Поиск на сайте

 

 

Военная журналистика в России делает свои первые шаги в начале ХХ века

 
Так, во время Русско-японской войны 1904-1905 годов в Петербурге начали издаваться «Дневники войны», «Летопись войны с Японией» с иллюстрированным приложением. Появляются еженедельные военные издания «Разведчик», «Унтер-офицер» и ряд других.
Сильный толчок военной журналистике дала Первая мировая война.  Уже в первый год войны начали выходить 431 газета и 41 журнал. Печать преимущественно была частная и составляла конкуренцию официальным изданиям военного ведомства. Правда, среди военных изданий наиболее распространенной была газета-долгожитель «Русский инвалид», которая в 2013 году отметила свой 100-летний юбилей.
 
Самый знаменитый издатель - Алексей Суворин
 
Одной из популярнейших частных газет в Первую мировую оставалась ежедневная газета «Новое время», издателем которой был талантливый журналист Алексей Суворин. Вот в чем видел секрет популярности сотрудничавший в ней публицист и философ Василий Розанов: «Все целесообразно – и скандал, и шутка – все введено в газету, чтобы она была общераспространенною, первой по величине, живости и подписке».
Когда в 1912 году после смерти Суворина издание перешло к его сыну, оно стараниями сотрудников «Нового времени» продолжало оставаться популярным и с началом Первой мировой войны.
Но в декабре 1915 года владелец газеты продал её «Русско-французскому банку», и газета изменила направление в пользу финансового дела.
«Переход «Нового времени» в руки банкиров очень заботит офицеров. Что же они будут читать?» - писал Михаил Лемке, журналист суворинского издания. Оставаясь на позициях общедоступности, газета и в военное время находила путь к читателю, освещая военные события талантливо и критично.
 
 
Журнал «Огонёк» – современный долгожитель
 
В 2013 году отметил свое девяностолетие и другой долгожитель – журнал «Огонек». И хотя первый номер вышел в декабре 1899 года как еженедельное приложение к газете «Биржевые ведомости», отдельным изданием он начал выходить в 1913 году. По данным комитета по делам печати, только в Петербурге за год было продано более 1 млн. экземпляров!
Это было первое в России издание, в котором фоторепортажи занимали больше половины объема печатного материала. Даже политические новости публиковались в виде фото с краткими подписями. Так в журналистике появилась новая профессия – фоторепортер.
В годы Первой мировой войны на страницах «Огонька» читатели впервые увидели человека в противогазе, бронированное чудовище – танк, самолет-разведчик, окопы передовой и многое другое из военных будней. Именно фоторепортеры Первой мировой оставили потомкам фотодокументы о «забытой» войне.
На страницах «Огонька» появилась реклама – половина всей печатной площади! Этот уникальный для своего времени журнал прекратил издаваться в 1918 году, но был возобновлен в 1923 году Михаилом Кольцовым.
Вот уже 90 лет журнал «Огонек» живет в информационном пространстве и, несмотря на смену владельцев, не изменяет ни своего формата, ни своего направления – информировать, просвещать, влиять на общественное мнение.
 
 
Первый пресс-секретарь военного ведомства
 
И еще об одной журналистской профессии, родившейся в годы Первой мировой войны, следует упомянуть. При Ставке Верховного Главнокомандования в 1915 году  появился постоянный представитель прессы, которого по аналогии с нынешним временем можно было бы назвать пресс-секретарем военного ведомства.
Им стал журналист Михаил Лемке, штабс-капитан по званию, эсер по партийной принадлежности.
По недосмотру военных властей несколько месяцев он в дневнике записывал беседы с командованием, делал выписки из строго секретных документов, а потом написал книгу «250 дней в царской ставке», опубликованную после Октября.
Это был первый образец связи военного штаба войск с представителем прессы – военным корреспондентом. Только ведь благодаря вездесущим военкорам «с лейкой и блокнотом» узнавалась правда о войне в обход военной цензуры.
 
 
Расцвет военной сатиры. «Бич» - первый журнал
 
На годы Первой мировой войны пришелся и расцвет военной сатиры. Этот жанр был доступен и неграмотному солдату, простому работяге в городе и на селе. Карикатура на врага – мощное средство для развенчания мифа о его мощи и непобедимости.
Если на полосах газет публиковались списки убитых и тяжелораненых за день на фронтах, то от скорбных вестей хотелось получить разрядку и увидеть войну глазами художника-карикатуриста.
На первый план по популярности в годы войны выходят сатирические журналы «Бич», соредактором которого был талантливый писатель и журналист Александр Амфитеатров, и соперничающий с ним журнал «Сатирикон», особенно когда начинает его редактировать фельетонист и сатирик Аркадий Аверченко.
С 1914 года часть сотрудников стала издавать «Новый сатирикон», на страницах которого печатались сатирические стихи Владимира Маяковского. В Москве издавался сатирический журнал «Будильник».
На страницах этих журналов помещали свои рисунки выдающиеся художники Виктор Денисов (псевдоним Виктора Дени) и Дмитрий Орлов (псевдоним Дмитрия Моора). Впоследствии оба стали мастерами графики и политического плаката. К примеру, автором «Антанты» стал Виктор Дени, а «Ты записался добровольцем?» - Дмитрий Моор.
Понятно, что объектами сатирического рисунка становились злейшие враги – австриец, немец, турок. Например, австриец представлялся измученным подагрой морщинистым стариком. Это была сатира на дряхлеющую коварную Австро-Венгрию и её императора Франца Иосифа I, развязавшего Первую мировую войну.
Германия изображалась в образе упитанного бюргера, на котором трещит по швам форма, а на лице выражение самодовольства и глупости. Император – бездумное орудие кайзера Вильгельма II, в его планах - покорить весь мир. Читателей изумляло немало выдумки, когда  они  видели как черный орел – герб Австрии, больше похожий на ощипанную курицу, попадет в пасть русскому медведю.
 
 
Писатель Бабель — первый советский военкор
 
В фельетонах и сатирических заметках доставалось за недостаток снарядов и винтовок, сапог и обмундирования для воюющей армии, за нехватку санитарных поездов и медпомощи раненым, за всю неразбериху с пополнением частей и доставкой провианта.
Первым советским военным корреспондентом принято считать Исаака Бабеля. Он был солдатом Первой конной армии Буденного.
В 1919 году красные казаки отбили у атамана Шкуро бронепоезд. Один из вагонов был штаб-квартирой шансоньеток, которые веселили казаков, и там же находилась типография, которую Буденный передал своим политработникам, а Бабеля назначил корреспондентом.
Так военная журналистика обретала свое место в истории, становясь строкой и оком правды о войне, которая благодаря фото и военкорам возрождает память из забытья и помогает состояться суду истории.
 
Тамара КАМАЛОВА
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий