Поиск на сайте

 

 

Существующая в России система школьного образования даёт знания, но не учит, как ими пользоваться

 

Лучшие в мире инвестиции – те, что развивают человека. Человеческий капитал – совокупность интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и трудовой деятельности личности.

 

Жизнь студенческая
Судя по данным официальной статистики, высшее образование сегодня в России является всеобщим, но не бесплатным. Так, примерно из 1,3 млн. абитуриентов, поступивших в вузы страны в 2012 году, только 500 тыс. (40%) обучаются на бюджетной основе, в то время как остальным учебу оплачивают, как правило, родители.
В зависимости от выбранной специальности и престижности учебного заведения, такие студенты выкладывают от 60 до 360 тыс. рублей в год, что сравнимо со стоимостью обучения во многих европейских и американских университетах.
В то же время, по мнению экспертов, вследствие неадекватности вузовских программ и зачастую низкого качества преподавания, выпускники российских вузов в большинстве своем не обладают набором навыков и компетенций, востребованных современным рынком труда.
Сегодня, однако, речь на страницах «Открытой» пойдет не о проблемах и перспективах вузовского образования, а о положении дел в российских школах – том фундаменте, на котором покоится как будущее институтов и университетов, так и страны в целом.

 

Бесплатное всеобщее
В отличие от студентов, учеба подавляющего большинства школьников сегодня не стоит ничего их родителям, по крайней мере формально. В настоящее время в России существует приблизительно 700 частных школ, где обучаются около 55 тыс. детей, что составляет всего 0,4% от общего (13,3 млн.) количества учащихся.
Как правило, в таких негосударственных общеобразовательных учреждениях (НОУ) в стоимость обучения (10-150 тыс. рублей в месяц) включено: возможность занятия детей по индивидуальной программе, комфортные бытовые условия (питание, медицинское обслуживание и т.д.) и доступ к массе разнообразных дополнительных услуг (уроки музыки, спортивные секции и пр.).
Для сравнения: в рамках введенной недавно системы нормативно-подушевого финансирования, в зависимости от региона, государство на одного ученика обычной городской общеобразовательной школы тратит в год в среднем 20-30 тыс. рублей (в Москве – в несколько раз больше).
Парадные 78 тыс. рублей в год на одного ученика, приведенные на сайте Минобрнауки РФ, складываются как среднеарифметическое между расходами на содержание детей-сирот в специализированных интернатах (около 300 тыс. рублей в год на ребенка) и финансированием работы школьного кружка (1 тыс. рублей в год на ученика).

 

Рейтинги и реальность
Ни для кого не секрет, что существующие международные рейтинги академической успешности университетов довольно низко оценивают интеллектуальный и образовательный потенциал даже лучших российских вузов, косвенно вынося приговор и всей отечественной высшей школе.
Как следствие, несмотря на ура-патриотические высказывания ряда известных политиков и чиновников, ставящих под сомнение объективность подобных рейтингов, правительство РФ решило субсидировать дополнительно 15 вузов страны, чтобы, по крайней мере, пять из них к 2020 году вошли в список 100 лучших университетов мира.
В свою очередь, в сфере довузовского образования мерилом благополучия той или иной страны служат результаты международного тестирования естественно-научной и математической грамотности учащихся 15-16 лет (PISA).
Проводимое раз в три года под эгидой Организации экономического содействия и развития (ОЭСР), данное исследование охватывает сотни тысяч учеников общеобразовательных школ в более чем 60 странах мира и является, по сути, международным индикатором качества национальных систем школьного образования.

 

Состояние стабильности
Всего, начиная с 2000 года, Россия участвовала в пяти таких мониторингах, включая последний, прошедший в апреле-мае 2012 года в 42 регионах страны. Его результаты станут известны в конце этого года, однако, по мнению экспертов, наши пятнадцатилетние в очередной раз покажут весьма посредственные результаты.
Все предыдущие годы (2000, 2003, 2006 и 2009) они оказывались в нижней трети рейтинга, в окружении сверстников из Турции, Саудовской Аравии и Чили (Китай, Южная Корея и Финляндия – лидеры).
В ходе этих тестов оценивался не уровень освоения учениками школьных программ, а их способность применять полученные знания на практике.
Исследователей интересовало, например, насколько «подкованы» 15-летние подростки разных стран в умении анализировать и интерпретировать научные факты (естественно-научная грамотность), представляет ли для них трудность критически осмыслить художественный текст (грамотность чтения), способны ли они применить полученные математические навыки для работы с различными таблицами, графиками и диаграммами (математическая грамотность).
Согласно полученным данным, после восьми лет, проведенных за партой, две трети российских школьников (70%) приобрели лишь минимально необходимый, пороговый набор знаний и умений (второй уровень из пяти возможных), которым, с точки зрения международных экспертов, должен обладать любой современный человек.
Примерно 25% протестированных учеников испытали трудности с применением полученных знаний для решения даже самых элементарных жизненных ситуаций (первый уровень).
Лишь около 5% вступающих в жизнь молодых россиян оказались способными решать самые трудные задачи, являясь тем интеллектуальным резервом страны, откуда выходят юные математические гении и победители международных научных олимпиад.

 

Источник проблем
В то же самое время, как замечают специалисты, по данным других авторитетных международных исследований (TIMSS – международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов и PIRLS – исследование качества чтения и понимания текста для 4-го класса), российская школа стабильно входит в десятку лучших, когда дело касается именно того, как учитель донес до ученика содержимое своего курса, а тот, в свою очередь, его усвоил.
Другими словами, отечественные педагоги могут хорошо пересказать суть, например, закона Ньютона, но не способны объяснить детям, зачем им это нужно и как это применимо в реальной жизни.
Как результат, наши дети за годы школьного обучения механически заучивают огромные объемы информации, но не приобретают привычки мыслить самостоятельно.

 

Герои России
Не так давно стало известно, что работа российских школьниц Лизы Сосновой и Тины Кабир попала в топ-пятнадцать лучших научных проектов международного конкурса «Гугл – Наука в действии». Ученицы 8-го класса частной московской школы «Новое образование» на своей страничке в Интернете благодарят родителей, классного наставника, учителя физики и администрацию школы за поддержку и интерес к их работе.
В свою очередь, россияне-победители регионального этапа, среди которых есть как учащиеся обычных школ, так и специализированных, для одаренных детей, упоминают, как правило, лишь помощь со стороны близких и любимого учителя.
Учитывая, что в стране лишь 12% детей обучаются в гимназиях, лицеях, спецшколах с углубленным изучением языков и т.д., можно предположить, что стремление пробудить искренний интерес к своему предмету, в противовес практике «впихивания» в головы учеников формул и теорем, является скорее индивидуальным почином педагогов-энтузиастов, нежели образовательным стандартом средней школы.
А без этого, уверены специалисты, ждать каких-либо кардинальных улучшений в российской системе школьного образования, в том числе и в части тестов PISA, в ближайшие годы не приходится.

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Теги: наука


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий