Поиск на сайте

На похвалы в адрес художника Леонида Чёрного его гости не скупились. Да что там, очень переживали от нехватки слов, стараясь выразить любовь и признательность мастеру

 

Краевой музей изобразительных искусств, продолжая цикл выставок, посвященных 75-летию ставропольской организации Союза художников России, подготовил очередной проект – персональную выставку заслуженного работника культуры РФ Леонида Чёрного, отметившего свое 70-летие. Хорошие даты, что и говорить. По такому случаю и выставка вышла особенно хорошая – основательная, глубокая, под стать событиям.

 

Леонида Анатольевича Чёрного, члена одновременно трех творческих организаций – Союза театральных деятелей, дизайнеров и художников, преподавателя краевого художественного училища, лауреата губернаторской премии в области изобразительного искусства, в творческих кругах знают и ценят многие.
А потому скромные нижние залы музея всех желающих едва вместили. Гости напирали друг на дружку, как в час пик в столичном метро, доставалось даже картинам, которые покачивались от попыток протиснуться к юбиляру вдоль стеночки, мерцали вспышки фотоаппаратов, а народ прибывал – с цветами, подарками, теплыми, искренними словами. Праздничные мероприятия в стенах музея дело обычное, но не всякого виновника торжества удостаивают таким вниманием.
Несмотря на то, что «король афиши» в качестве главного художника отдал краевому драмтеатру больше десятка лет, к слову, окончив Школу-студию им. Владимира Немировича-Данченко при МХАТ им.  Максима Горького в Москве, организаторы выставки решили не погружаться в театральное прошлое Чёрного, постаравшись передать образ его сегодняшнего. Это в спорте брать новые высоты мешает возраст, зато в искусстве, где «мои года – мое богатство», расклад иной. И хотя 70 – возраст почтенный в любой профессии, мастер по-прежнему без остановок летит вперед, заражая своим талантом и трудолюбием окружающих.
На выставке представили все направления художника в изобразительном искусстве: декорации и плакаты к театральным спектаклям, дружеские шаржи на товарищей по цеху, живопись. Отдельный зал отдали под серию авторской графики, в основном это рисунки православных храмов, разбросанных по различным уголкам страны – в Суздале, Нижнем Новгороде, Архызе, поселке Орджоникидзевском, Переславле-Залесском, Боголюбово…
Последний год художник с головой ушел в работу над циклом графических листов «Казаки-некрасовцы. Прошлое и настоящее».
С момента переселения некрасовцев из Турции на ставропольскую землю их частыми гостями сразу же стали лингвисты, фольклористы, искусствоведы, историки, краеведы, поэты, писатели… В этом ряду не оказалось только художников. Почему, теперь уж неважно, ибо и живописцы отныне тоже причастны к большой, насыщенной яркими историческими событиями теме.
Идея устроить в местах бытования казаков-некрасовцев пленэр обернулась прошлой осенью не просто очередной творческой акцией, но в некотором роде явилась началом большого историко-культурологического проекта, который осуществил музей изобразительных искусств, организовав выезд местных художников в поселок Новокумский. Итогом стала роскошная выставка.
Художники постарались открыть современникам доселе скрытые смыслы того, как гордые, свободные, трудолюбивые люди ушли на чужбину, как выживали там, как вернулись на родину два с половиной века спустя, как снова обустраивались, приспосабливались к новым условиям.
Из всех участников пленэра Чёрный, пожалуй, глубже всех проникся судьбой некрасовцев, трагичной и светлой одновременно. Об этом можно судить хотя бы по сериям его работ «Танец. Некрасовцы. Мираж» и «Уходящие. Некрасовский карагод», исполненным с потрясающей самоотдачей, как правило, в акварели и карандаше. В них есть всё – мятежность, дух свободы, инстинкт самосохранения, врожденное трудолюбие, верность себе, обреченность и гордость за себя.
Чтобы понять, насколько трудно было передать клубок чувств и характеров на бумаге, надо всмотреться в работы Чёрного. Их, может, не так много, но понять без них казаков-некрасовцев едва ли получится.
Леонид Чёрный – человек, который всегда работал без отдыха, но при этом не растерял с годами романтики ребенка, стараясь заглянуть за горизонт. И горизонты открывались перед его упорством. Из-за того, что родители будущего художника были сосланы на строительство Волго-Донского канала, страна дала понять, что ясные и высокие перспективы не для него. Но Чёрный трижды поступал в Ростовское художественное училище, поступил и окончил его.
Любимец публики, свой среди коллег, обожаем студентами за уроки мастерства и за то, что покрывает порой их шалости. Об этом по случаю праздника с улыбкой говорили на юбилее начальники Леонида Анатольевича по художественному училищу, с благодарностью и видом чуть виноватым подтверждали студенты.
У художника есть всё, о чем может мечтать творческий человек: способность удивляться, проницательность, работоспособность, уважение, надежная семья, поклонники, чувство юмора. Как подытожили в поздравлениях гости, Леонид Анатольевич живет в хорошем масштабе порядочного человека.
Юбиляру не только адресовали теплые слова, его целовали – и в щеки, и взасос, а он в растерянности от навалившегося разом внимания только успевал бормотать: «…спасибо, я буду работать, честное слово…»

 

Олег ПАРФЁНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях