Поиск на сайте

 

 

Уже с начала лета в упрощенном порядке разрешат оформлять автоаварии, причина и вина участников которых не установлены.

Роль следователей фактически будет возложена на страховые компании и систему автоматической фиксации, в том числе аппаратуру «ЭРА-ГЛОНАСС».

В настоящее время использовать так называемый европротокол водители двух столкнувшихся автомобилей вправе только при отсутствии разногласий о причинах дорожно-транспортного происшествия (ДТП), то есть признании одним из участников своей вины. В этом случае ГИБДД можно не вызывать, а совместно подписанный бланк направляется в страховую компанию. 

Пусть потерпит ГАИ

Базовый лимит выплаты по ОСАГО в рамках европротокола составляет сегодня 50 тысяч рублей, а для столкнувшихся в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – 400 тысяч. 

Для получения превышающего «упрощенный» лимит возмещения водители столкнувшихся вне столичных регионов автомобилей должны зафиксировать последствия аварии с помощью фото- или видеосъемки, а координаты – спутниковым навигатором. Кроме того, с начала этого года обязательной является передача сигнала через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС», фиксирующую, как минимум, дату, время и координаты местоположения транспортного средства в момент нажатия кнопки вызова экстренных оперативных служб. 

Вступающие в силу с 1 июня поправки в федеральный закон увеличивают лимит по европротоколу до 100 тысяч рублей. Причем эту сумму можно будет получить, не вызывая на место происшествия ГИБДД, даже при наличии у его участников разногласий о причинах столкновения. Вместо заключения инспекторов дорожной полиции, по замыслу законодателей, страховщики должны будут получать «некорректируемую информацию о дорожно-транспортном происшествии». Согласно подготовленным Министерством финансов РФ правилам, в течение десяти минут после столкновения водитель обязан будет нажать кнопку вызова экстренной службы системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Сама бортовая аппаратура должна соответствовать требованиям действующих ГОСТов и обеспечивать передачу сведений о времени, координатах, направлении и скорости движения транспортного средства в момент аварии, параметрах его замедления или ускорения. Необходимость проведения фото- или видеосъемки подготовленные правила не содержат.

Кроме того, обновленным европротоколом смогут воспользоваться в том числе владельцы не оснащенных бортовыми навигаторами автомобилей: «Если нет «ГЛОНАССа», то остается мобильное приложение, требования к которому должны разработать в Российском союзе автостраховщиков. Кроме того, новый порядок касается только случаев, когда у участников аварии есть разногласия в обстоятельствах ДТП. А если их нет, то можно «по старинке» совместно оформлять извещение и обращаться к своему страховщику», – поясняет заместитель руководителя управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

По закону кнопки экстренного вызова «ЭРА-ГЛОНАСС» должны устанавливаться на все автомобили, произведенные или ввезенные в Россию после 1 января 2017 года. Исключение составляют только подержанные иномарки. Специальные требования предъявляются к автобусам (в том числе обслуживающим мероприятия Чемпионата мира по футболу FIFA 2018), транспортным средствам для перевозки опасных грузов и так далее.

К расследованию приступить...

При отсутствии документов от ГИБДД и совместно подписанного водителями извещения роль следователей возлагается по существу на страховщиков. На основании полученных от клиентов заявлений, данных «ЭРА-ГЛОНАСС» или специального мобильного приложения они должны будут определить нарушителя Правил дорожного движения (ПДД). Причем в большинстве случаев каждой компании придется проводить собственное расследование и добывать доказательства вины клиента страховщика, оформившего полис второму участнику аварии.

Как будет функционировать такая процедура, не знают даже сами опрошенные АПИ участники рынка. Например, в «Ренессанс страховании» убеждены, что поскольку за возмещением обращается потерпевший, то только на его автомобиле и должна стоять обеспечивающая передачу «некорректируемой информации» система «ЭРА-ГЛОНАСС». Тогда как в «Альфа Страховании» полагают, что ею должны оборудоваться оба транспортных средства, водители которых не смогли найти согласия о причинах аварии, не вызывали ГИБДД и претендуют на получение выплаты в рамках европротокола.

Кроме того, действующие Правила дорожного движения обязывают участников ДТП сообщать в дорожную полицию обо всех авариях, обстоятельства которых или характер видимых повреждений вызывают разногласия. Дальнейшие действия зависят от указаний самой инспекции – полиция вправе предложить участникам самостоятельно зафиксировать обстоятельства (положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, повреждения, следы и предметы), после чего проследовать на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в подразделение ГИБДД для оформления необходимых документов. 

Причем вступивший в силу в сентябре прошлого года административный регламент работы дорожной полиции не предусматривает выдачу содержащей исчерпывающие выводы справки о ДТП – участники происшествия могут теперь получить только процессуальные документы – определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования либо протокол и постановление. «В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия)», – поясняют в МВД России.

Всем поровну

В то же время по закону определять степень вины участников дорожно-транспортного происшествия вправе только суд или ГИБДД. Если такого решения нет либо служители Фемиды или дорожная полиция не смогли выявить виновника, обоим участникам аварии выплачивается половина причитающегося возмещения. 

Правда, получение такой «полувыплаты» не лишает считающего себя потерпевшим права подать иск о полной компенсации причиненного ущерба: «При рассмотрении спора суд обязан установить степень вины лиц, признанных ответственными за причиненный вред, и взыскать со страховой организации выплату с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых застрахована. Обращение с самостоятельным заявлением об установлении степени вины законодательством не предусмотрено», – отмечается в разъяснении Верховного суда России. При этом неустойки, штрафы и иные меры ответственности страховщика в случае присуждения потерпевшему второй «половинки» не начисляются.

Практика свидетельствует, что такие иски должны подаваться к страховщику, выписавшему полис предполагаемого виновника ДТП. Для доказательства причин аварии могут привлекаться эксперты и исследоваться иные материалы. Например, разрешая спор о столкновении в Санкт-Петербурге Kia Ceed и Mercedes GLK 280, административное расследование о котором не увенчалось успехом, была проведена комплексная судебная автотехническая экспертиза. Специалисты пришли к выводу, что владелец немецкого кроссовера выезжал с бокового проезда и в нарушение ПДД не уступил дорогу двигающемуся по главной улице Kia Ceed, водитель которой не превышал скорости и не совершал иных проступков. Доверившись заключению экспертов, Санкт-Петербургский городской суд принял решение о взыскании в пользу потерпевшего полной выплаты.


Справка

В 2017 году треть обратившихся за выплатами водителей при оформлении ДТП использовала «европротокол». Общая сумма таких выплат составила 11,5 млрд рублей, средняя – 27,4 тысячи.

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году в России было продано почти 1,6 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Они изначально должны оснащаться кнопками экстренного вызова «ЭРА-ГЛОНАСС». Всего в стране зарегистрировано 46,9 млн легковых автомобилей, 6,4 млн грузовиков и почти 900 тысяч автобусов.


Мнения

Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков

Страховое сообщество не приветствует данные изменения и предупреждает о рисках. По нашему мнению, повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. Это может привести к значительному росту страхового мошенничества. Большинство добросовестных граждан не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68 процентов всех ДТП покрываются лимитом 50 тыс. рублей.

Поправки предусматривают отмену условия об обязательном отсутствии разногласий участников относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений. Это приведет к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу. Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника аварии будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что маневр перестроения при продольном столкновении совершил другой автомобиль.

Учитывая негативную судебную практику, страховщики при наличии таких противоречивых показаний вынуждены будут платить по 50 процентов каждому участнику происшествия. Это приведет к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объеме, а виновники будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию – защиту имущественных интересов потерпевших.

Владимир Тарасов, вице-президент группы «Ренессанс страхование»

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» будет необходима при наличии разногласий между водителями. Новеллы закона предполагают альтернативную возможность оформления ДТП с помощью мобильного приложения, которое уже готовят Банк России и Российский союз автостраховщиков.

По нашему, мнению оформление происшествий при несогласии водителей без участия сотрудников полиции на первых порах будет незначительным, в том числе в силу низкого распространения системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Кроме того, действующие Правила дорожного движения обязывают участников ДТП при несогласии участников обращаться в полицию. Поэтому вступающие в силу новеллы закона сильно не повлияют на действующие процессы рассмотрения страховых случаев.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий