Поиск на сайте

Печатное слово вчера и сегодня.

Послесловие к 15-летнему юбилею «Открытой» газеты, которая на верном пути к долгожительству

Пять лет тому назад я впервые взяла в руки «Открытую» газету, и с тех пор эта «толстушка» не перестает меня удивлять смелостью и остротой, разнообразием тематики. На мой взгляд, редакция «Открытой» олицетворяет все лучшее, чего достигла сфера журналистского интеллектуального труда. Мне показалось уместным заглянуть в прошлое мировой журналистики и понять, почему печатное слово приравнивают к четвертой власти.

С вязано это в первую очередь с научно-техническими достижениями. Изобретение фотографии привело к появлению в прессе фотокоров, которые заменили художников, создававших рисунки к репортажам. Первые снимки появились в прессе с мест боевых действий в Крымскую войну.

Быстро завоевал прочные позиции в редакциях телефон, изобретенный в конце позапрошлого века. Почти все страны мира соединил телеграф. Появление нового вида связи способствовало возникновению телеграфных информационных агентств.

Еще одна новинка - «аппарат беспроводной телеграфии», как первоначально назывался будущий радиоприемник. В 1897 году провели первую коммерческую радиотрансляцию с гонок яхт на Кубок Америки. С места событий эта новость попала прямо в газеты. «Голубиная почта», которой в начале XIX века пользовалась пресса, навсегда осталась в прошлом.

Не стояло на месте и издательское дело. Технология его развития такова: немец Кениг создал паровую скоропечатную машину, американец У. Буллок изобрел ротационную печатную машину, а его соотечественник О. Мергенталер - наборный линотип, позволивший оперативно выпускать какие угодно тиражи газет и журналов.

Кардинальные перемены происходят и внутри самой журналистики. Печатные издания занялись рекламой товаров и услуг. Французский издатель Э. Жирирден предложил рекламодателям покупать не место в газете, а подписчиков. Теперь тиражи газет стали определять цену рекламы. Это позволило прессе с крупными тиражами снижать цену на свои издания.

Новые технологии изменили и структуру редакций газет. Раньше журналист мог быть одновременно и редактором, и автором публикаций. С ростом объемов информации и возрастающей конкуренцией за привлечение читателя в редакциях начали создаваться новые отделы, появились новые специализации: обозреватель, военкор, корректор.

***

В истории мировой журналистики есть удивительный пример газеты-долгожителя. На рубеже XVIII-XIX веков в Англии появилась газета под названием The Times («Времена»).

Ее основатель, владелец типографии Джон Уолтер, решил издать «летопись своего времени» и сделал ставку на точность и широту информации. И это ему удавалось блестяще. Сначала сотни, а затем тысячи читателей из высшего общества и среднего класса начинали свой день с просмотра этой газеты.

Позднее корреспондентская сеть газеты в стране и за рубежом выросла так, что издание получало свежие новости быстрее правительства. Для оперативности редакция создала собственную курьерскую службу, приобрела корабли, почтовые кареты, кебы.

В середине XIX века газета получила прозвище «Громовержец», поскольку ее разоблачительные материалы привели к смене военного руководства и отставке правительства страны. Тираж газеты в это время составлял 60 тысяч экземпляров, в десять раз опережая ближайшего конкурента.

Безоблачным существование редакции не было: случались аресты, суды, тюремное заключение. Так, Дж. Уолтер-старший отсидел в тюрьме 16 месяцев за критику в печати умственных способностей членов королевской семьи.

Сформулированные газетой принципы в сфере журналистики востребованы и сегодня. Вот некоторые из них: издание должно быть независимым, прежде всего финансово, чтобы никто не влиял на редакционную политику; к источникам информации должен применяться принцип секретности и доверия; объективность и точность публикуемой информации обязательны; журналистское перо должно емко, точно излагать мысли.

Мне представляется, что высший пилотаж в профессии в том, чтобы мысли журналиста читатель считал своими. Или же захотел с ними поспорить. Но никогда не оставался к публикациям равнодушным.

***

Однако вернемся в нашу реальность. На мой взгляд, «Открытая» газета продолжает и развивает лучшие традиции журналистики прошлого. Быть независимым изданием общественно-политического направления непросто. Очень уж тесно сомкнулись три ветви власти, не желая допускать власть печатного слова, способную разрушить монополию в сфере влияния на общественное мнение.

Самое главное - к газете есть доверие. Газета обновляется постоянно, привлекает к сотрудничеству молодые силы. Я где-то встретила выражение, что журналистика - это очки на носу общества. Очки «Открытой» фокусируются на действительно болевых точках, отмечая и достижения.

Если бы чиновники вместо уколов в адрес газеты попытались понять, как за пятнадцать лет исключительно при поддержке со стороны читателей газета смогла встать в ряд лучших региональных изданий, думаю, в крае многое изменилось бы  к лучшему.

И все же главное, что успехами газеты гордятся ее читатели. А значит, вы, уважаемые сотрудники «Открытой», на верном пути к долгожительству!

Татьяна КАМАЛОВА
Ставрополь
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях