Поиск на сайте

 

 

Детскому экологическому движению на Ставрополье - 55 лет

 

Юные экологи выводят в лабораториях абрикосовых хомячков и пушистых морских свинок с шахматным окрасом, выращивают в оранжереях банановые «деревья» с толстенными связками бананов, а в перерывах между работой подкрепляются вареньем из выращенных своими руками экзотических плодов – инжира, физалиса и фейхоа.
Этим «ботаникам» и «зоологам» по 8-16 лет. По-настоящему «вкусной» и увлекательной наукой они занимаются на Кисловодской станции юннатов – одной из нескольких сотен краевых «зеленых» организаций, отмечавших на днях весьма солидный юбилей – 55-летие детского экологического движения на Ставрополье.

Ровно 55 лет назад – в октябре 1952 года в Ставрополе открылись двери первой в крае станции юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Тогда в юные экологи «записались» несколько десятков городских школьников, сегодня – почти 170 тысяч детей со всего края.
В «зеленых» кружках и секциях их, конечно, учат бережному и ответственному отношению к природе, проводят экологические десанты, викторины, слеты, экскурсии, КВНы... А еще им рассказывают много удивительных вещей: например, о том, что полиэтиленовый пакет, брошенный в лесу, разлагается 200-300 лет; что хомячок может умереть от инфаркта, когда вы берете его на руки – так учащается его сердцебиение; что самый страшный стресс для аквариумных рыбок – когда человек забавляется, щелкая пальцами по стеклу.
Конечно, все это очень важно и нужно, ведь еще 40 лет назад основатель Всемирного фонда дикой природы сэр Питер Скотт сказал: «Если те, кто охраняет окружающую среду, хотят спасти Землю, то их самой важной задачей должно стать образование». Но хочется узнать, а могут ли дети «по-настоящему» помочь в решении экологических проблем и надо ли вообще ждать от них «взрослой» помощи и «взрослых» дел?
Директор краевого центра экологии, туризма и краеведения Наталья Сотникова уверяет: «Дети не просто могут помочь – они реально помогают! Представьте, каждый год юные экологи вывозят тонны мусора из ставропольских лесов и парков и высаживают сотни тысяч деревьев, кустарников и цветов. За пять лет школьники Ставрополья посадили 208 080 деревьев – это абсолютно точные, задокументированные цифры! Если представить зеленые насаждения в виде непрерывной цепочки, получится дорога протяженностью свыше тысячи километров!
Может быть, вы не найдете на больших географических картах названий многих рек и речушек, очищенных нашими детьми – Капельная, Ессентукская, Дубровская, Джемуха, Кучук, Шелудивая… Но так ли это важно? Ведь для ребенка самая небольшая из этих речек – его малая родина, и когда он очищает речку – он заботится о своей родине».
В Кавминводском регионе, где бездумно уничтожаются луга и степи с растениями из Красной книги, экологи из детского объединения «Зеленый мир» уже несколько лет выращивают семена исчезающих видов в искусственной среде – на альпийских горках. Благодаря «Зеленому миру» утерянные было растения вновь высажены в окрестностях Кисловодска и в предгорье Бештау. Выращенные семена редких растений школьники, по согласованию с учеными, даже рассылают в ботанические сады мира – Санкт-Петербург и города Германии…
«Если каждый человек сделает хоть одно доброе дело для сохранения природы, то как прекрасна будет планета Земля» – так звучит лозунг дней защиты от экологической опасности. Хочется добавить, что «зеленые» дети Ставрополья заботятся не только о природе – они шефствуют над обелисками и памятниками воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, и проводят небольшие благотворительные акции. Как, например, ребята из станицы Галюгаевской, которые весь урожай фруктов и овощей с пришкольного участка отдают в дом пожилых людей и местный детский садик.

Строки из писем юных экологов, опубликованные в разное время в краевой экологической газете для детей и юношества «Зеленый портфель»

 

Евгения САВЧЕНКО, 9-й класс, Ессентуки:
«Первое, что необходимо понять каждому человеку: Земля - живое, разумное существо, ей неприятно, больно и обидно, что она грязная… Пора действовать, нельзя допустить, чтобы Земля - уставшая наша планета - заболела окончательно и прекратила всякую жизнь. И начинать надо с себя: наведите порядок в душе, в мыслях, помогите слабым и больным, приберите мусор…»
Юля ЕРМАКОВА, Арзгирский р-н, Садовская средняя школа:
«Земля сегодня стонет от боли, взывает о помощи и остается пока по-детски беззащитной перед варваром-человеком. У него сегодня власть над природой, упивается он ею и не ведает, что творит».
Юлия ПЛЕЩЕЕВА, 7-й класс, Буденновск:
«Наше городское озеро Буйвола когда-то было уникальным, чудесным уголком природы, а сегодня превращено горожанами в грязное, дурно пахнущее болото. Это и мусорные свалки, промышленные и строительные отходы. У людей накапливается мусор, и они несут его к озеру.
Мы проводили трудовые десанты. Очищали берега от бытового мусора, летом благоустраивали пляж: завозили песок, расчищали места отдыха. Но хватало этого ненадолго… Мы обращаемся к жителям Буденновска с просьбой беречь наше озеро. Ведь оно нужно нам всем!»
Маргарита ЧУДЕНЦОВА, 10 лет, станица Ессентукская:
«Я могу сделать так, чтобы вокруг стало меньше зовущих, страдающих существ - для этого надо быть внимательной, прислушиваться к природе, к ее советам… Может быть, и природа захочет подружиться со мной и откроет свои заветные тайны».
Саша КОСТЮЧЕНКО, 10 лет, станица Ессентукская:
«Природа создала человека, думая, что вырастет из него помощник, а он истребляет ее. Много животных уничтожил человек, много погубил. Она, природа, дала человеку жизнь, а он отплатил ей черной неблагодарностью».
Даша CОКОЛОВА, 5-й класс, село Каменная Балка:
«Почему воюют взрослые? Они, наверное, забыли, как были когда-то детьми и играли в одном дворе. Взрослые своими войнами воруют у детей детство».
Стас ВНОРОВСКИЙ, 2-й класс, Кисловодск:
«Моя мама работает на станции юннатов Кисловодска, учит детей беречь природу. А кто этому научит взрослых?»
Никита, 12 лет, беженец из Чечни:
«Почему-то в наших школах не любят новеньких, особенно тех, кого называют переселенцами. Их везде унижают и бьют. От этого они становятся раздражительными, жестокими и грубыми. Наша школа многонациональная, но и в ней порой плохо относятся к приезжим, поэтому где находится школа, я говорить не хочу - мне стыдно и обидно.
У нас в классе есть ребята, приехавшие, как и я, из Чечено-Ингушетии, Азербайджана, Армении. И было бы лучше, если бы мы стремились узнать друг друга, обычаи разных народов. Нам очень нужно научиться понимать и уважать друг друга, вместе делать хорошие дела - убирать и украшать дворы домов и улицы, где мы живем, - например, сажать там деревья и цветы».

Фатима МАГУЛАЕВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий