Поиск на сайте

В дорожной отрасли Ставрополья чиновники и директора ГУПов вытирают ноги о трудовые права своих работников. Люди находят защиту лишь в профсоюзе

 

Рабский труд дорожников
Как человек, выросший в семье рабочих, я искренне борюсь за право каждого труженика на своевременную и полновесную выплату справедливой зарплаты. Затраченное время и энергия рабочих людей должны быть хорошо оплачены. Я сторонник распределения богатства, участия трудящихся в прибылях предприятия. 
А ведь рабочий класс не только обеспечивает развитие хозяйства страны, но и придает стабильность обществу. Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погашать платежи по кредитам, хорошо питаться, иметь автомобиль, учить детей, он доволен жизнью. А если средний класс доволен жизнью, то стране не угрожают гражданские войны и революции.
В 2008 году наш профсоюз вместе с Министерством дорожного хозяйства края подписали отраслевое региональное соглашение, согласно которому зарплата работника 1-го разряда подведомственной Миндорхозу дорожной организации должна быть не менее 5300 рублей.
На основании регионального соглашения на каждом предприятии предстояло заключить коллективный договор между работодателем и работниками, где должны быть оговорены все условия и величина оплаты труда. Министр и наша профорганизация имели полное право консультировать участников переговоров. 
Однако никаких переговоров с трудящимися не велось. В большинстве дорожных организаций колдоговоры состряпали управленцы и уже постфактум проинформировали о своих условиях работников: мол, нравится, не нравится - а будете работать так, как мы предлагаем. Не согласен - уходи. 
Коллективные договоры начали действовать с середины 2009 года. Но поскольку готовились они без обсуждения с работниками, руководители предприятий в одностороннем порядке уменьшили тарифные коэффициенты (в сравнении с теми, которые действовали раньше). Вот пример.
Для водителя 6-го разряда тарифный коэффициент раньше составлял 2,5, а теперь уменьшился до 1,47. Поэтому его зарплата снизилась с 13250 до 7500 рублей. Соответственно, уменьшились и надбавки к зарплате. Разница - почти в два раза!
Требование нашего профсоюза однозначное - вернуть людям всю недополученную за полтора года зарплату.

 

Зарплата должна быть достойной!
Встречаясь с членами профсоюза, я рассказываю об их правах на перерасчет зарплаты с момента нарушения трудовых прав. Да и как иначе: труд дорожника крайне тяжелый, вредный, сезонный, он и должен оплачиваться соответственно. А получают они гроши, потому вынуждены экономить даже на своем здоровье и питании. 
Я знаю, как питаются дорожные рабочие на некоторых предприятиях - у них очень скудный рацион, отсюда и слабый иммунитет, и высокая заболеваемость. 
Например, дорожная рабочая Марина Дынькова из Грачевского филиала Александровского ДРСУ получила тяжелое заболевание дыхательных путей. Она обратилась к директору Сергею Костенко с просьбой перевести ее на работу без вредных факторов... но была безжалостно вышвырнута за ворота предприятия даже без выходного двухнедельного пособия.
Суд восстановил незаконно уволенную работницу и обязал предприятие оплатить ей вынужденный прогул. Однако сумма оплаты за три месяца повергла в шок не только Дынькову - 13800 рублей. «Да это же кража!» - возмущается Марина Львовна в заявлении на имя спикера краевой думы.
Женщина не проработала на предприятии ни дня - директор Костенко снова ее уволил. Защиту Дынькова нашла только в профсоюзе: именно по нашему требованию разбираться в ситуации будет районная прокуратура. 
И первым результатом стало то, что Костенко с барского плеча пожаловал 5000 рублей, положенные ей - по колдоговору - к юбилею. Эту «милость» она получила спустя пять месяцев после очередного увольнения, и только по требованию профсоюза. А вот положенную доплату к отпуску она до сих пор ждет. Одинокая женщина вынуждена существовать на 800 рублей в месяц. 
Знает ли об этом министр Васильев, который публично заявляет: мол, средняя зарплата в отрасли составляет 12600 рублей?! Заглядывал ли он в зарплатные ведомости подчиненных ему районных предприятий, где оклады работников не превышают 7-8 тысяч рублей?! И это зарплаты в весенне-летнее время, когда много работы.
Осенью большинство дорожников переводят на сокращенный рабочий день, а зимой и вовсе «добровольно-принудительно» отправляют в отпуска без содержания. Те же, кто остается работать на зимнем содержании дорог, получают сущие копейки.

