребию на «учителей» и «учеников» последние должны попытаться запомнить и воспроизвести определенный набор слов (черный – кот, сильный – ветер и т.д.). В свою очередь «учителю» вменялось в обязанность наказывать «ученика» за каждый неправильный ответ кратковременным ударом электрического тока.
Для этого в распоряжении участника был специальный электрошоковый генератор, позволяющий изменять напряжение от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При этом все переключатели были четко помечены («слабый удар», «чувствительный удар» и т.д.), а сам «учитель» до начала эксперимента получал возможность испытать на себе болезненность электрошока в 45 вольт.
Надо ли говорить, что и руководящий экспериментом «ученый», и вытянувший короткую спичку «ученик» были всего лишь приглашенными актерами, а истинным объектом исследования всегда становился «учитель».
Став сначала свидетелем привязывания своего напарника к креслу (по легенде, чтобы тот не сорвал случайно электроды), он отправлялся в соседнюю комнату за стол с генератором электрошока.
С этого момента испытуемый мог только слышать по интеркому «ученика», а также общаться при необходимости с находящимся поблизости «профессором».

 

Тёмная сторона натуры
В ходе эксперимента, следуя полученным инструкциям, «учитель» должен был наказывать своего подопечного ударом тока, повышая напряжение на 15 вольт с каждым неправильным ответом (15, 30, 45 вольт и т.д.). Меж тем по переговорному устройству испытуемый мог слышать, как его «ученик» непроизвольно вскрикивает от боли на отметке 75 вольт, заявляя, что разряды становятся очень болезненными при 120, и наконец отчаянно умоляет все прекратить и выпустить его, когда напряжение достигает 150 вольт.
Мольбы продолжались вплоть до 330 вольт, после чего наступала полная тишина и человек за стеной переставал подавать какие-либо сигналы. Искренне беспокоясь за состояние «ученика», участник эксперимента всякий раз протестовал, обращаясь за поддержкой к «профессору», но слышал от него в ответ лишь твердые «пожалуйста, продолжайте», «у вас нет другого выбора, вы должны продолжать», «я ответственен за все, что происходит здесь, продолжайте», «рассматривайте молчание как неправильный ответ, дальше, пожалуйста» и т.д.
Конечно, на деле никакого наказания «ученика» электрошоком не было. Все его реплики воспроизводились с магнитофонной пленки, а сам «профессор» всегда прибегал к последовательности четырех одних и тех же фраз.
Подобным образом, используя контролируемые условия, Милгрэм хотел оценить долю покорно-пассивных людей в американском обществе, готовых подчиниться чужой воле даже в этой относительно простой ситуации. Ведь, отказавшись продолжать эксперимент, испытуемые абсолютно ничем не рисковали, а прекратить страдания своего подопечного они могли, просто сказав «нет» незнакомцу в лабораторном халате.
Сам Милгрэм и его коллеги полагали, что при таком раскладе 99 из 100 американцев завершат досрочно эксперимент, увидев, какие явные мучения и боль причиняют «ученику» их действия.

 

Шокирующие результаты
Можно представить шок и изумление ученых, когда порядка 60% всех испытуемых дошли до конца, «наказав» разрядом в 450 вольт напарника, к тому моменту уже не подававшего признаков жизни.
В то же время, отмечал Милгрэм, никто из этих людей не испытывал удовольствия от содеянного, и для подавляющего большинства «учителей» данная ситуация обернулась сильнейшим стрессом.
Потея и заикаясь, кусая губы или нервно смеясь, они умоляли «профессора» остановить экзекуцию (наказание), и все же, услышав очередное «продолжайте, пожалуйста», эти во всех отношениях нормальные люди покорно щелкали переключателем, посылая «ученику» все более сильный разряд.
На протяжении следующих 20 лет похожие эксперименты с равным «успехом» были воспроизведены десятками ученых в различных странах мира. Сам Милгрэм впоследствии повторил свой эксперимент порядка двадцати раз, внося в него всякий раз те или иные изменения.
Полученные результаты, по мнению психологов, убедительно свидетельствуют, что склонность к подчинению авторитетам является универсальной чертой человеческой натуры, слабо зависящей от пола, возраста или национальности.
Свидетельство тому, например, и недавняя (2009) работа американского ученого Джерри Бергера. Воспроизведя с минимальными изменениями классический эксперимент Милгрэма, Бергер обнаружил, что сегодня, как и полвека назад, примерно 60% его соотечественников готовы дойти до самого конца и наказать по требованию «профессора» нерадивого «ученика».
 

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Михаил Алфёров23 октября 2013, 11:44

Не знаю, насколько правильные выводы сделали ученые, но, на мой взгляд, такое "подчинение" может быть также следствием отсутствия банальной персональной ответственности "учителя" за содеянное: ведь профессор прямо говорил, что он отвечает за все, что здесь происходит. Ничего личного, как говорится, я только исполнял приказ...

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях