Выставка провокационных литографий Сальвадора Дали по библейским мотивам открылась в Ставрополе
Сальвадор Дали – самый, пожалуй, неоднозначный художник XX столетия. Рисовал мультфильмы для студии Уолта Диснея, создавал декорации для триллеров Альфреда Хичкока, а еще писал книги и даже ставил спектакли...
Но все это были, наверное, лишь способы покрасоваться. Свои самые сокровенные мысли ему удалось выразить лишь на склоне лет в серии графических работ Biblia Sacra («Священное послание»).
По предложению итальянского книгоиздателя он проиллюстрировал новое издание Библии. Дали был хоть и немолодым, но модным художником - и, используя его фамилию, Ватикан хотел привлечь к католицизму молодых людей.
Художник несколько лет посвятил внимательному изучению Священного Писания, воплощая свое видение Библии в разных графических манерах – акварели, гуаши, туши, пастели, карандашных набросках...
Дали использовал самые неожиданные приемы. Например, на серии работ, посвященных крестным мукам Христа, он использовал кровь улитки – при запекании она не меняет цвет, оставаясь ярко-красной.
Использовал он гончарный круг: сильно раскручивал его, а разлетающиеся куски глины превращались в «пятна» светотени. Из кремниевого ружья 1812 года расстреливал типографический камень, чтобы добиться эффекта размытости – как на древней фреске.
Затем его рисунки были переведены в литографии. Для этого под контролем Дали изготовили плоскую печатную форму, с которой отпечатано по двадцать бумажных оттисков каждого рисунка. Под каждый цвет делалась специальная заготовка.
Все – под контролем Дали, подписавшего каждый из двух тысяч оттисков. В Ставрополь привезли семнадцатые по счету копии, которые тоже считаются авторскими. И у каждой работы есть сертификат подлинности от издателя Rizzoli и экспертное заключение Минкультуры РФ.
Сами печатные формы хранятся в частной коллекции в Италии, ни в одном из российских музеев нет полной серии работ «Священное послание». В российской провинции их удалось увидеть лишь благодаря частной московской компании «Артгит», которая уже привозила подлинники работ других великих художников – Ван Гога, Анри Матисса, Поля Гогена, Пабло Пикассо...
Выставка «Священное послание» сначала побывала в кисловодском музее «Крепость», а оттуда и прибыла в Ставрополь, в арт-галерею «Паршин». На выставке – 105 цветных литографий, которые иллюстрируют различные сцены Библии – от сотворения мира до воскресения Иисуса Христа.
Также Дали создал портрет святого Иеронима Стридонского, создателя канонического текста Библии на латыни. Каждую работу сопровождает цитата из Ветхого Завета или Евангелия, оттуда же взяты и названия (их придумал сам Дали).
Даже в своих евангельских работах он говорит со зрителем самым понятным языком – языком сюрреализма. Не стоит искать в литографиях Дали портретной похожести исторических героев: это скорее метафоры людей, их размытые образы.
То есть, даже прочитывая Библию, Дали остается провокатором и экспериментатором. И вдвойне символично, что сразу после окончания работы над серией Biblia Sacra... он разработал логотип леденцов «Чупа-Чупс» – один из примеров капиталистической глобализации. Такой же, каким для Дали является и католицизм.
Антон ЧАБЛИН
Добавить комментарий