Поиск на сайте

 

Коллектив сельской школы, участвуя в конкурсах и экспериментах, не только создал себе имя, но и научился добывать деньги

 

85-95 процентов выпускников Гофицкой средней школы поступают в высшие и средние специальные учебные заведения. А, став студентами, сельские парни и девчата продолжают успешно учиться, становятся лидерами своих вузов. Не случайно за последние семь лет пять выпускников школы удостоились в своих вузах стипендий фонда Потанина. Как известно, олигарх своими деньгами не разбрасывается, система отбора лауреатов очень жесткая.
Доводилось слышать мнение от педагогов об особых связях директора школы Геннадия Батищева в руководстве краевого минобразования. Мол, Гофицкая школа - это хорошо раскрученный бренд, и не более того…

 
Сам себя не похвалишь...
- Да, к нам относятся по-разному, - смеется Геннадий Васильевич Батищев, - я согласен, что мы раскрученный бренд. Вот только мы сами себя раскрутили, своими делами, упорным трудом всего коллектива. Только последние два-три года наше имя стало работать на нас, а до этого были годы упорного и внешне незаметного труда. Я двумя руками голосую за такую раскрутку, за такой PR. Да, мы знаем себе цену и научились рекламировать себя. И это нужно не для славы, а для получения различных грантов, чтобы иметь возможность развиваться.
Коллектив школы участвует практически во всех акциях и проектах районного, краевого и российского уровня и почти всегда добивается успеха, что оборачивается немалыми денежными поступлениями, доступом к современным технологиям и методам обучения.
А начиналось все с краевого конкурса школьных дворов. Когда готовились к нему, поняли, что любое явление надо рассматривать в комплексе. Красивый, ухоженный двор не самоцель, гораздо важнее понять, для чего это нужно, что это может дать в воспитании детей.
Только когда стали наводить красоту во дворе не ради показухи, а для того, чтобы улучшать нравы сельской детворы, то стало ясно, как и что представлять на конкурс, как оформлять бумаги. Стали лауреатами.
А недавно 11-классник Тимофей Жиренкин стал лауреатом всероссийского конкурса ученического самоуправления. Парню было что рассказать жюри, потому что самоуправление в Гофицкой школе существует реально и является основой ее жизни.
На счету ребят множество добрых дел. Они посадили 500 деревьев в селе, с помощью взрослых отремонтировали фонтан в центральном сквере, разбили клумбы у храма, ежегодно дают благотворительные концерты силами художественной самодеятельности, на которые приходит чуть ли не все село. Взрослые охотно покупают билеты, потому что знают: эти деньги пойдут на благое дело.
- Эти шесть дней конкурса были лучшими днями в моей жизни, - признался Тимофей, - я почувствовал себя взрослым и понял, что умею подать себя.
- Это же так важно в современных условиях, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Наталья Батищева, - сегодня без резюме тебя и на работу не возьмут, другими словами, надо уметь себя «пиарить», рассказывать о своих достоинствах.
 
Прощай, информатика
- Информатика себя изживает, - такое неожиданное заявление сделал заместитель директора по информационным технологиям Сергей Калашников.
- Как же так? Сегодня только и говорят о необходимости развития информационных технологий в современной школе…
- Вот именно – технологий. А информатика – это лишь инструмент, необходимый для их освоения. Чистая информатика нужна и интересна только узкому кругу учащихся, мы же стараемся создать в школе среду, в которой бы дети с первого класса приобщались к компьютеру как прикладному средству обучения.
Сергей Павлович заводит меня в класс информационных технологий. Здесь самые современные компьютеры, интерактивная доска, проектор. Занятия проводятся не только по информатике, но и по истории, литературе, физике, химии. Практически вся техника приобретена на средства от грантов, спонсорской помощи.
Школа участвует во всероссийском проекте «Информатизация системы образования». Фактически на ее базе испытываются новые формы и методы обучения.
Что это дает? Очень многое. Во-первых, это сотни электронных учебных программ, которых еще нет даже в самых элитных городских школах.
Во-вторых, это дополнительная оплата учительского труда. За то, что педагоги апробируют новые электронные учебники и пособия, им платят фактически вторую зарплату.
Сегодня в эксперименте задействовано 17 учителей. Они не только учат детей по новым методикам, но и готовят отзывы и замечания для разработчиков учебных программ.
Геннадий Васильевич и Сергей Павлович продемонстрировали некоторые электронные пособия. Историк по образованию, Батищев показывает то, что ближе ему. Вставляет диск в ноутбук, и мы смотрим материалы по второй мировой войне. Выбираем тему: «Начало Великой Отечественной войны». Вот на мониторе появляются газеты тех лет с официальными документами, репортажами с мобилизационных пунктов. Вот запись обращения Молотова к гражданам о начале Великой Отечественной войны. А это уже звучит голос Сталина, который перед лицом смертельной опасности вынужден был вспомнить нормальные человеческие слова «братья и сестры». Обилие фотографий, иллюстраций, документальных кадров поражает.
- И так по всем разделам всемирной истории, - говорит Геннадий Васильевич. - Когда у учителя был такой богатейший материал?! Вспомните, как учились мы, какие были наглядные пособия! Это настоящая революция в учебном процессе.
Когда я был на семинаре в Москве, академик Сергей Капица сказал, что у российского образования есть шанс выйти на самые передовые позиции в освоении информационных технологий. Мы сейчас не только не отстаем от Европы и Америки в области образовательных технологий, но даже в чем-то опережаем их.
Как здорово, что в этих глобальных преобразованиях сельская школа оказалась на переднем крае! Только директор направил около 200 замечаний и предложений по улучшению учебных программ. Приезжавшая в прошлом году комиссия, в составе который были не только московские чиновники и ученые, но и представители Всемирного банка реконструкции и развития, финансирующего ряд проектов, признали, что деньги, выделенные сельской школе, отработаны в полной мере. И убедили их в этом не педагоги, а учащиеся.
Ребята сами рассказывали, что и как им преподают, чему они научились. Это тоже в рамках той самой науки – уметь себя подать.

Учить учиться
Глядя на это информационное изобилие, невольно задаешься вопросом: «А в чем теперь будет заключаться роль учителя? Неужели ему только и останется, что нажимать клавиши компьютера? Не девальвируется ли в такой ситуации роль личности педагога?»
-Я думаю, что нет, - уверенно заявляет Батищев, - но формы проявления личности учителя, конечно же, меняются. Ему теперь надо брать на себя не столько функции рассказчика, сколько комментатора, аналитика. Оттого, как он подберет материал, как построит фабулу урока, будет зависеть, сумеет ли он пробудить у ребят интерес к теме, появится ли у них желание взять домой этот диск, чтобы глубже окунуться в изучаемый материал. Задача учителя теперь пробуждать в детях жажду знаний, учить их, как добывать самим знания.
- Давно пришла пора пересмотреть критерии оценки педагогического труда и оценки знаний школьников, - добавляет Сергей Калашников. – А вы знаете, что наша школа по существующей системе оценок не самая лучшая в районе? У других показатели выше. Но зато больше половины призовых мест на районных олимпиадах занимают наши ребята. А многие родители, уезжая в города, оставляют детей при бабушках и дедушках, чтоб окончили нашу школу. И правильно делают.

Сергей ИВАЩЕНКО

с. Гофицкое, Петровский район

 

михаил 15 мая 2008, 08:34

СПАСИБО "Открытая"! Именно такие примеры продвигают правильную педагогику и ломают этот стереотипный подход: "Все упирается в деньги!" ...и можно сидеть сложа руки. М.Ю.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях