Поиск на сайте

С очередными предложениями по модернизации экономики и социалки выступили сенаторы.

По их мнению, нужно упразднить Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и вернуться к прямому бюджетному финансированию здравоохранения. Чем не угодил верхней палате ФОМС и почему врачи считают его и страховые компании «пиявками на теле здравоохранения», пыталась выяснить корреспондент «Мира Новостей».

Здравоохранение в своих организационных формах зависло между государством и рынком. Хотя уже больше 20 лет исполнительная власть, ФФОМС и страховые компании сидят в одной лодке, они по-прежнему не знают, куда грести и что нужно делать, чтобы медпомощь в стране стала качественной и доступной.

БЕССИСТЕМНАЯ СИСТЕМА

Система обязательного медстрахования начала зарождаться в России с середины 90-х годов, когда стала очевидной неспособность государства содержать медицину на приемлемом уровне. В этой ситуации решением проблемы финансового поддержания лечебно-диагностических учреждений стало создание Федерального фонда ОМС, в который работодателей в то время обязали отчислять страховые взносы  - 2,8% от общего зарплатного фонда, а сегодня  - 5,1%. Появившиеся у фонда деньги позволили в 90-е годы закупать новое медицинское оборудование для поликлиник и больниц, но основные проблемы отрасли так и не были решены.

До середины 2000-х никакого осознанного движения к построению системы страховой медицины взамен государственной не происходило. Созданные в регионах фонды ОМС жили своей жизнью: выдавали и меняли страховые полисы, а что с ними делать и зачем они нужны, не понимали ни врачи, ни пациенты, ни те, кто придумал систему. Из бюджета даже выделялись огромные средства на создание единой базы данных ФОМС  для учета всех граждан по их медицинской истории «от колыбели до могилы». Реестра, необходимого для планирования объемов и видов медицинской помощи по стране и регионам, не существует до сих пор, а ведь без него система страхования в принципе не может эффективно работать.

С 2009 года существовавшее тогда Минздравсоцразвития взяло четкий курс на сокращение бюджетных расходов на медицину. Слово «оптимизация» стало главным при реформировании отрасли, а принятый в 2011 году закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» полностью снял с государства обязательства по финансированию онкологии, родовспоможения, скорой и психиатрической помощи и наметил к 1 января 2015 года перейти на одноканальную систему финансирования здравоохранения  - через систему ОМС. Что и было реализовано.

Сейчас в регионах одновременно действуют две программы медпомощи: общефедеральная программа-минимум, которая обеспечивает ФОМС, и региональные.

НА ОДНОГО С СОШКОЙ - СЕМЕРО С ЛОЖКОЙ

- У нас фиктивная система ОМС, - заявил на днях первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. - Ее нельзя назвать страховой. В 1990-е годы система ОМС спасла ситуацию, но сейчас воспроизводить эту имитационную страховую модель нельзя. Здравоохранение нужно брать на госбюджет - и никаких вариантов! А мы придумали еще посредников, которые вообще непонятно за что отсасывают часть бюджетных денег.

Несмотря на прописанные в законодательстве задачи, деятельность фондов ОМС по большому счету фактически сводится к тому, что они аккумулируют денежные средства и распределяют их в здраво­охранение через страховые компании, оставляя на содержание своего аппарата 2,8%.  Если покопаться в пуб­ликуемых бюджетах ФОМС, можно найти информацию о сотнях миллионов, потраченных на зарубежные поездки, канцтовары, мебель, субсидии на покупку квартир сотрудникам...

Агенты фондов, которые, собственно, выполняют основную работу, - это медицинские страховые компании. Они обеспечивают население полисами ОМС, ведут реестры застрахованных лиц, контролируют сроки, объемы и качество предоставленных медуслуг и по закону имеют право оставлять на свои нужды до 2% поступивших от ФОМС средств, а заодно получать до 10% премии от сэкономленных денег. Экономят компании, выписывая штрафы и лишая врачей премий и надбавок по установленным тарифам. Медики стонут, страховые компании еще больше закручивают гайки. При этом страховщики от медицины не несут страховых рисков, а просто получают свою «десятину», отбирая деньги у бюджета здравоохранения. У страховщиков даже нет необходимости реально контролировать качество медпомощи, поскольку бюджет ФОМС ежегодно выделяет им фиксированную сумму на каждого застрахованного по ОМС.

Что же получается? Предприятия ежемесячно перечисляют в ОМС 5,1% от  фонда зарплаты, за неработающее население (детей, пенсионеров и т.д.) взносы платит государство, а гешефт имеют фонды ОМС и страховые компании. К примеру, в 2014 году бюджет ОМС составил более 1 трлн 200 млрд рублей. Значит, в фондах ОМС и у страховых компаний осталось около 60 млрд руб. только за один год. Это деньги, которые прошли мимо пациентов и медперсонала.

- При этом на лечение на самом современном уровне всех детей с онкологией, закупку для них современных лекарств, проведение суперисследований и достойную оплату труда штата медработников в 2015 году нужно-то было порядка 8 млрд рублей, - грустно констатирует известный детский онколог, профессор Игорь Долгополов.

Но Минздраву, похоже, не до таких мелочей. Он бодро отчитывается: «По результатам медико-экономического контроля в 2015 году выявлено более 42,6 млн счетов (4,8% от общего числа предъявленных счетов), содержащих 52,6 млн нарушений. Это позволило сохранить в системе ОМС средства, которые в противном случае были бы необоснованно перечислены медицинским организациям: в 2015 г. сумма, не подлежавшая оплате медицинским организациям в результате предъявления санкций за выявленные нарушения, составила более 72,1 млрд руб., в 2014 г. - 69 млрд руб.».

ЛИШНИЕ КОНЕЧНОСТИ ВСЕГДА МЕШАЮТ

По мнению президента Лиги защиты прав пациентов Александра Саверского, одна из проблем нынешней бюджетно-страховой системы - непонятные критерии оценки оказания медицинской помощи, которую оплачивают страховые компании:

- Единственный оптимальный способ финансирования - система здравоохранения на содержании, так же как содержится армия. Охрана здоровья - такая же функция, как охрана границ, безопасность, правопорядок, и не должно быть никаких товарно-денежных отношений в системе.  Есть сферы государства, которые должны регулироваться не рынком, а планированием. Посчитали распределение больных - создали систему оказания медицинской помощи, и остается ее только поддерживать, внедрять новые технологии. Это и есть настоящий менеджмент. Мне возражают: дорого. А я отвечаю: давайте проплатим амбулаторные лекарства. В Кировской области так сделали, и там нагрузка на стационарное и скоропомощное звено сократилась на 20-25%.

Минздрав все  разговоры о ликвидации ФОМС называет «популизмом в чистом виде», нужно не упразднять страховые структуры, а оптимизировать их работу. «Главным элементом такой оптимизации должно стать повышение роли страховщиков в защите прав и законных интересов получателей медицинской помощи», - озвучил точку зрения ведомства директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Олег Салагай. Как повысить роль страховщиков, рассказала министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова: «Необходимо развивать страховые механизмы и создавать аппарат страховых поверенных. Для формирования института страховых представителей уже проведены первые циклы обучения этих специалистов».

«Медицинское сообщество выступает против «финансового ига» страховых медицинских организаций»

Леонид Рошаль

Вряд ли предложение Совета Федерации будет услышано правительством и президентом. Слишком много воды утекло за 20 с лишним лет, чтобы поворачивать вспять. Впрочем, еще большой вопрос, смогут и захотят ли страховые агенты становиться профессионалами. Ведь если смотреть на нынешнюю ситуацию, то претензий к проверяющим - выше крыше. Эксперт, проверяющий работу хирургического отделения, может быть бывшим лор-врачом или дерматологом, а штраф  врачу-офтальмологу могут выписать только за то, что в карте больного не была найдена запись о  профилактическом посещении (хотя она была прикреплена к дубликату карты). В результате врач не только не получил свои 63 рубля за выполненную работу, но и был наказан штрафом в размере 9380 рублей. Санкции могут быть применены, даже если перед началом осмотра терапевт не указал в записи, что он терапевт...

- Пора начать серьезный разговор об эффективности существующей системы медицинского страхования, о функциях медицинских страховых компаний в России, о той системе санкций, которые сейчас применяются к медицинским организациям, - говорит президент Национальной медицинской палаты, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН Леонид Рошаль. - Медицинское сообщество выступает против «финансового ига» страховых медицинских организаций.  Они не сделали медицинскую помощь ни доступнее, ни качественнее. Законодательно нужно решить вопрос с участием коммерческих структур в системе ОМС.

Источник: © МИР НОВОСТЕЙ 
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

 

Добавить комментарий