Поиск на сайте

 

Искусство модерна, которое столетие назад вызывало бешенство оскорблённой публики, ставропольцы нынче могут оценить без гнева и пристрастия

«Золотой поцелуй» – так называется выставка, которая открылась в арт-галерее «Паршин» в Ставрополе. На ней – произведения эпохи модерна: так называют рубеж XIX и XX столетий. Тогда на смену коням пришли паровые машины, а керосинки заменили электрические лампочки.

Менялась экономика, политика, общество – а с ними и искусство: на смену прежним жестоким канонам пришла неслыханная прежде дерзость: например, женское тело на картинах превратилось в неприкрытый объект вожделения.

Австрийский художник Эгон Шиле (на выставке есть его работы) с разрешения знакомого гинеколога делал зарисовки женских тел в венской больнице. Рисунки эротомана Шиле настолько откровенны и сладострастны, что их бойко скупали австрийские порнографы.

За то, что крутил романы с натурщицами (много старше его) 18-летнего художника едва не выгнали из академии живописи, а в 22 года Шиле арестовали по подозрению в педофилии. Умер он в 28 лет, а к тому времени у него были десятки, если не сотни романов. Да что там романов – скоротечных интрижек...

Для другого великого австрийца Густава Климта провоцировать снобскую публику Вены – было художественным и жизненным кредо.

Густав Климт. «Поцелуй», 1907-1908 гг.

Однажды ему заказали оформить главный холл Венского университета, изобразив на потолке аллегории Медицины, Философии и Юриспруденции. Климт выбрал для изображения образы женщин нарочито бесстыдных, неидеальных, сексуальными позами и взглядами бросающими вызов общественному вкусу.

Или взять «Юдифь» Климта – на картине экстатичная дама, которой явно доставляет неописуемое удовольствие убийство ассирийского полководца Олоферна.

Австрийские «ценители прекрасного» были так сражены бесстыдством модели и художника, что картину даже называли не «Юдифь», а «Саломея» (помните библейскую легенду о том, как коварная иудейская царица приказала отрубить голову пророку Иоанну Крестителю?)!

Климт менял любовниц, словно перчатки, у него даже было циничное правило: одна картина – одна женщина. Это правило однажды сыграло с ним злую шутку. Климт был влюблен в Адель Блох-Бауэр – жену богатого банкира и сахаропромышленника. Тот знал о порочной связи своей супруги и решил отомстить ей: он заказал Климту написать серию портретов супруги.

Красавица Адель, проводившая со своим любовником каждый день по многу часов в мастерской, наблюдала за угасанием его любви. Кстати, портреты Адели Блох-Бауэр считаются одними из самых дорогих в истории живописи: первый был продан в 2006 году за $135 миллионов, а второй – в 2016 году уже за $150 миллионов.

Есть на выставке не только живописные, но и графические работы, скажем, рекламные афиши Анри де Тулуз-Лотрека. Это один из самых, пожалуй, известных французских модернистов, имя которого и поныне окутано множеством мифов: карлик (подростком сломал обе ноги, после чего перестал расти), бармен (придумывал алкогольные коктейли), кутила и бытописатель борделей и кабаре...

А еще трудоголик – Тулуз-Лотрек за 36 лет жизни (умер, кстати, от сифилиса) оставил после себя тысячи картин, гравюр, акварелей и плакатов.

Именно к нему шли владельцы «Мулен-Руж», чтобы тот нарисовал афишу очередного представления. Для критиков каждая такая работа, нарочито ломающая художественные стереотипы, была как пощечина общественному вкусу. Но публике – нравилось. А нынче кто помнит тех критиков, зато имя Тулуз-Лотрека вписано в учебники.

Такой же трудоголик – и Альфонс Муха, пожалуй, самый известный художник Чехии, оставивший после себя огромное наследство – от театральных декораций до ювелирных украшений и табачных этикеток.

Кстати, жизнь Мухи, в отличие от иных гениев модернизма с выставки «Золотой поцелуй», была размеренной и спокойной – никаких скандалов, интрижек на стороне и кутежа. Хотя изобразить обнаженную натуру Муха тоже не был чужд.

В историю он оказался вписан благодаря монументальному циклу «Славянская эпопея»: это 20 огромных полотен, над которыми художник трудился 14 лет. Злая шутка истории: профинансировал проект американский миллиардер Чарльз Крейн, симпатизирующий Гитлеру... в то время как Муха был яростным противником нацистов. «Славянская эпопея» была подарена муниципалитету Праги, где и выставлена сейчас.

На ставропольской выставке, конечно, не подлинники таких поистине драгоценных картин, а их репродукции. Они выполнены в технике жикле – это когда на холсте струйный принтер отпечатывает фотоснимок картины. От настоящей картины отличимо мало: абсолютно точная цветопередача, зритель даже подмечает авторскую манеру мазка...

Но едва ли не интереснее, чем сами живописные работы, изучать перипетии биографий великих художников модерна. Каждый, несмотря на все скандалы, домыслы и мифы, – воистину личность с большой буквы. Не то, что тысячи сытых ничтожеств типа Петра Павленского или Мило Мойре, которые мнят себя художниками, но уже через пару лет их имена полностью сотрутся из памяти.

Антон ЧАБЛИН

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий