Поиск на сайте

 

 

 В Георгиевске прошёл юбилейный концерт ансамбля армянского танца «Гарун»

 

В репертуаре этого коллектива десятки народных танцев – «Лезгинка», «Шалахо», «На рынке старого Тифлиса», «Кочари», «Танец воинов»…
Визитная карточка армянской национальной культурной автономии Георгиевска, народный ансамбль «Гарун», каждый год дает по полсотни концертов в городе и крае, но тот, что прошел на днях в райцентре, был особенный, юбилейный. «Гарун», что в переводе с армянского значит «весна», отмечал свое двадцатилетие.
Вот уже два десятка лет в репетиционном зале городского Дворца культуры трижды в неделю собирается молодежь, увлеченная культурой Кавказа, и кружится в танце, отбивая ногами ритмы народных мелодий.
Самым маленьким артистам в хороводах «Гаруна» по четыре года, старшие уже учатся в вузах.
Под руководством талантливого руководителя Рены Галустян эти ребята не раз становились лауреатами краевых и региональных конкурсов и фестивалей и давно полюбились зрителям в родном городе. Вот и в этот раз посмотреть на выступление юных талантов собрались гости и жители Георгиевска.
Сказать теплые слова о своей танцевальной «альма-матер» пришли выпускники ансамбля. Некоторые из них, вылетев из родного «весеннего» гнезда, уже открыли собственные детские и юношеские коллективы.
Теперь и их ученики бережно хранят традиции и обряды народной культуры, показывая в плавных и страстных движениях красоту и эмоциональность гордых горцев. Армяне, один из самых древних этносов мира, внесли в палитру танцев Кавказа свои уникальные краски…
Армянская республика наших дней – маленькая и очень гористая область, по площади сравнимая с Бельгией, населенная всего-то тремя миллионами человек. Анатолийское плоскогорье, где армяне жили с XII по начало XX века, – один из древнейших центров цивилизации. В разное время его населяли персы, византийцы, арабы, ассирийцы, турки...
Жители каждого уголка создавали свои уникальные танцы, что привело к появлению богатейших фольклорных традиций. Однако, несмотря на «культурное изобилие», среди народов плоскогорья шли постоянные раздоры. Одной из величайших трагедий Анатолии стал геноцид армян в Османской империи в 1915 году.
Живописный армянский регион Дарон на плоскогорье был зверски опустошен турками. Большинство армян, живших там, были убиты, некоторые бежали, и лишь немногие остались жить на родине, скрывая свое происхождение.
Подобно другим сообществам иммигрантов, изгнанные армяне стремились сберечь свою этническую уникальность в танце и музыке. Спустя полвека после геноцида, в конце 1960-х годов, хореограф Азат Гарибян отважился вернуться в Дарон с фольклорной экспедицией. Он отыскал «замаскированных» армян и записал все, что они помнили о танцевальных и музыкальных традициях Дарона.
Позже он поставил одноименный номер: артисты исполняли его вплотную друг к другу, крепко взявшись за руки. Этот танец отражал «оборонительный» характер культуры народа, подвергавшегося постоянным гонениям, и в то же время показывал нерушимую сплоченность людей.
Одним из самых популярных армянских танцев уже сотни лет остается «Кочари». В древности он был связан с культом плодородия, и сегодня без него не обходится ни один семейный и народный праздник.
В 1945 году солдаты армянской национальности станцевали «Кочари» под зурну даже... возле рейхстага! Очевидец этого события Аршалуйс Сароян, прошедший путь от предгорий Кавказа до Берлина, в память о нем написал стихотворение «Танец Победы»:
...И мостовая оглушена
Дробным топотом
Быстрых ног.
Зурна голосит,
Гремит барабан,
В Берлине – зурна!
Не чудо ли это?
Шире становится
Круг армян,
Милою музыкой
Кровь согрета.
Сегодня практически в каждом городе нашего края, где есть армянская община, дети приобщаются к родной культуре в творческих ансамблях – ставропольском «Наири», пятигорском «Ани», ессентукском «Урарту», буденновском «Арцах»...
Есть среди юных танцоров те, кто в будущем собирается поступать в хореографическое училище, мечтая стать профессиональными танцорами и постановщиками. А значит, танец будет жить и развиваться, а народ сохранит свою этническую уникальность.

 

Ася АСРЯН,
студентка СКФУ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий