Поиск на сайте

Каким будет краеведение будущего, размышляют читатели «Открытой»

 

На днях в Ставрополе прошли третьи эколого-краеведческие чтения, посвященные 105-летию со дня рождения Владимира Георгиевича Гниловского. В них участвовали ребята из 12 школ, представив три десятка исследовательских работ в пяти номинациях. Выступавшие преподаватели вузов говорили о проблемах краеведения, о роли, которую сыграл В.Г. Гниловской в изучении Ставрополья. Чтения закончились, но проблемы остались.
Не секрет, что краеведение многолико, его можно сравнить с цветком. С одной стороны, всё красиво, гармонично, целостно, но с другой - требует не только знаний о «лепестках», «пестике», «тычинках» (своего рода направления в краеведении), но еще о строении цветка в целом. В крае немало исследователей, которые внесли вклад в развитие науки, но, увы, они не способны донести научные знания до населения. Язык их статей труден и непонятен.
В то же время у нас мало популяризаторов, которые в доступной форме способны грамотно преподнести научные знания. Сразу приходят на ум имена Перельмана, Акимушкина, Обручева, Ферсмана, Верзилина. Читая их книги, многие открывали для себя целые миры, приобщались к самим основам науки. Вместе с Обручевым читатель проникал в «центр Земли» или отправлялся в «затерянный мир», где бродят доисторические животные. Акимушкин открывал удивительное многообразие животных, Верзилин - растений, Ферсман погружал в мир камня.
Еще меньше ученых-краеведов с энциклопедическим подходом, к которым как раз можно отнести В.Г. Гниловского. Когда анализируешь его биографию, понимаешь, что само провидение дало ему карты в руки. Он получил прекрасное образование, жил в то время, когда в крае шло описание территории и уникальных природных объектов, многие из которых стали памятниками природы.
Все это вместе взятое и позволило ученому обобщить накопленный к тому времени краеведческий материал. Более того, объединить краеведов в единое движение исследователей природы и истории Ставрополья.
Честно говоря, мы, ученики Гниловского, завидуем ему. Ведь, если посмотреть на нынешних краеведов, все они разобщены, а отношения их осложняются «межвидовой» борьбой, скажем, в историческом направлении. У нас, по сути, нет единого краеведческого информационного центра, который мог бы суммировать накопленные знания. А объединиться краеведам мешает банальный эгоизм.
Но сплотиться нам просто необходимо, и сделать это лучше всего под конкретным именем, которое устраивает всех. В данном случае - В.Г. Гниловского. Говорим это мы не потому, что являемся руководителями Ставропольского ЭКО-центра Человека им. В.Г. Гниловского, а как люди, отстаивающие идею объединения. Ведь, если в краеведении не будет преемственности, у Ставрополья не будет будущего.
В.Г. Гниловской, почетный житель Ставрополя, автор «Занимательного краеведения», воспитал не одно поколение краеведов. Одна из аудиторий в СГУ названа в его честь. Немало усилий ученый предпринял для сохранения памятников истории, был редактором сборников по краеведению. Главная черта характера Гниловского - в его жертвенности. Он отдавал работе всю свою энергию. А ныне некоторые стараются ворваться в краеведение, чтобы лишь снять сливки.
Между тем нельзя не сказать и о тех ученых, которые положили жизнь на сохранение научных и краеведческих текстов. К ним можно отнести разностороннего ученого, доктора филологических наук К.Э. Штайн и ее достойных учеников.
Они отбирают тексты, анализируют их, комментируют, после чего дают им новую жизнь на страницах антологий. Так, в свое время в свет вышла книга «Ставрополь в описаниях, очерках, исследованиях за 230 лет» - это 1300 страниц уникальных материалов от «ставропольской крепости до сегодняшнего дня».
Краеведение должно иметь несколько уровней познания. Для дошкольников и младших школьников оно должно преподаваться больше на чувственном уровне. Школьники среднего звена, имеющие уже начальные знания о природе и истории Ставрополья, могут благодаря наставникам углубить свои представления о тех местах, где живут.
Но в школах порой бессмысленно заниматься экологическими проектами, поскольку власть и вышестоящие инстанции на них просто не реагируют. В экологическом краеведении есть масса исследовательских проектов, когда ребята изучают загрязнение памятников природы, нанесение вреда лесным массивам, выявляют мусорные свалки. Но ответную реакцию со стороны властей юные патриоты не видят. Только не надо, господа чиновники, забывать, что бессмысленный труд убивает в человеке человека, а в пытливом уме - исследователя.
И последнее. Мы с легкостью забываем прошлое, но ведь в нем не все было плохо. Именно с середины прошлого века до 1980-х краеведение приобрело системный характер и мощно поддерживалось государством. Почему от тех «застойных» времен и следа не осталось?

 

Василий ГААЗОВ,
Марина ЛЕЦ,
краеведы

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях