Поиск на сайте

Быть или не быть электричкам на Ставрополье

Бумага все стерпит
Пригородные железнодорожные перевозки еще с советского времени были планово-убыточным видом перевозок: ну просто невыгодно возить пассажира на короткие расстояния. Так, принятой в 2001 году «Программой структурной реформы железнодорожного транспорта» (она утверждена постановлением Правительства РФ) региональным властям было рекомендовано обеспечить полную компенсацию железнодорожникам их финансовых потерь на пригородных перевозках. 
Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе 2006 года «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ», который относит пригородные поездки к расходным полномочиям региональных властей. 
Это на бумаге, а что в реальности? Вот в Ростовской области и на Кубани хотя и согласовывают уровень тарифов, но выпадающие доходы перевозчикам не компенсируют. На Ставрополье власти еще пять лет назад отказались от права на госрегулирование тарифов для электричек, полностью отдав этот вопрос на откуп железнодорожникам. Во всех остальных регионах Юга России тариф для электричек установлен ниже себестоимости, а власти и впрямь выплачивают железнодорожникам компенсации - в пределах от 5 до 80% их убытков.
До последнего времени, однако, убытки были некритичными для перевозчиков. Скажем, в 2008 году ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») потеряло на электричках 35 млрд. рублей, в прошлом - 28 млрд. При этом, скажем, в прошлом году региональные власти компенсировали 2,8 млрд. Остальное железнодорожники неизменно покрывали за счет прибыли от грузовых перевозок (это так называемое перекрестное субсидирование).

 

Дело ясное, что дело темное
Но сейчас ситуация кардинально меняется. Та самая «Программа структурной реформы железнодорожного транспорта» обязывает перевозчиков с 2010 года отказаться от перекрестного субсидирования: отныне пригородные перевозки должны осуществляться на основе госзаказа, который определяют региональные власти.
А кто заказывает, тот и платит: каждый регион должен четко подсчитать, сколько ему нужно электричек и какой тариф он готов оплачивать перевозчику. Впрочем, сами железнодорожники немного смягчили эту директиву: в нынешнем году они будут добиваться от региональных властей компенсации хотя бы 50% убытков, о 100%-ной оплате речи пока нет. 
С начала года вокруг электричек в разных регионах страны развернулась настоящая война. Как заявил начальник отдела организации пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Геннадий Гришин, количество курсирующих по стране электричек за последнее время сократилось на 600 (сегодня их менее 7 тысяч). 
Возьмем ситуацию в Калининградской области. Здесь власти, как и на Ставрополье, не вмешиваются в устанавливаемый железнодорожниками тариф. Но при этом местные электрички в прошлом году принесли 400 млн. рублей убытка. «РЖД» дальновидно решили сократить самые убыточные маршруты - в основном на отдаленные от автотрасс поселки, для жителей которых электричка является единственным доступным видом транспорта. Тут вмешались антимонопольщики, посчитав, что действия монополиста «могут привести к ухудшению транспортного сообщения и ущемлению интересов потребителей». Маршруты оставили. Пока. 
Еще интереснее история в Москве и Подмосковье. Здесь ввели новое зональное деление (одна зона в пригородных перевозках - это 10 км пути), в результате чего на некоторых направлениях тариф вырос в 3-5 раз. И это, кстати, при том, что Москва и область - единственные регионы страны, где тариф всегда устанавливался на экономически обоснованном уровне (и потому «Московская железная дорога» - филиал ОАО «РЖД» - была безубыточной). Но, видимо, волшебную курицу решили заставить нести вдвое больше золотых яиц…
После скачка цен на проезд в электричках весь мегаполис встал на уши: митинги протеста, письма президенту, статьи в прессе. В итоге железнодорожники вернули прежний тариф. 
А вот Ставрополье, похоже, ждет затяжная тарифная война. Напомним, что «Северо-Кавказская железная дорога» устанавливает в крае тариф по своему усмотрению. Потому, наверное, на Ставрополье самый дорогой проезд в электричках среди всех южных регионов. Так, еще семь лет назад стоимость проезда в пределах одной зоны в крае составляла 3 рубля, а сегодня - 12. Только за последние полгода цены вырастали уже дважды: сначала на рубль в октябре, потом еще на столько же в феврале. И вот железнодорожники заявляют, что в прошлом году их потери на ставропольских электричках составили 413 млн. рублей (годом ранее - 390 млн.). 
Допустим, убытки есть, и они впрямь велики. Но при этом в краевом бюджете на протяжении уже многих лет не предусмотрены средства на компенсацию убытков железнодорожников. А все потому, что перевозчики и краевые власти никак не могут договориться по поводу размера компенсации.
Так, по расчетам Региональной тарифной комиссии, себестоимость проезда одной зоны (10 км) на ветке «Кисловодск - Минводы» составляет сегодня 17 рублей. По расчетам железнодорожников - 30 рублей. Причем тут есть сразу несколько примечательных моментов, о которых говорил на специально созванной пресс-конференции зампред правительства края Георгий Ефремов. 
Итак, по словам Ефремова, во-первых, еще год назад расчетная цифра у железнодорожников составляла всего 18 рублей. То есть выходит, что передвижение на электричках ставропольцам должно обходиться дороже, чем проезд на маршрутках и даже перелеты на самолетах (хотя априори считается, что железнодорожный транспорт - самый дешевый и потому доступный).
Во-вторых, сама методика расчетов тарифа, которую использует ОАО «РЖД», носит рекомендательный характер и не зарегистрирована Мин-юстом РФ. Однако раскрывать все этапы расчетов железнодорожники не спешат. 
Вот что заявил на этот счет начальник минераловодской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Алексей Московец: «Мы можем дать только расходы на техобслуживание и ремонт электропоездов. Но в себестоимость пригородных перевозок входят и расходы на содержание пути, контактного провода, сигнализацию, связь, диспетчерский аппарат и много другое. Сводят все эти данные в Ростове, в управлении «Северо-Кавказской дороги».

 

Ультиматум Борна
Все-таки не верится, что переполненные электрички, курсирующие между городами Кавминвод, где в час пик люди на ушах друг у друга сидят, безнадежно убыточны. Однако, исходя из собственных расчетов, железнодорожники могут запросить у краевых властей на нынешний год 420 млн. рублей компенсации.
Причем руководство «Северо-Кавказской железной дороги» уже высказало свою позицию: мол, если денег не будет, то электрички на Ставрополье могут исчезнуть. Причем угрозы подкрепляются реальными делами: перестала курсировать электричка «Усть-Джегута - Невинномысск», больше не бегает поезд до Железноводска. 
«Если реально смотреть на вещи, то переход на 100%-ное и даже на 50%-ное субсидирование убытков в этом году очень маловероятен. Зато вполне реально сокращение пригородных перевозок до минимума, то есть сохранятся поезда, только на самых популярных направлениях и только в часы пик», - рассуждает эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев. 
Между тем для Кавминвод электрички - это не просто роскошь вроде маршруток, а жизненная необходимость. Во-первых, примерно треть взрослого населения Кавминвод живет и работает в разных городах, и перемещаются между домом и работой обычно на пригородных поездах. Отмена электричек может просто подкосить экономику не только Кавминвод, но и всего Ставрополья.
Во-вторых, электрички - это единственный экологически чистый вид транспорта в курортном регионе, который буквально задыхается от выхлопных газов безмерно расплодившихся авто. Кроме того, после провозглашения Пятигорска столицей нового федерального округа транспортный вопрос на Кавминводах приобретает еще и политическую окраску. Краевые власти и железнодорожники уже создали некую рабочую группу, которая должна утрясти вопрос с размерами компенсаций. Пока что остановились на размере тарифа в 17 рублей за зону, но переговоры продолжаются. 
Впрочем, уже сейчас очевидно, что у Минераловодской железной дороги есть все возможности для того, чтобы снизить убыточность перевозок.  
Во-первых, надо восстановить систему видеорегистрации и наблюдения «Видеолок» в электричках: еще три года назад камеры слежения были установлены в 24 поездах (это почти 250 вагонов), только работают они лишь в четырех. Нужно следить за исправностью турникетов на станциях, ведь сегодня они постоянно ломаются (да и обойти их несложно). А ведь расходы на камеры и турникеты, видимо, тоже были включены в себестоимость проезда. 
Во-вторых, необходимо мотивировать разъездных контролеров на качественное выполнение работы, чтобы они проверяли билеты у пассажиров постоянно, а не только один раз за рейс. И при этом активнее бороться с нечистыми на руку контролерами (кстати, только в прошлом году в крае их было уволено больше десятка). 
В-третьих, оптимизировать расписание. Электричка из Минвод в Буденновск ежедневно отправляется в 4.02, а обратно идет в 20.20. Кто в такое время вообще будет ездить? Не лучше ли будет эти рейсы отменить, а той электричке, что выходит из Минвод в 16.28, организовать стоянку в Буденновске, а в 7.50 она по нынешнему графику пойдет обратно в Минводы? И перевозчику не придется тратить деньги на то, чтобы три часа гнать «пустышку» среди ночи. 
Согласитесь, ничего невыполнимого в этих предложениях нет - вот только, чтобы воплотить их в жизнь, железнодорожникам необходимо приложить определенные усилия. Деньги ведь надо уметь зарабатывать. А если зарабатывать лень, то куда проще выставить властям ультиматум: или выкладывайте энную сумму, или останетесь без транспорта.  

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель 
«Открытой»  газеты

 

P.S.

 

Сейчас обсуждается вопрос о создании в стране 26 пригородных пассажирских компаний, в каждой из которых 51% акций будет принадлежать ОАО «РЖД», а 49% передадут субъектам федерации. Инфраструктура и подвижной состав останутся в собственности ОАО «РЖД», которое будет сдавать их региональным перевозчикам в аренду.
Правительство Ставрополья заявило, что поддерживает идею создания такой компании в крае. Хотелось бы верить, что, став равноправными деловыми партнерами в новом предприятии, монополисты и чиновники сумеют все же договориться миром. Во имя интересов простых ставропольцев.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях