Поиск на сайте

над Пятигорском никогда не развевалось

 

Здравствуйте, уважаемая «Открытая» газета! В прошлом номере вы опубликовали статью «Понять ислам и сердцем, и умом», рассказывающую про будни мусульманской уммы (общины) Пятигорска. И сегодня в продолжение этой темы мне хотелось бы на страницах вашего издания рассказать историю становления ислама в нашем курортном городе.

 

Пятигорск, ставший в одночасье столицей Северо-Кавказского федерального округа, - город во всех отношениях особый, имеющий уникальную историю. Впрочем, сейчас повсеместно появляются выступления самодеятельных историков, которые трактуют его прошлое всяк на свой лад.
В частности, представители различных этносов уже начали вести разговоры о том, кто же настоящий хозяин этой территории. Например, можно найти заявления о неком кабардинском происхождении названия Пятигорск. Хотя, как ни странно, топонимы (географические названия) в этой местности имеют в основном тюркскую основу.
Много разговоров сегодня ведется и по поводу того, сколь долгую историю насчитывает ислам в Пятигорске: якобы сегодня город просто возвращает себе утраченный в советское время статус религиозного центра мусульманских республик. Впрочем, несмотря на кажущееся миролюбие подобных заявлений, местное русскоязычное население уже начинает испытывать серьезный дискомфорт.
Так, имам пятигорской мечети Мухаммад Рахимов в интервью одному из исламских информагентств даже заявил: мол, в Пятигорске до Октябрьской революции было аж четыре мечети! Вынуждена разочаровать уважаемого религиозного лидера. До 1917 года в городе не было ни одной мечети, а жителей города, исповедовавших ислам, можно было пересчитать по пальцам.
Чтобы в этом убедиться, достаточно просто пролистать путеводители, издававшиеся в те годы дирекцией КМВ. Так, например, в путеводителе по Кавминводам за 1912 год в разделе, посвященном Пятигорску, читаем: основу городского населения составляют русские, поляки и немцы.
Что касается поляков, то они были сосланы на Кавказ после очередного польского восстания против Российской империи (1830-1831 гг.). А вот немецкие колонии буквально опоясывали территорию современного Пятигорска - сегодня это населенные пункты Иноземцево, Константинов-ская, Марьины Колодцы, Блюменфельд. Немецкое население в Пятигорске значительно уменьшилось после Октябрь-ской революции, затем с началом коллективизации 1930-х годов, а в 1941-1942 гг. кавказские немцы пережили насильственное выселение в Казахстан.
Национальный состав Пятигорска определял и наличие храмов различных конфессий. До революции в городе было построено четыре православных храма (пятый находился в станице Горячеводской, которая тогда еще официально не входила в состав Пятигорска). Были еще армянская церковь, католический костел и немецкая кирха. И ни одной мечети. 
Работая в республиканском архиве Владикавказа (до 1921 года Владикавказ был центром Терской области, в состав которой входил и Пятигорск), я как-то наткнулась на интересный документ, датированный 1912 годом.
Пятигорская городская управа решала вопрос о возведении первой мечети для нужд мусульман. И в итоге члены управы категорически отказали в разрешении на это строительство. Как было отписано в сопроводительной записке, основная причина отказа - в Пятигорске проживает большей частью христианское население.
Из представителей мусульман в городе имели собственные дома лишь около десятка представителей горских народов - в основном княжеского рода (как, например, кабардинская семья князей Тархановых). Также, по данным городской управы, в городе проживало около полутора десятков выходцев из Дагестана, которые зарабатывали на жизнь лудильным и кузнечным промыслом. Еще было несколько десятков азербайджанцев, «которые в сезон занимаются продажей фруктов на базаре». 
Кроме того, в обосновании своего отказа члены город-ской управы указали, что участок на улице Соборной (сегодня площадь Ленина), который запрошен под строительство мечети, находится «на скорбной дороге», по которой православные проносят в последний путь своих покойников для отпевания в кладбищенской церкви. По мнению отцов города, соседство с мечетью могло «оскорбить религиозные чувства» местных христиан. 
Кстати, до революции не было в Пятигорске и ни одной синагоги. Объяснялось это очень просто: лицам еврейской национальности было запрещено селиться в курортном городе, разрешение на жительство давалось только по особому распоряжению полиции. 
Впоследствии, уже в годы советской власти, в Пятигор-ске какого-либо культового строительства не велось. Более того, были снесены три православных храма. В том числе самые старинные, в строительстве которых принимали участие еще главные архитекторы Пятигорска, швейцарцы братья Джузеппе и Джованни Бернардацци. А вот большой храм Михаила Архангела (в районе современного хладокомбината) уцелел потому лишь, что его побоялись взрывать из-за близости к полотну железной дороги. Зато долгое время большевики использовали его как склад.

 

Александра ЛАРИНЦЕВА, журналист,
с 1987 по 1993 годы старший научный 
сотрудник Пятигорского музея краеведения

 

Пятигорец26 июня 2010, 21:18

 
 
 
 

Согласен, "зеленое знамя ислама над Пятигорском никогда не развевалось". Но к сожалению, уважаемый автор не очень хорошо знает историю Пятигорска. Синагога в Пятигорске официально существовала с 1882г.(это указано и в путеводителях по КМВ)и находилась на месте современной СОШ №6. А мечеть в Пятигорске в 1912г. было разрешено построить на весьма отдаленной окраине, но пятигорские мусульмане предпочли совершать богослужения "полулегально" в частном доме Лукашева на Крайней(ныне - Чкалова) улице. Хотя официальной мечети не было, но существовали частные молитвенные дома, может быть и четыре, по числу крупных семейств. Вообще, не стоит сразу бросаться черезчур эмоциональными лозунгами, следует внимательно и спокойно разобраться.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях