Поиск на сайте

Рынок коммунальных услуг в России станет более прозрачным

 

Все чаще на страницах «Открытой» поднимаются проблемы ЖКХ: журналисты и читатели с возмущением рассказывают о том, что рынок коммунальных услуг на Ставрополье абсолютно непрозрачен. Потребители элементарно не могут выяснить, за что они платят деньги. Поэтому есть все основания полагать, что коммунальщики необоснованно обогащаются за счет населения. Ваша газета подробно писала об этом в предыдущем номере в статье «Золотой сор из избы».
Анализ прессы говорит о том, что такая же ситуация и в других регионах страны. И решить эту системную проблему намерено правительство России. 30 декабря прошлого года своим постановлением оно утвердило «Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». Постановление вступило в силу 4 февраля.
Несмотря на название, этот документ касается широкого спектра предприятий ЖКХ, которые обеспечивают наши дома тепловой энергией, горячей и холодной водой, а также занимаются канализацией стоков и утилизацией (захоронением) твердых бытовых отходов. Отныне все они обязаны предоставлять информацию о своей деятельности неограниченному кругу лиц независимо от цели получения этой информации.
Жилищно-коммунальные службы могут доводить эту информацию до потребителя тремя способами. Во-первых, публиковать в официальной прессе. Во-вторых, размещать на своих официальных Интернет-сайтах (причем актуальная информация на сайте должна храниться не менее пяти лет). В-третьих, предоставлять в ответ на письменные запросы граждан и юрлиц (ответ должен быть дан не позднее 20 дней после получения запроса, а сам потребитель может выбрать один из двух способов доставки запрашиваемой информации: по почте или личное вручение).
Итак, обязательному раскрытию подлежит весьма широкий спектр информации о деятельности коммунальных предприятий.
Во-первых, они должны отчитываться о расценках и тарифах на свои услуги (включая тарифы на подключение к инженерным сетям), надбавках к ним и сроках действия этих расценок. Причем для каждой конкретной цифры должно быть указано правовое основание для ее утверждения: реквизиты (номер и дата) решения регулирующего органа, а также источник официального опубликования данного решения. Это необходимо для того, чтобы потребитель мог лично перепроверить каждую из указанных цифр. 
Во-вторых, коммунальные службы обязаны информировать население о показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Это себестоимость услуг (с разбивкой по всем основным видам затрат, включая затраты на оплату труда производственного и управляющего персонала), бухгалтерский баланс, показатели выручки, прибыли, изменения стоимости основных фондов, численности персонала и даже данные о технологических потерях.
В-третьих, предприятия ЖКХ будут раскрывать информацию об основных потребительских характеристиках своих услуг. Это количество аварий на инженерных сетях, длительность ограничений подачи тепловой энергии, горячей и холодной воды и число людей, затронутых такими ограничениями.
Поставщики тепловой энергии также должны информировать население о количестве часов (суммарно за год), когда по их вине температура в отапливаемых помещениях опускалась ниже нормативной. А поставщики горячей и холодной воды обязаны рассказывать о количестве проведенных санитарных проб и о том, соответствует ли поставляемая ими вода СанПиНам (санитарным нормам и правилам). Аналогичные сведения по исполнению СанПиНов должны предоставлять населению предприятия, которые канализируют стоки. 
В-четвертых, коммунальные службы будут информировать население о своихинвестиционных программах и их исполнении, а именно, откуда конкретно поступили и куда потрачены инвестиционные средства (с разбивкой по кварталам). 
В-пятых, предприятия ЖКХ будут отчитываться о порядке подключения к инженерным сетям. Население узнает, каковы резервы мощностей в системах тепло- и водоснабжения и канализации стоков; сколько подано и зарегистрировано заявок на подключение к сетям, сколько из них исполнено, а по скольким вынесен отказ. 
Также в публичном доступе отныне будут типовые формы заявок на подключение к инженерным сетям и исчерпывающий перечень документов, которые с вас могут потребовать помимо заявки. Но что самое главное - коммунальщики должны довести до населения подробное описание алгоритма своих действий при получении такой заявки (со ссылками на правовые акты). Ведь не секрет, что зачастую плата за подключение к инженерным сетям (особенно для юридических лиц) устанавливается попросту «с потолка», безо всяких правовых оснований.
Итак, вся перечисленная информация должна доводиться до населения максимально оперативно. Скажем, если коммунальщики изменяют размеры тарифов или порядок подключения к инженерным сетям, то обязаны известить население об этом в срок до 30 дней. Финансово-хозяйственные показатели и инвестиционные программы также должны публиковаться не позднее 30 дней после того, как предприятие ЖКХ сдало свой годовой бухгалтерский баланс в налоговый орган.
Впрочем, несмотря на очевидные плюсы этого постановления, в нем есть серьезный изъян. Правительство почему-то не определило орган, призванный контролировать, как коммунальщики исполняют стандарты раскрытия информации. В постановлении не найдете вы также и санкций, которые ожидают те предприятия ЖКХ, которые откажутся предоставлять населению обязательную информацию о своей деятельности.
Хотелось бы верить, что скоро этот законодательный пробел будет восполнен. Ведь иначе предпринимаемые правительством меры по наведению порядка на рынке ЖКХ останутся половинчатыми.

 

Элла ЧАБЛИНА, юрист

 

Дмитрий Кокаев20 марта 2010, 19:53

 
 
 
 

Свежо предание, да верится с трудом. Так они нам всё показали и рассказали.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях