Безбилетников в городском транспорте будут штрафовать, только если они откажутся приобретать билет даже у контролера.
С инициативой смягчить ответственность «зайцев» выступило Министерство транспорта РФ. Действующее законодательство о санкциях на практике не применяется, так как фиксировать правонарушения некому.
В течение десятилетий с «зайцами» на всех видах транспорта боролись контролеры-ревизоры, являющиеся сотрудниками компаний-перевозчиков (автобусных парков, железных дорог, трамвайно-троллейбусных депо и иных). Однако по закону составлять протоколы и тем более выносить постановления вправе только должностные лица государственных органов, коими коммерческие структуры не являются.
Бесправный контролер
На федеральном уровне – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП), на сегодняшний день прописаны штрафы (от 100 до 200 рублей) за безбилетный проезд в автобусах междугородного сообщения, на водном и воздушном транспорте, а также неоплаченный провоз детей, ручной клади, багажа и птицы, в том числе по железной дороге.
Изначально составлять протоколы поручили чиновникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, они же обязаны были и выносить постановления о наложении административных взысканий. Однако в 2009 году эти нормы из КоАП исключили, а потому преследовать безбилетников на теплоходах и в междугородних автобусах сейчас некому.
Устанавливать штрафные санкции для «зайцев» в городском транспорте (автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене) делегируется законодателям субъектов Федерации. В настоящее время такая ответственность введена в 63 регионах. Однако легитимность принятых в областях, республиках и городах законов нередко вызывает сомнения, в первую очередь – из-за наделения правом выявлять правонарушения и составлять протоколы по ним сотрудников коммерческих организаций, будь то государственные и муниципальные предприятия или частные ООО и АО. По этим и иным причинам уже в восьми субъектах Федерации законодательство об административной ответственности за безбилетный проезд было признано утратившим силу, в том числе в соответствии в связи с требованиями прокуратуры. В Воронежской области штрафы для «зайцев» отменили «в связи со сложностью процесса администрирования», в Липецкой – по причине «неэффективной правоприменительной практики».
В результате в большинстве случаев перевозчики лишены механизмов борьбы с «зайцами»: «Контролеры-ревизоры не вправе ни составлять протоколы, ни задерживать безбилетников, – пояснили АПИ в ГКУ «Организатор перевозок», осуществляющем координацию работы городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге. – Максимум могут потребовать покинуть транспортное средство и вызвать полицию. После этого дело рассматривается административной комиссией Комитета по транспорту».
Хотя законность даже такого механизм весьма сомнительна. Ведь те же контролеры не могут принуждать пассажира покинуть салон, а насильственное удержание граждан до приезда полиции может рассматриваться уже как преступление со стороны представителей перевозчиков. Кроме того, органы внутренних дел не вправе составлять протоколы по предусмотренным региональным законодательством административным правонарушениям: еще два года Верховный суд России пришел к выводу, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа (МВД России) и не относится к органам исполнительной власти субъекта Федерации: «Иное толкование означало бы не только превышение субъектом Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, но и снижение уровня правовых гарантий граждан, привлекаемых к административной ответственности», – заключили служители Фемиды.
До первого предупреждения
Для решения проблемы «зайцев» в автобусах, троллейбусах и трамваях чиновники Министерства транспорта России, проанализировав мнения региональных властей, решили заимствовать опыт «мягкой» борьбы с безбилетниками на железной дороге.
Подготовленный законопроект предусматривает, что не имеющий действующего проездного документа пассажир обязан приобрести его непосредственно у контролера или иного уполномоченного перевозчиком лица. Причем помимо установленного тарифа взимается сбор за оформление билета, который не может превышать 30 процентов полной стоимости проезда. При отказе оплатить билет и комиссию контролер фиксирует нарушение актом, на основании которого выписывается штраф в размере пятикратной стоимости проезда. Взыскать его транспортная компания сможет исключительно в судебном порядке, а в качестве своего рода обеспечительной меры вправе отказаться перевозить злостного «зайца».
Вместе с тем, как такие нормы будут применяться в городском транспорте, пока не ясно. Во многих регионах рейсы обслуживаются кондукторами, которые, вероятнее всего, и будут уполномоченными лицами. В этом случае не ясно, в какой момент они получат право не просто продавать билет по установленной цене, а обвинить пассажира в нарушении и взять с него дополнительный сбор. Нельзя исключать, что некоторые перевозчики перейдут на продажу билетов на остановочных пунктах, на вокзалах или иным образом (причем не всегда удобным пассажирам), а приобретение проездного документа у кондуктора, таким образом, подорожает в 1,3 раза.
Справка
В 2015 году автобусы, трамваи и троллейбусы перевезли 14,6 млрд пассажиров, средняя протяженность маршрута составила 11 км на автобусе, 3,2 на трамвае и 3,8 км на троллейбусе.
По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние три года проезд в городском (муниципальном) пассажирском транспорте общего пользования подорожал почти на 19 процентов. Тогда как на коммерческих маршрутах (автобусов и маршрутных такси) цены увеличились на 12 процентов, а тарифы легковых такси снизились.
Мнение экспертов
Таких действий, как удержание граждан, законодательством не предусмотрено. Административное задержание вправе осуществлять сотрудники полиции, а все иные граждане, в том числе участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за служащих правоохранительных органов. «Высаживание» пассажиров, требование покинуть салон автобуса, троллейбуса, трамвая также не установлено законом, а потому такой способ защиты интересов компании-перевозчика может рассматриваться как самоуправные действия.
Павел Ивченков, юрист компании «Деловой фарватер»
Если безбилетник не отрицает совершенный проступок, то штраф может налагаться и взиматься на месте без составления протокола. Но оформлять такие правонарушения вправе только полицейские или иные уполномоченные законодателем должностные лица государственных органов, но никак не частные контролеры.
Добавить комментарий