Поиск на сайте

Похоже, существует определенная закономерность между образом жизни и смертью

На надгробии своего мужа заботливая жена решила оставить эпитафию: «Ты ушел рано, потому что возвращался поздно!» Все люди рано или поздно умирают. Но предпочитают не думать о неизбежном. Совсем. Потому что жутко «не стать»! Страшно умереть мучительно. Многие хотели бы просто заснуть, не испытывая страданий. Но почему-то не всем везет.

Существует закономерность между образом жизни и видом смерти. И как бы не отмахивались люди от морали, ни во что не верили, а смерть обмануть нельзя! У нее своя принципиальная нравственность. Она настигает каждого с эксклюзивным напитком воздаяния. Воздаянием за мерзкие дела. Но можно избежать предсмертных мук, позорного, несуразного, бессмысленного ухода в мир иной! Многие знают о том, почему правитель Галилеи Ирод приказал отрубить голову святому Крестителю. Креститель обличал Ирода в сожительстве с женой брата, Иродиадой. На свой День Рожденья Ирод устроил пир вельможам. Саломия, дочь Иродиады, плясала на этом пиру и угодила правителю. Тот поклялся исполнить любое ее желание. Саломия, по наущению своей матери, тут же попросила принести ей на блюде голову Крестителя…
Дни Саломии закончились страшно. Она провалилась под лед замерзшей реки Сикорис (сейчас Сулла) в Илерде (ныне Лерида- горнолыжная область Испании). Тело оказалось в воде, а голова застряла на поверхности. Льды перерезали ей шею…
В 19 веке поэт Барков писал на стихотворения Пушкина пародии с матами. В этом состояла гениальность всего изобретательного ума Баркова. Возможно, кто-то и восхищался «талантом» пародиста. Однако же сам он утонул в туалете. И на его надгробии написали: «Жил погано и умер срамно».
В 20 веке большевики нашли алчного сельского жителя и заплатили ему, чтобы тот разрушил местную церковь. Мужчина выполнил свою работу. Пришел домой и похвастался жене. Жена в этот момент купала маленькую дочку. Сын играл на полу. Мальчик ответил отцу: «Нам не нужны эти деньги!» Внезапно на мужчину напало бешенство. Он схватил топор и стал гоняться за ребенком. Жена кинулась спасать сына. Малышка, оставленная без присмотра, утонула. Когда мужчина пришел в себя и осознал, что стал убийцей, пошел и повесился.
Самая страшная смерть- это самоубийство. Человек думает, что убежит от себя. Но, а если все-таки душа бессмертна. И смерть - не конец, а только переход в другую жизнь? Какой ужас будет ждать несчастного самоубийцу за гранью жизни!
А вот современный пример: наркоман Васильев всю свою жизнь мучил близких и окружающих людей. Воровал, избивал родную бабушку, ножом пырял даже собственную жену. Умер он не от передозировки. Дружки прирезали, раздели до гола и бросили на полу общественной уборной.
Бывает, человек уходит из жизни насильственным путем, претерпевая боль ради высокого святого дела. Тогда его смерть становится осмысленной. Жертва его не напрасна. Имя остается в светской истории, как героя, борца за правое дело. А в церкви не редко таких мучеников канонизируют.
Например, митрополит Филипп- единственный человек, дерзнувший обличать жестокость Иоанна Грозного, за что и поплатился головой.
В дневниках Л.Толстого упоминаются смерти верующих крестьян. Они, предчувствуя свой уход, собирали домашних. Прощались с ними, благословляли. Ложились на лавку под иконы, скрещивали руки на груди и словно засыпали.
Есть смерть понятная нам, вытекающая из обстоятельств. Например, сорвался альпинист, разбился. Он знал, что рисковал и проиграл…
Христианство так объясняет причины случайной, на первый взгляд, смерти. Преждевременная смерть - благо для человека, попирающего заповеди и не способного к покаянию, потому что, во-первых, уменьшает его страдания в аду (меньше грешил, меньше страдает). Во-вторых, является возмездием в жизни временной, что тоже уменьшает страдания человека. В-третьих, страх смерти останавливает других негодяев. В-четвертых, обеспечивает мирную жизнь их потенциальным жертвам.
Вот и получается, что за слова и поступки каждый человек несет ответственность.
А. Гнездилов – сотрудник института им. Бехтерева говорит: «Когда люди приходят в непосредственную близость со смертью, сразу же всплывает вопрос: «А больно ли умирать?» И тут мы сталкиваемся с понятием боли. Боль - это понятие, конечно, тотальное. И боль одного человека, она никогда не остается в изолированном состоянии. Начинают болеть его близкие, родственники, друзья. Начинают страдать люди, которые ухаживают за ними, персонал медицинских учреждений. В конце концов, общество платит за боль одного человека. И, в конечном счете, это все упирается в то, что человек испытывает сам. Боль воспринимается не только как физическое начало, она воспринимается как духовная, психическая боль. И здесь мы встречаемся с удивительными моментами, что люди с чистой совестью умирают легче, чем люди, которые совершали неправильные или бездумные поступки, и, по крайней мере, у которых есть основания себя судить достаточно строго.
Поэтому вопрос смерти, конца жизни невольно смыкается с вопросами нравственности, потому что качество смерти, оказывается, определяется качеством жизни».
Христианство учит нас, что смерть - не конец всему. Это только врата в вечную жизнь! Каждый человек бессмертен. И душа останется в вечности такой, какого состояния она достигла при жизни земной. Взращивает человек в себе любовь, доброту, веру - его жизненный путь венчается смертью- сном. Если же он нес разрушение себе и окружающему миру, то ужасные, смертные муки завершат его прижизненное затухание.

Светлана ФАТЬЯНОВА

 

 

Опрос по поводу

 

Ольга ХЕЙФЕЦ, экскурсовод «Пятигорского бюро экскурсий и путешествий», Пятигорск:
– Я верю в бессмертие души, в то, что мы платим за все свои поступки и слова.
А вот как человек умирает? Зависит ли смерть от плодов его жизни? Не знаю. Мне кажется, смерть – это испытание, порог, через который нужно переступить, чтобы попасть в вечность.
Ибрагим КАППУШЕВ, мясник, фирма «Меркурий», Черкесск:
– Я думаю, воздаяние существует. И даже могу привести пример из жизни. Одна моя соседка всегда говорила плохо о других людях. Сплетничала, жутко сквернословила. Когда она умирала, у нее вывалился язык. Страшно было смотреть на покойницу!
Константин ЛЕШИН, художник-портретист, Кисловодск:
– Я не верю в Бога, но, думаю, какая-то мистическая сила все же существует. В моей жизни часто случается, что человек, сильно обидевший меня, плохо кончает, хотя я этого не хочу и зла никому не желаю. Девушка, в которой я души не чаял, обманула меня с моим же лучшим другом. Столько боли она мне причинила! Через месяц, после того, как мы расстались, она умерла страшной смертью…
Или вот еще пример. Хороший знакомый занял у меня деньги. Обещал через месяц отдать. Купил машину, разбил ее. А потом пришел ко мне и говорит: «Денег я тебе не отдам, ты все равно инвалид – они тебе не нужны». Что я мог сделать? Глупо кивал головой и все.
А знакомого через месяц нашли убитым под мостом. И я тут совершенно не причем.
Елена МОСКАЛЕВА, свечница в иконной лавке при Свято-Никольском храме Кисловодска:
– Святая православная церковь просит в молитвах о мирной и непостыдной кончине. Раз просит, значит, такую кончину еще заслужить надо! И если Адам и его будущие потомки за нарушение заповеди наказаны смертью, то своими грехами мы еще более усугубляем полученное наказание.
Некоторые люди отходят в мир иной со страшными гримасами на лицах. А другие наоборот – спокойными и просветленными. Мне рассказывала мама, как умирал один мужчина. На его лице застыл злобный оскал, нечеловеческая ненависть. Родственники просили исправить ему мимику – подрезать, подтянуть, зашить. Но, как ни странно, ничего из этих попыток не получилось. Так его и хоронили, не открывая лица.
А вот умер наш прихожанин Николай. В гробу он казался радостным, просветленным. Не было даже запаха тления, хотя тело пролежало три дня. И не было ощущения смерти, замогильного холода. А больше всего меня поразило то, что, прощаясь, дети целовали его! Дети ведь боятся покойников!
Я много похорон видела. И везде ощущался некий дух. На одних тяжесть какая-то, а на других легкость, спокойствие, тихая радость.
Вячеслав ШИШКАНОВ, директор косметической фирмы ООО «Совик», Кисловодск:
– Умереть в любой момент может каждый из нас: попасть под машину, споткнуться, удариться головой, заболеть чем-нибудь… Риск распрощаться с жизнью раньше срока многократно увеличивается, если мы осознанно идем по этому пути. Курильщик знает, что разрушает свои легкие и печень. Наркоману грозит передозировка. Пьяный, садясь за руль, почти неизбежно попадает в аварию. А бандит получит нож в спину от своих же «товарищей». Мы сами выбираем свое будущее. И как следствие – смерть.
Аслан, грузчик на Верхнем рынке, Пятигорск:
– Когда я был подростком, я убил человека. Отца у меня никогда не было, мать воспитывала нас с сестрой одна: еле-еле концы с концами сводили. А однажды она тяжело заболела. Спасти маму могла только операция, но без денег врач отказывался помогать. Как я его умолял, просил спасти умирающую мать, даже на коленях ползал! До сих пор помню холодный, равнодушный отказ. Мама умерла. А я подкараулил того врача ночью у подъезда и убил…
Суд помню, как в тумане. В колонии отсидел двенадцать лет…
Вячеслав БЕЛОНОГ, экскурсовод турфирмы «ЛАЙТ», Пятигорск:
– Мы в ответе не только за поступки, но и слова, мысли – за все! И воздаяние получаем в десятикратном размере. Если живешь тихо, мирно, то уйдешь спокойно – просто уснешь. А если злобствуешь и вредишь людям, то и умрешь в страданиях и муках.
Николай КОРЧАГИН, инженер-проектировщик, «Спектр-Телеком», Кисловодск:
– Причиненное зло возвращается к человеку «бумерангом». Поэтому, если со мной поступят подло, я не стану мстить: знаю – обидчик и так получит свою «награду».
А насчет смерти, считаю, что она не разбирает порядочных и подонков. Настигает всех. Независимо от образа жизни, дел, слов. В подтверждение упомяну бандитов. Их убивают быстро: раз – и нет человека. Быстрая, немучительная кончина. А другой беспрерывно болеет, заживо гниет месяцами, прикованный к постели, хотя никому ничего плохого не делал.
Лариса КОЛЕСНИКОВА, директор турфирмы «Эдельвейс», Кисловодск:
– Мне хочется верить, что за добро я получу воздаяние в этой жизни и в вечной, но кончина, мне кажется, все-таки не зависит от поступков. Хорошие люди иной раз так же мучительно умирают, как и плохие.
Елена МУРЗАБЕКОВА, менеджер «Пятигорского бюро экскурсий и путешествий», Пятигорск:
– Я думаю, смерть определяется по плодам жизни. Но я не берусь судить о людях по тому, как они умерли. Вот, к примеру, моя знакомая отошла в мир иной в страданиях и муках, но разве этим можно объяснить ее жизнь? Возможно она не смогла чему-то научиться, не выдержала испытания, не получила важного урока. А страданиями очистилась. Мне жаль ее. Я хочу, чтоб мои воспоминания о ней оставались светлыми. Хочу, чтобы ей на том свете стало легче.
Геннадий АРТЮХОВИЧ, инструктор по дзюдо, центр «Спорт плюс», Ставрополь:
- В истории можно найти сотни примеров, подтверждающих, что неправедные погибают со срамом, а праведные - с покоем. Но и случаев, доказывающих обратное, можно найти не меньше: примерами ничего не подтвердишь и не опровергнешь.
Что касается моего личного мнения на этот счет, я считаю, что процитированные слова грозят грешнику не страшной смертью, а страшной жизнью после смерти, и за грехи нам воздастся не на смертном одре, а после того, как мы шагнем в иное измерение. А иначе что получается: умер в муках - значит, грешник, тихо уснул вечным сном - праведник? Так?
Тогда посмотрите, какими страшными смертями умирают дети! Даже младенцы становятся жертвами извергов-насильников. Какие же страшные грехи они совершили, чем заслужили такие муки?
Кристина АГИРОВА, арт-дизайнер студии «Бьюти стайл», Ставрополь:
- Несколько лет назад у меня умерла подружка - очень хороший, порядочный человек. Ей только исполнилось 25 лет, диагноз - аневризма головного мозга - поставили уже после смерти.
Оля была человеком верующим, но мирская жизнь - быт, работа - брали свое: часто она не находила времени, чтобы сходить в церковь и сама как-то страдала душой от этого. И будто предчувствовала свой уход. Помню, незадолго до смерти говорила: «Знаешь, мне кажется, я умру какой-то страшной смертью. Так неспокойно на сердце - может, от того, что на исповедь давно не ходила?»
Права она оказалась . Ушла внезапно, неожиданно, в муках: несколько дней сильно болела голова, врач не разглядела страшной болезни, выписала таблетки, в тот же вечер дома начался приступ. Умирала очень мучительно. Девочка, которая жила с ней, долго не могла прийти в себя, говорила: «Я не знала, что люди могут так страшно кричать от боли».
Наверное, эти муки стали ее последней исповедью и прощением ее грехов, если они были...
Заур БАЙЧОРОВ, руководитель реабилитационного центра «Общество без наркотиков», Черкесск:
- Конечно же, согласен! Человек отвечает перед Богом не только за свои поступки, но и за мысли, и несправедливые слова. Для праведника смерть легка, светла, спокойна, он рад, что покидает земную жизнь и идет к Богу. А того, кто жил злобно, завистливо, жестоко, грехи начинают мучить уже при жизни - болезнями и мучительным умиранием.
Но если грешник покается и перед смертью примет Бога в сердце, он будет прощен. Библия говорит нам, что даже самому последнему разбойнику, покаявшемуся на смертном одре, Иисус сказал: «Нынче же будешь со мной…»
Антонина КОЖЕВНИКОВА, врач-стоматолог центра стоматологии «Жемчужина», Черкесск:
- О чем вы говорите? Какое возмездие? Какая страшная смерть? Воры, взяточники и бандиты умирают как раз спокойно - пожили в свое удовольствие, все блага земные отведали, безбедную жизнь женам, детям и внукам обеспечили - чего им страдать?
А вот каково помирать, когда ты бедный и не знаешь, на что завтра твои дети будут жить? Тем более, у нас в КЧР в селах живые деньги в семье - только из стариковских пенсий: уйдут родители - хоть рядом с ними ложись да помирай.
В общем, нет никакой кары на этом свете, есть одна только несправедливость.
Айгуля МУРАДОВА, выпускница Северо-Кавказского государственного технологического университета, Ставрополь:
- О возмездии в Коране сказано: «Поистине все дела оцениваются по намерениям, и каждый получит то, что он намеревался приобрести».
Болезни, мучительная смерть в исламе - это не наказание и не страдание, а особого рода утешение, одна из милостей Всевышнего. В одном из хадисов (преданий о словах и поступках пророка Мухаммада), говорится: «Болезнь - это ниспосланное Всевышним прощение наших грехов».
Через недуг люди избавляются от таящихся в них животных страстей. Грехи, совершенные человеком, - это вечные болезни его будущей Вечной жизни; а в жизни земной они - внутренняя болезнь сердца, совести, души. Временная болезнь может избавить от многих вечных мучений, поэтому такое испытание, как недуг, ислам называет благом.
Человеку придется намного тяжелее, если в его жизни царит полный штиль и покой, потому что тогда мнимыми и быстротечными наслаждениями мирской жизни он разрушает свою Вечную жизнь, и в Судный день ему воздастся сполна по его намерениям.
Назифат КАРАКОТОВА, независимый предприниматель «Амвей», Черкесск:
- Я верю в то, что каждому человеку воздастся по его делам, однако вовсе необязательно, что кара должна постигнуть его уже в этой жизни. Каждому из нас суждена своя жизнь и свои границы, выйти за которые человек не может, и говорить о том, что смерть - это зеркало жизни, мне кажется ошибкой.
Хотя вот недавно у меня умерла одна знакомая - верующая молодая девушка. И ее мама рассказывала, что эта девочка где-то за месяц до смерти говорила, как плохо ей в этом мире, грязном и лживом, и как хочется ей поскорей туда, где светло и спокойно. И умерла она как-то тихо и неожиданно - что-то случилось с сердцем, и просто уснула в ванной.
Но все-таки я против того, чтобы так буквально понимать слова о возмездии. Просто верующий человек готов к уходу, спокойно принимает его, и даже родным после похорон сны о нем снятся светлые и легкие.

Опрос провела Дарья ТИШИНА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях