Поиск на сайте

 

 

Работы разных стран и эпох вобрала в себя выставка в краевом музее изобразительных искусств, уникальность которой отражена в самом её названии

 

В экспозицию вошла самая ценная часть фондов - античное наследие, образцы культуры стран Востока и Передней Азии, западно-европейское и русское искусство. А поскольку посвящена она юбилейной дате в истории самого музея, 50-летию со дня основания, то еще отражает и пополнение коллекции. Этим последним обстоятельством и объясняется лишь на первый взгляд случайное соседство 268 экспонатов, различных по видам, школам, направлениям, времени.
Особенно удачным для формирования собрания музея можно считать первое десятилетие его работы, когда Ставрополь получил огромное число работ из государственных хранилищ Эрмитажа, Русского музея, Новосибирской картинной галереи.
Со временем практика, когда большие музеи делились или обменивались произведениями искусства с регионами, сошла на нет, а главным источником новых экспонатов стали частные коллекционеры - любители и хранители прекрасного. Имя каждого из них вошло в историю краевого музея.
Выставка воспроизводит особняк зажиточной купеческой семьи: произведения искусства - картины, изделия из бронзы, гипса, фарфора - органично сочетаются с редкой и ценной мебелью, настольными лампами, посудой, множеством других предметов минувшей старины.
Открывают экспозицию произведения отечественной и зарубежной графики. Оценить мастерство рисовальщика А.О. Орловского, восхищавшее Пушкина, можно по работе  «Всадник» - энергичный штрих, то легкий серебристый, то густой бархатистый, он несет в себе отпечаток темперамента художника.
Учебная штудия «Рисунок натурщика. Геракл» А.Л. Шустова, воспитанника Петербургской Академии художеств, демонстрирует основательность школы, где совершенству графического мастерства уделялось самое первостепенное значение. Представление о технике рисунка дает и работа Е.З. Краснушкиной «На ярмарку». Автор почти не прибегает к контуру, но рисунок отчетливо ясен в каждой мельчайшей детали. Короткий штрих создает ощущение света, яркого, залитого солнцем дня.
Работа тушью, избранная А.М. Васнецовым, переносит в Михайловское, в «приют спокойствия трудов и вдохновенья». А вот для Л.Ф. Лагорио, А.Г. Горавского и В.К. Червинского источником вдохновения стал Кавказ. Они побывали здесь в разное время и по-разному раскрыли его мир, полный красок, энергии, патриархального быта.
Мастеров Голландии, Италии, Франции, Испании, Австрии представляют гравюры, выполненные в техниках резца, офорта, пунктира, литографии.
Офортной техникой в совершенстве владел современник Рембрандта Антонис Ватерлоо. «Пейзаж с крестьянским домом», представленный на выставке, передает природу во всей ее свежести и непосредственности, а трепетные штрихи придают изображению движение.
Многофигурная композиция большого размера с рисунка Боскарати «Аллегория на вторжение в Италию наполеоновских войск в 1796 году» - невероятно трудоемкая работа гравера Розаспины, который достиг тонких переходов благодаря редкой технике пунктира.
Отдельный зал посвящен русской иконописи и сформирован в основном за счет поступлений от частных лиц. Поздние иконы, которых большинство, относятся к XVII - началу XX века и принадлежат школам Средней Руси, Русского Севера и так называемой «народной».
Народные идеалы в иконе связаны с ветхозаветными сюжетами. Композиция «Огненное восхождение пророка Илии» повествует о том, как Бог забирает праведного Илию живым на небо. Вообще Илия изображается в самых разных ситуациях: вот он лежит под кустом в пустыне, и над ним склоняется белокрылый ангел, принесший ему хлеб и воду; вот он на горе Синай, где пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому следует жить...
В экспозиции представлены образы святых, которые занимают заметное место в истории иконописи. Так, воплощение христианского святого Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя) связано с вечными вопросами совести, нравственного отношения к себе и миру. Три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, - жившие в IV веке, оставили память о себе благодаря вкладу в развитие христианского вероучения. Не случайно иконописцы всегда стремились через их образы раскрыть ту высоту, которой достигает, преображая человека, подлинная, соединенная с верой, мудрость.
Один из любимейших святых русского народа Николай Чудотворец изображается как в повторении древних образов, так и в самостоятельных изводах. К последним как раз относится образ святого в представленной экспозиции.
Икона «Святой преподобный Зосима и Святой преподобный Савватий на фоне Соловецкого монастыря» посвящена основателям обители в XV веке. Изображения Христа, Спаса, как говорили на Руси, относятся к типу, получившему название «Спас Вседержитель». Выдержанные в давних традициях, они представляют Христа в единстве человеческого и божественного.
В строгом соответствии с преданием помогают представить священное событие праздничные иконы. Одна из них - «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками» - посвящена Пасхе. Несколько икон обращено к образу Богоматери, «теплой заступнице мира холодного», как назвал ее Лермонтов.
Большинство произведений живописи, представленных в следующем зале, попали к нам из Эрмитажа, стоит напомнить, возникшего как частный музей императрицы Екатерины II. Датой его основания считается 1764 год, когда в Берлине была закуплена коллекция из 225 картин прусского купца Гоцковского.
Тогда в число приобретений попал и маленький холст с изображением вакхической сцены «Детский хоровод» кисти Джулио Карпиони, «прекрасного чистого живописца» итальянского барокко, как писал Александр Бенуа, член Совета Государственного Эрмитажа. Сейчас эта картина является собственностью ставропольского музея, став гордостью «Золотой коллекции».
Высокую оценку Бенуа в свое время получил и другой скромных размеров холст, до середины 1960-х также находившийся в Эрмитаже, а ныне представленный в экспозиции, - «Женский портрет» кисти неизвестного фламандского художника первой половины XVII века.
Лагрене, автор картины «Крещение», один из видных представителей академической живописи во Франции середины XVIII века, подает евангельский сюжет крещения Христа как торжественную пышную сцену. По всей видимости, полотно написано в период работы художника в России (1758-1762), где он по приглашению императрицы Елизаветы Петровны вел класс исторической живописи в только что открывшейся Петербургской Академии художеств.
За полвека с момента основания краевого музея коллекция рус-ского искусства заметно пополнилась работами художников XIX - начала XX века. Среди них немало выдающихся имен: А.С. Степанов, Л.В. Туржанский, В.Е. Маковский, Н.Н. Дубовской, Е.Е. Волков.
На выставке представлено творчество художников, которые пользовались широкой известностью в дореволюционное и советское время, таких как Н.П. Богданов-Вельский и В.К. Бялыницкий-Бируля. Все они были передвижниками - членами крупнейшего русского демократического художественного объединения на стыке прошлого и позапрошлого веков.
Наконец, в последнем зале можно насладиться искусством разных стран и эпох - экспонатами, в свое время составляющими коллекцию императора Александра III, ставропольских купцов Алафузовых, многих известных людей дореволюционной поры.
«Пейзаж с фигурами» кисти неизвестного фламандского живописца XVII века отличает яркая индивидуальная манера, вместе с тем характерная для своего времени и школы, которой свойственны эпичность и высокий горизонт. Как правило, такие пейзажи создавались художниками в мастерской, а не с натуры, хотя в основе их, конечно, лежали непосредственные наблюдения.
Принадлежащий новому поколению голландских художников XIX века Куккук Баренд-Корнелис в пейзаже «Приближение грозы» близок к академическому стилю, сложившемуся к тому времени. Свое творение, отображающее живописный вид северных областей Германии, Куккук наделил драматическим величием.
Два овальных изображения на меди муз Мельпомены (покровительница трагедии) и Клио (истории) - работа талантливой и популярной немецкой художницы XVIII столетия Анжелики Кауфман. Мастерски, с хорошим вкусом написанные образы отвечают духу классицизма. Вместе с тем в утонченной манере Кауфман еще виден отблеск предшествующего стиля рококо.
Датская школа живописи в российских музеях представлена скромно, а потому большой интерес вызывает полотно Мельби «Вид города Константинополя». Будучи в прошлом собственностью императора Александра III, оно украшало личные покои императрицы Марии Федоровны в Аничковом дворце Санкт-Петербурга. Не менее редкое явление в музейных собраниях - скульптурные произведения известного немецкого живописца, графика и скульптора рубежа XIX-XX веков Франса Штука, автора отливки из бронзы «Амазонка».
Выставка продлится до конца лета, но с посещением затягивать не стоит - к своему полувековому юбилею, который музей отметит в декабре, здесь запланировано еще немало интересных и ярких событий.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий