Поиск на сайте

 

Во дворах многоквартирных домов можно размещать только гостевые парковки.

К такому выводу пришел Верховный суд России.

Принятые в 2010 году Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях предусматривают обязательное четкое функциональное зонирование дворов и размещение в них зеленых насаждений, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, а также гостевых стоянок автотранспорта. Использование территории дворов для иных парковок запрещалось.

Обратившийся в Верховный суд России Роман Тепленичев требовал по существу «изгнать» из дворов любой автотранспорт. По его мнению, в отсутствие установленных санитарных разрывов от стоянки до фасадов жилых зданий, детских площадок, площадок для отдыха, игр и спорта не обеспечивается соблюдение гигиенических требований к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне. Также истец утверждал, что возможность расположения парковки транспортных средств на придомовых территориях в условиях плотной городской застройки снижает антитеррористическую защищенность многоквартирных домов и проживающих в них граждан. «Санитарные правила в оспариваемой части нарушают и не обеспечивают право на охрану жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду и среду обитания», – заявил Роман Тепленичев.

Служители Фемиды не согласились с такими требованиями, признав спорные правила принятыми в рамках компетенции Главного государственного санитарного врача России. Кроме того, действующий Градостроительный кодекс РФ допускает размещение в жилых зонах стоянок автомобильного транспорта и гаражей. Отклоняя доводы истца об отсутствии нарушений прав жильцов на благоприятную среду обитания, суд подтвердил, что для гостевых автостоянок жилых домов санитарные разрывы не предусмотрены.

Апелляционная коллегия поддержала и даже расширила выводы первой инстанции: «Запрет размещения на территории дворов жилых зданий автостоянок кроме гостевых, содержащийся в оспариваемых пунктах нормативного правового акта, направлен на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду. Использование таких автостоянок иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, является нарушением», – отмечается в решении Верховного суда России.

Вместе с тем вопрос об использовании дворов для размещения автотранспорта остается противоречивым. Гражданское и жилищное законодательство признает земельный участок под многоквартирным домом и придомовую территорию общим имуществом. В зависимости от этажности определена и площадь выделяемого участка. При условии надлежащего юридического оформления (кадастровой оценки и регистрации) общее собрание собственников квартир и иных помещений вправе самостоятельно решать вопрос об использовании земли, в том числе размещать и огораживать парковки (АПИ подробно писало об этом – Мой двор – моя крепость).

Согласно нормативам градостроительного проектирования Москвы, от 55 до 90 процентов личного автотранспорта должно размещаться внутри территорий жилых зон (кварталов) на площадках, вдоль внутриквартальных проездов и в гаражах, до 30 процентов – на улично-дорожной сети (в карманах, на проезжей части, в подэстакадных и подмостовых пространствах, подземных гаражах). Принятые в 2014 году нормативы Санкт-Петербурга предусматривают хранение на внутриквартальной территории общего пользования 15 процентов личного автотранспорта, в Московской области открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей выделяются из расчета не менее 25 процентов от уровня автомобилизации в границах жилого района. На территории малоэтажной жилой застройки в Ленинградской области предусматривается 100-процентная обеспеченность машино-местами для хранения и парковки легковых автомобилей, мотоциклов и мопедов.

В то же время в самих Санитарных правилах не закреплено даже понятия «гостевой парковки». Согласно утвержденным московским правительством нормативам, она предназначена для временного размещения легковых автомобилей посетителей жилой застройки, но на другие регионы это определение не распространяется.

Равно как федеральным законодательством не установлены и санкции за парковку во дворах – такие административные штрафы и порядок их назначения устанавливаются региональными и местными властями. Например, Правила внешнего благоустройства Бокситогорского муниципального района Ленинградской области запрещают стоянку автотранспорта у подъездов жилых домов и служебных помещений, а областной закон предусматривает за такой проступок административный штраф в размере двух тысяч рублей. Однако суды чаще всего отменяют применяемые к автомобилистам санкции из-за неопределенности термина «непосредственная близость».


Справка

По данным Федеральной налоговой службы, в частной собственности находится 39,3 млн легковых автомобилей, в том числе 19 млн с двигателями мощностью до 100 лошадиных сил, 1,1 млн мотоциклов и мотороллеров, почти 3,7 млн грузовиков и 400 тысяч автобусов. Еще 1,4 млн легковых, 1,5 млн грузовых автомашин и 306 тысяч автобусов принадлежат юридическим лицам.

Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news

Добавить комментарий