 

Гримасы капитализма по-ставропольски
В одном из недавних интервью министр Игорь Васильев пренебрежительно оценил наш отраслевой профсоюз как «потерявший силу». 
Между тем, когда самого Васильева (тогда директора ГУП «Дирекция строящихся автодорог») три года назад уволил его работодатель, он прибежал за защитой именно в нашу организацию. Хотя, разумеется, у него были деньги на любых, даже самых дорогих, адвокатов - но не было возможности противостоять беззаконию начальства. 
Профсоюз Васильева защитил, он был восстановлен в должности. Мы не побоялись за него вступиться, даже пойдя на открытый конфликт с близким окружением губернатора. 
Но сейчас, уже в ранге краевого министра, Васильев вытворяет то, что проделывали еще недавно с ним: закрывает глаза на многочисленные и явные нарушения трудовых прав других работников и яростно воюет с нашей профорганизацией. 
Понятно, почему многих директоров ГУПов под руководством Васильева бесит деятельность нашего профсоюза. Да потому, что мы работаем с максимальной отдачей, не давая спуску нарушителям трудовых прав!
Например, в 2008 году наш профсоюз направил министру Васильеву сообщение о грубых нарушениях прав трудящихся в Нефтекумском ДРСУ: пять работников предприятия были незаконно уволены (все члены профсоюза, двое - с многодетными семьями), однако только по решению суда с помощью нашего профсоюза восстановлены на работе. 
Директор ДРСУ Степан Абрамов упивался своей властью: сам сладко ел и спал, а рабочих унижал крошечными зарплатами за тяжелейший труд. Абрамов рьяно противостоял требованиям председателя профкома, дорожного мастера Гамзата Гамзатова: повысить зарплату работникам и восстановить незаконно сниженный разряд.
Несгибаемого профлидера дважды увольняли - и всякий раз на работе его восстанавливал суд. Гамзатов, уважаемый человек, отец троих детей, три месяца просидел у ворот ГУПа, ожидая исполнение решения суда. Где были при этом судебные приставы, Госинспекция по труду, прокуратура?!
Васильев проигнорировал коллективное обращение работников Нефтекумского ДРСУ, в котором они жаловались министру на систематическое и грубое нарушение их трудовых прав работодателем Абрамовым.
Проигнорировал он и требование нашего профсоюза расторгнуть с Абрамовым трудовой контракт. 
Увернулся от решения проблемы работников руководитель головного Буденновского межрайонного ДРСУ (филиалом которого и является нефтекумское предприятие) Антон Прокопенко. Он попросту отписался: проверку-де провели, нарушений не установлено. 
Не стала обременять себя защитой коллег и председатель профкома Буденновского МДРСУ Антонина Якименко. Да и как она пойдет против директора - она же его заместитель!
За эту сговорчивость, видимо, и получила «повышение» - нынче она рулит профсоюзными организациями уже трех подчиненных ГУПов: из Нефтекумска, Левокумска и Благодарного. И пишет от имени дорожников пасквили министру и в газеты против своего же профсоюза. Хотя дорожники об этом, наверное, и не знают.
Вот только ходит в профлидерах сама Якименко вопреки закону и уставу профсоюза. В соответствии со ст. 36 Трудового кодекса РФ, она как представитель работодателя (а именно, замдиректора) не имеет права участвовать от имени работников в коллективных переговорах и подписывать коллективный договор.
Недаром этот колдоговор мы смогли истребовать для ознакомления только через суд - работникам и даже профсоюзным активистам на руки его не дают именно такие «якименки», рядящиеся в одежды народных заступников.

 

Коррупция – это воровство у рабочих
Общеизвестно, что дороги в России - это черная дыра для бюджетных средств, и, отщипывая и распиливая эти деньги, чиновники, по сути, крадут их у простых тружеников. Когда люди объединены в профсоюз, они имеют право спросить у своих директоров, почему на территориях ГУПов находятся частные фирмы (например, «Виктория» в Александровском ДРСУ, «Дорстрой» и ЧП Деркачева в Ипатовском ДРСУ, «Просперо» в Грачевском ДРСУ). Причем ГУПы за немалые деньги арендуют у этих фирм дорожную технику, которая еще недавно принадлежала этим же ГУПам. 
Зато денег на достойную зарплату в дорожных предприятиях вечно не хватает. 
Профсоюз имеет право участвовать в управлении предприятием и распределении прибыли, а также получать информацию у работодателя об экономическом положении предприятия. Поэтому для «дорожного» министра трудовые права его подчиненных - тема неудобная, болезненная, противная его духу. Он изощряется в способах удушения профсоюза, который заваливает Миндорхоз жалобами, требованиями, не позволяя барствовать ни самому Васильеву, ни его окружению.
Год назад Васильев и его окружение начали борьбу с нашим профсоюзом, стали подсчитывать и уменьшать величину отчислений профсоюзных взносов, укрупнять профсоюзные организации. 
Цель этой скоропалительной «реформы» очевидна - разрушить устоявшуюся профсоюзную структуру, поставить ее под тотальный контроль чиновников.
Между тем в трехстороннем региональном соглашении работодатели-дорожники сами подписывались под обязательством: не вмешиваться в дела профсоюзных организаций.
Некоторые «особо преданные» директора дорожных предприятий пошли на открытый конфликт с законом - лично провели профсоюзные собрания, переизбрали профкомы, а руководство «первичками» возложили на своих замов. Так было в ДЭСУ-2, в дорожных предприятиях Буденновска, Благодарного, Левокумского, Андроповского, Грачевского, Александровского районов... 
Мнения самих членов профсоюза слушать в министерстве и ГУПах не желали. Протоколы собраний (читай: отчеты директоров ГУПов о проделанной в профсоюзах «работе» по присмирению активистов) легли на министерский стол. Хотя, согласно ст. 86 Трудового кодекса РФ, сведения о членстве в профсоюзе - это персональные данные любого работника, собирать которые без его согласия работодатель не вправе, а уж сообщать о них министру - и подавно. 
Несмотря на то, что все эти «первички» состоят на профсоюзном учете в нашей организации, протоколы их собраний к нам не поступали. Впрочем, ксерокопии некоторых таких «художеств» мы все же получили - и решения этих собраний отменены как незаконные президиумом нашей профорганизации.
Этой «войны» между профсоюзом и Миндорхозом могло не быть. Наш профсоюз всегда готов сесть за стол переговоров, пойти на взаимные уступки, найти достойный компромисс. Мы искренне и добросовестно занимаемся защитой трудовых прав не только рядовых работников, но и руководителей.
У профсоюза нет цели вбивать клин между работодателями и тружениками. На Ставрополье есть масса положительных примеров, когда директора тратят свои усилия не на борьбу с профсоюзами, а на создание лучших условий для их деятельности, выстраивание с ними честных, по-настоящему партнерских отношений.

 

Штрейкбрехеры берут под козырек 
Защита трудовых прав работающих - занятие по определению скандальное. Если работодатель нарушает права работающего, он всеми способами будет отстаивать свое решение (пусть и незаконное). Ибо в его руках мощный административный и финансовый ресурс воздействия на труженика. Директор может уменьшить ему премию, подкупить членов профсоюза - штрейкбрехеров, предателей интересов своих коллег, распустить порочащие профактивистов слухи, предложить за отречение от профсоюза повышение в должности, иные лакомые куски.
Под давлением работодателей оформляется коллективный «выход» членов из профсоюза, профлидеров прессуют пасквилями в различные инстанции, грозят уголовными делами...
Работодатели-беззаконники в ярости от того, что трудящиеся прозревают, начинают понимать их грабительскую политику. Тем более что профсоюз учит рабочих, как эффективно защищать свои трудовые права.
Мы объясняем работникам: заниженная или не полностью выплаченная зарплата - это, по сути, принудительный, рабский труд. Требуем от работодателей при заключении коллективных договоров вести обстоятельные переговоры с профсоюзом, максимально учитывая интересы трудящихся.
В курортном регионе КМВ множество профсоюзных здравниц, которые ежегодно перечисляют сотни миллионов рублей на счета Федерации профсоюзов Ставропольского края (ФПСК). Но информация об их расходовании - тайна, покрытая мраком, с чем я мириться не могу, в отличие от моих нескандальных профсоюзных коллег.
Не могу и не буду мириться с заведенной на предприятиях порочной практикой, когда рабочего, допустившего брак, наказывают лишением премии к нищенской зарплате, а директор за свой управленческий брак платит штрафы из средств предприятия. 
Не могу мириться и с существованием на предприятиях сдельной (премиально-депремиальной) системы оплаты труда. Даже премьер Путин заявляет, что это - основа закрепощения российских рабочих, причина аварий на шахтах, заводах и стройках, причина падения конкурентоспособности отечественных предприятий.
Однако, несмотря на требования Путина, местечковое начальство не хочет признавать порочности сдельной системы. Ведь несговорчивого работника за его гражданскую позицию, за то, что качает права, директор может наказать именно лишением премии.
Если отобрать у работодателей такое право, российский рабочий класс сразу воспрянет в борьбе за свои интересы.
…Под Смоленском вместе с президентом Польши погибла Анна Валентинович - легенда польских профсоюзов. Много лет она боролась с нарушениями трудовых прав в своей стране. В 1978 году Анна вступила в ряды свободных профсоюзов, ее квартира стала явкой и местом встреч активистов.
На нее давили, увольняли с работы, сажали в тюрьму и даже пытались отравить. Вице-премьер Польши как-то назвал ее «безответственной авантюристкой», после чего Анна вернула в Канцелярию совета Польши все полученные от государства награды.
«Наверное, в стране и могут быть еще бедные люди, но не должно быть людей запуганных», - любила повторять Анна Валентинович. Это кредо независимых профсоюзных лидеров во всем мире, в том числе и на Ставрополье.
И наш профсоюз будет и впредь бороться за то, чтобы в крае не осталось ни одного запуганного, затравленного, униженного работодателем труженика.

 

Галина ПАСЕЧНИК,
председатель краевой организации профсоюза 
работников автотранспорта и дорожного хозяйства

 

От редакции

 

Нельзя не согласиться с Галиной Николаевной Пасечник: борьба за гражданские права в нашей стране проходит на фоне травли независимых профсоюзных активистов всеми доступными средствами - с использованием административного, финансового, судебного ресурса. И деятельность самой Пасечник, и возглавляемого ею дорожного профсоюза - самое яркое тому подтверждение.
Недавно сразу в двух обласканных властью краевых изданиях («Ставропольские губернские ведомости» и «Ставропольская правда»), которые опекают губернаторские визири Юрий Белолапенко и Василий Балдицын, появились однотипные статьи. В них все перевернуто с ног на голову: защищающая трудовые права Пасечник (и ее профсоюз) - «скандалистка», а игнорирующий интересы работников отрасли министр Васильев - ее жертва, белая овечка.
Обе публикации объединены и общим «поводом» - жалобой замдиректора Буденновского ДРСУ (и заодно председателя профкома) Антонины Якименко. Якименко сетует своему шефу Васильеву: Пасечник баламутит-де воду - вдумайтесь только! - постоянными жалобами на нарушения трудовых прав рабочих. 
В обеих газетах беспардонным комментатором профсоюзной деятельности выступает сам министр Васильев. Хотя, в соответствии с Трудовым кодексом, он вообще не имеет права вмешиваться в деятельность профобъединений.
Министр тоже жалуется в газетах: дескать, профсоюзы и меня задолбали жалобами, работать мешают. Если б министр и вправду сгорал на работе, то наши дороги не были бы кошмаром для автомобилистов, труд рабочих - рабским, а зарплата - нищенской.
Пасечник мешает Васильеву в одном - без шума и пыли «осваивать» огромные бюджетные бабки. «Тихо» не получается: министра и его окружение сотрясают коррупционные скандалы. Да только все уголовные дела по ним замирают где-то на полпути к справедливому возмездию. Может, потому что их карьерный путь устлан банкнотами, которые «экономятся» на наших разбитых дорогах.

 

алла21 сентября 2010, 17:09
 
 
 
 

Да а что твориться в сельском хозяйстве с зарплатами просто ужас пять лет назад молодым специалистом начинала работать в совхозе платили зарплату 1000 рублей на руки выдавали 500,остальное в конце года после урожая. А что профсоюз?? и прокуратура и все остальные.все куплено

Василиса21 сентября 2010, 10:17
 
 
 
 

Алексу: ей-то может и выплатят, а остальным ЧТО делать? Действительно. Министр Васильев похоже забыл - с чьей помощью он сам попал на этот пост?... Кто его рекомендовал на эту должность? Да-да.... Вы очень удивитесь - но та самая скандальная Пасечник очень помогала ему в карьерном продвижении... И в судах восстанавливала, и слезы и сопли утирала, когда его уволили... Вот уж правда - гусь свинье не товарищ.

Alex20 сентября 2010, 12:53
 
 
 
 

Как уже все это надоело. Да выплатите ей зарплату

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях