Поиск на сайте

 

В России ожидается введение масштабной системы контроля за передвижением и продажей многих товаров.

Производителей обяжут прикреплять к лекарствам, гаджетам и иной продукции специальные чипы. Такая маркировка призвана защитить рынок от фальсификата, но может привести к серьезным убыткам и проблемам для бизнеса

Конкретный список подконтрольных товаров пока не определен. По некоторым прогнозам, в группу риска попадают лекарственные препараты, косметика и парфюмерия, бытовая и компьютерная техника, запчасти для автомобилей и многое другое.

Водка без марки...

Впервые контрольная маркировка в России появилась в 2006 году – была запущена единая государственная система учета спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). Для обеспечения  достоверного учета и пресечения сбыта контрафактных напитков производителей и импортеров обязали вводить в базу данных информацию о каждой бутылке алкоголя. Но сама система,  разработанная подведомственным Федеральной службе безопасности НТЦ «Атлас»,  оказалась не готовой к реализации масштабного проекта. Даже через семь месяцев после вступления в силу обязывающего участников рынка ввести единый учет закона Минфин признал, что ЕГАИС фактически не работает.

Несмотря на эти трудности, новые требования распространили на производителей спиртосодержащей парфюмерии и оптовых поставщиков (это привело к временному приостановлению их деятельности). А с 1 июля 2016 года к ЕГАИС обязали подключаться и розничных продавцов в городах: при продаже кассир должен сканировать двухмерный штрих-код с акцизной марки, а сведения о каждой проданной бутылке крепкого алкоголя прямо с кассового терминала необходимо передавать в единую базу данных. Исключения пока сделаны только для торгующих пивом и другими некрепкими напитками индивидуальных предпринимателей, крымских ретейлеров, а также кафе, ресторанов и иных учреждений общепита.

Для работы с ЕГАИС участникам рынка необходимо закупить специальное оборудование и программное обеспечение. Затраты на внедрение такой системы только в одной торговой точке оцениваются экспертами в 40-200 тысяч рублей.

Норка-чип

В 2014 году на уровне Евразийского экономического союза было принято решение о создании системы маркировки изделий из натурального меха. Чтобы не повторять ошибки ЕГАИС, проект изначально был запущен в пилотном режиме – участникам рынка предлагалось добровольно «чипоровать» шубы, протестировав таким образом систему и отработав внутренние технологии. По данным того же Минфина, в эксперименте приняло участие более 1,3 тысячи компаний, которые использовали почти 1,7 млн меток.

Обязательная маркировка началась 12 августа этого года (АПИ писало об этом – Продажа «серого» меха влечет наказание). Радиочастотная RFID-метка с бесконтактным считыванием теперь должна вшиваться в шов товара, приклеиваться или прикрепляться в виде бирки. Стоимость каждой такой марки – от 15 до 22 рублей. Также чиновники установили переходный период – уже введенные в оборот товары разрешено было распродать в течение 45 дней. Требование о наличии контрольных знаков не распространяется на меховые изделия, ввозимые частными лицами для личного пользования, комиссионную торговлю, выставочные и предназначенные для сертификации экземпляры, экспортные товары и в ряде иных случаев.

Но проблем избежать не удалось. Выяснилось, что мощностей АО «Гознак», уполномоченного изготавливать контрольные метки, недостаточно для обеспечения ими всех участников рынка. Позже Правительство России продлило переходный период до 1 ноября, хотя надзорные органы уже приступили к рейдам по торговым точкам. Так, 7 октября инспекторы управления Роспотребнадзора по Тульской области выявили немаркированные меха у индивидуального предпринимателя Елены Солдаткиной, в тот же день за такое нарушение была оштрафована Ирина Калиниченко из подмосковных Мытищ. А в Москве на днях проверяющие изъяли более тысячи изделий на 40 млн рублей. По утверждению чиновников, они либо не имели обязательного идентификационного знака, либо были маркированы с нарушением (в частности – с бирки не удалялась защитная пленка), в иных случаях сведения о продавце изделия и самом товаре не вносились в информационную систему.

Единый стандарт

В то же время в Минфине положительно оценивают проект: «Он показал значительную эффективность применения маркировки меховых изделий в целях легализации рынка указанных изделий. Распространение указанного опыта на другие сферы представляется крайне целесообразным», – полагают в ведомстве. Также чиновники апеллируют к зарубежному опыту. Отсутствие единой системы и органа контроля, по их мнению, приводит к недобросовестной конкуренции, попаданию на рынок фальсифицированного товара и иным незаконным действиям. 

Подготовленный финансовым ведомством законопроект определяет общие требования к национальной системе маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками. Они могут быть простыми и защищенными, полиграфическими и микроэлектронными. Простыми марками признают по существу обычные штрих-коды, которые уже много лет наносятся на упаковку практически всех товаров. Согласно законопроекту выпускать такие знаки вправе сами производители, единственное новое условие – наличие двухмерного QR-кода размером не менее 20 на 20 мм. Защищенные марки разрешается эмитировать только уполномоченным организациям. Для защиты печатных контрольных знаков планируется использовать специальные бумаги (целлюлозную или синтетическую), латентные (скрытые) визуализированные изображения и голографические элементы, микротекст, водяные знаки, специальные краски, «графические ловушки» и другие средства. 

Сканировав марку, можно будет получить всю информацию о товаре, в том числе о производителе (лице, выпустившем продукцию в оборот), стране происхождения, дате выпуска, о возможности возврата и другие данные. Такие сведения вносятся в единую базу данных производителем или импортером, причем на платной основе (тарифы делегируется определить уполномоченному федеральному ведомству). Кроме того, в базе данных должна собираться информация о всех сделках и иных событиях с товаром: передаче его оптовому или розничному продавцу, утрате, возврате или отзыве, продаже конечному потребителю и так далее. Передача этих сведений возлагается на соответствующих участников рынка, в том числе розничные торговые сети.

Один из принципов предлагаемой системы маркировки – полная информационная открытость. В Интернете планируется разместить базу данных контрольных знаков, эмитентов, производителей и иных участников рынка. По идее, пользователи смогут отследить весь путь товара, узнать о профиле работы той или иной организации и многое другое.

Опасные товары

Новую систему планируется запустить уже с 1 января 2018 года.

Вместе с тем пока нет даже проекта списка продукции, продажа которой без марок будет запрещена. Минфин предлагает включать в него товары, «оборот которых без обеспечения их прослеживаемости может повлечь за собой нанесение ущерба жизни и здоровью граждан, охране природы и культурных ценностей, безопасности государства». При условии, что другой способ контроля, кроме как маркировка, невозможен. Составлять список таких товаров делегируется законодателям, они же вправе определять и тип используемого идентификационного знака. Также в рамках международных договоров Россия обязуется признавать контрольные марки, выпущенные за границей в соответствии с иностранным  законодательством или международными стандартами.

В финансовом ведомстве пока не готовы оценить даже примерное количество компаний и предпринимателей, которых затронет подготовленный им закон о маркировке, равно как и затраты бизнеса на реализацию масштабного проекта. Сделать это чиновники готовы только по мере принятия решений о «чипировании» конкретных товаров.

Кроме того, участникам рынка, их группам и объединениям (ассоциациям и иным) разрешается вводить собственную систему добровольной маркировки. Соответствующие правила планируется регистрировать, причем на платной основе.


Мнение экспертов

Александр Малис, президент компании «Евросеть»

Сами наклейки сильно дорогими не будут, но не думаю, что возможно наладить эффективный контроль за продажами телефонов только с наклейкой. К тому же есть альтернативные способы уменьшения количества контрабанды. Самый действенный – это запрет на работу в сетях телефонов, IMEI которых не прошел таможню. Если пойти таким путем, то уменьшатся и кражи телефонов, так как система может отключать украденные телефоны от сети.

Константин Скоморохов, заместитель генерального директора ООО «Ротан»

Страна большая, и проследить производителям, что делается, к примеру, в Камчатском крае, очень сложно. В частности, каждую весну Дальний Восток стабильно закупал энное количество судов. А вот полтора года назад неожиданно он «встал» – зато по окончании сезона нам стали звонить люди с гарантийными случаями ремонта на суда, которые мы не производили. То есть кто-то организовал кустарное производство в гараже – подделать же шильду при нынешних технологических возможностях не составляет проблемы. Аналогичная история была и в Саратове и Самаре. Конечно, мы заявляли в полицию, но правоохранительным органам это не интересно.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news
 

Добавить комментарий