Поиск на сайте

 

В последнее время со стороны гражданского общества все чаще звучат сомнения в репрезентативности и правдивости социологических опросов, проводимых, как государственными, так и независимыми структурами.
 
 

Президент Хозяйственного партнерства «Новый экономический рост», Член КГИ Михаил Дмитриев:

Наш опыт проведения социологических исследований, включая недавние опросы и фокус группы, проводившиеся для КГИ и посвященные изменению политических настроений россиян, показывает, что большинство респондентов по-прежнему довольно открыто выражают свои политические взгляды, в том числе и критические по отношению к властям. Вероятно, в опросах имеется некая погрешность в связи с нежеланием небольшой части респондентов обсуждать политические темы, но она, скорее всего, носит систематический характер, слабо меняется во времени и не искажает трендов общественного мнения, наблюдаемых в регулярных обследованиях. 

Вместе с тем, ряд идеологически заряженных вопросов, актуальность которых в массовом сознании в последнее время возросла, может, по нашим социологическим наблюдениям, вызывать эффект самоцензуры, но не столько в силу страха перед властями, сколько в силу морального давления общественного мнения. На эти вопросы люди чаще дают нормативные, идеологически выверенные ответы. Это касается, прежде всего, темы патриотизма, присоединения Крыма, воссоздания сильной России как великой державы. 

Как мы уже убедились на опыте собственных исследований, по этим темам ответы на вопросы, заданные «в лоб», могут сильно расходиться с психологическими установками респондента. Это можно обнаружить, сравнивая социологические данные с результатами психологического тестирования, рассчитанного на выявление импульсивных подсознательных реакций, а не рационального восприятия проблемы. В последние годы мы активно развиваем подход к проведению фокус-групп, который сочетает методы социологического опроса с элементами психологического тестирования. Этот подход дает хорошие результаты и помогает в опережающем порядке выявлять изменения настроений, которые находятся в зоне повышенного идеологического влияния.

Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центр», профессор кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социологии ГУ-ВШЭ Алексей Левинсон:

Для получения результатов,  которые стали бы репрезентативны относительно мнения общей  генеральной совокупности, то есть всего общества, республики или города нужно соблюдать правила.  Они хорошо известны,  давно выработаны и прописаны. 

Бывает,  что на каждом этапе кто-то пытается облегчить себе работу. Это известно уже 80-90 лет,  с тех пор, когда такие опросы только начинались. Тогда эти эффекты быстро  обнаружились.  К тому же, есть средства контроля, которые помогают выявлять и блокировать преднамеренный и непреднамеренный обман. 

Но никакой контроль не является 100-процентным. Избежать ошибок невозможно.   Самое главное, состоит вот в чем. Если имеется конкурентный рынок, когда в одной и той же стране работают несколько агентств по сходной методике, задают одни и те же вопросы и получают сходные результаты - значит, все в порядке. Если у кого-то результат отклоняется,  появляется повод задать вопросы, что не так в работе этого агентства или в данном конкретном исследовании. 

Если же все получили схожие результаты, значит, дело в самой социальной реальности. 

Существует распространенная идея, что теперь люди начали бояться говорить. Это миф, неправильно так думать. 

Сейчас атмосфера прямо противоположная - не страха, а эдакого слепого упоения.  

Люди не боятся. Бояться приходится очень незначительной части общества, которая настроена оппозиционно и при этом находится на виду. 

А большинство людей легко выражают, в том числе, и критические мнения.

Проблема в том, что люди вообще не хотят участвовать в каких-то таких видах деятельности.  

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

Комментарии

Slavyan26
Аватар пользователя Slavyan26

)) Левада-центр установит пгр-гавду?!

Добавить комментарий