Поиск на сайте

 

Авиаотряд ставропольской полиции отметил второй день рождения

 

Наверняка все ставропольцы помнят недавнюю трагедию на Сенгилеевском озере: бандит расстрелял на автотрассе полицейскую машину, после чего бросился в бега. По тревоге был поднят весь личный состав МВД и ФСБ, спецназ прочесывал окрестности города.
Тогда горожане впервые узнали из новостей, что у краевой полиции имеются самолеты-«беспилотники», с помощью которых ищут убийцу в лесополосах и оврагах. И вот на прошлой неделе краевым журналистам на аэродроме «Грушевый» показали эту летающую чудо-технику.

 

Два года назад в структуре краевого ГУ МВД по инициативе генерал-лейтенанта Александра Олдака появился свой авиаотряд. Совсем как у западных коллег, которые в голливудских фильмах лихо преследуют грабителей банков на вертолетах.
Правда, первой техникой, поступившей в краевой авиаотряд, были не винтокрылые машины, а «беспилотники».
На сегодняшний день их семь. Самый маленький похож на тарелку с шестью пропеллерами, потому с легкой руки московских гаишников его назвали «Серафимом» (в честь шестикрылых ангелов, которые спускались на перепутья дорог, чтобы разгонять нечистую силу). Сделан он из стеклопластика, поэтому легкий, всего полтора килограмма, запускать его можно прямо из рук.
Крошка, правда, в воздухе может продержаться не больше получаса, но этого хватает, чтобы, например, заглянуть за ворота заброшенного завода, где преступники обычно прячут угнанные машины. Как показывает полицейский опыт, машина может стоять там несколько месяцев, после чего на ней меняют номера и «выводят в свет».
В «комплекте» с летающим прибором идет специальный автомобиль, в котором находится оператор. Он же видит на мониторе всё то же самое, что «видит» и летающий робот. К слову, эта видеозапись имеет полную юридическую силу и может даже являться доказательством в суде.
Оператор, сидящий в фургоне, не просто фиксирует происходящее, но и может управлять «беспилотником» с помощью джойстика, как в компьютерной игре. Но чаще шустрые роботы летают по заранее заданной траектории, которая записана в их электронных «мозгах», например, по кругу или зигзагом (ориентируются они при этом по GPS и системе «Глонасс»).
Шестикрылый «Серафим» кажется букашкой в сравнении с другими беспилотными летательными аппаратами, которые техники полицейского авиаотряда распаковали перед журналистами. Из огромного баула защитного цвета появляется нечто, похожее на торпеду, к ней прикручивают два громадных крыла, по полтора метра каждое. В итоге за пару минут «цеппелин» готов к работе. Он называется Zala в честь разработчика Александра Захарова (кстати, главного конструктора всех российских «беспилотников»).
Весит такое изделие десять кило, запускают его в небо с помощью громадной стальной катапульты. Внутри – небольшой электрический мотор, заряда аккумулятора хватает на три часа полета. Причем летный «потолок» – целых два километра, правда, так высоко забираться этой машинке ни к чему. Она намного ценнее ближе к земле, чтобы зорким электронным глазом видеть каждый кустик.
«Беспилотник» ценен тем, что не привлекает внимания. Снизу, с земли, сколько мы ни всматривались, отличить покрашенный в серый цвет аппарат от обычной птицы невозможно. То и важно. Ведь с помощью такой штуки можно искать пропавших детей и взрослых, а также ловить самых разных злоумышленников, например угонщиков авто или беглых зэков.
С помощью таких летающих роботов охраняется весь 800-километровый периметр космодрома Байконур в казахских степях. В Кабардино-Балкарии и Ингушетии аппараты Zala выявляют лагеря террористов, схроны оружия и нарушителей границы, в Дагестане – браконьеров, а в регионах Сибири – «черных» лесорубов, уничтожающих тайгу.
А для Ставрополья крайне актуальная задача – «видеть» с высоты незаконные врезки в нефте– и газопроводы.
«Серафим» стоит полмиллиона рублей, а летучий агрегат, похожий на громадную птицу, – два миллиона. Самое дорогое, конечно, – это электронный «мозг», который и управляет полетом вместо человека, плюс так называемая «голова». На профессиональном слэнге так называется кожух, в котором закреплена сверхчувствительная видеокамера.
Есть и набор сменных насадок, на все случаи жизни, например, тепловизор, чтобы можно было «видеть» глубокой ночью. Есть в комплекте и устройство для распознавания автомобильных госномеров.
Роботы неприхотливы – «живут» в одном из кабинетов на полицейской базе. А вот летать могут далеко не по всякой погоде: в штормовой ветер, град, грозу подниматься в воздух им противопоказано, да и видеокамера не «увидит» ничего. Ну а спускается такой чудо-аппарат тоже по заранее написанной программе – в ту же точку, откуда взлетел, на парашюте.
Пока журналисты с любопытством разглядывали разнообразные «беспилотники», над аэродромом раздался шелест винтов – со стороны Русского леса на посадку заходит вертолет. Кабина ярко-синего цвета, с надписью «Полиция» внизу.
Сделав внушительный круг прямо над нами, винтокрылая машина приземлилась поодаль, давая нам возможность рассмотреть ее со всех сторон.
Это первый в краевой полиции вертолет, который нам передали коллеги из Татарстана. Модель – Ка-226, причем именно та машина, что теперь «прописана» в Ставрополе, была второй в мире, выпущенной под этой маркой заводом «Камов».
Эта модель разработана специально для поисковых и разведывательных операций: маневренная, легкая (всего три с половиной тонны – для сравнения, у Ми-8 – больше десяти).
Одной заправки хватает на то, чтобы продержаться в воздухе три часа. Единственный минус – вертолет не очень быстрый, всего 150-170 км/ч.
Ка-226 снабжен такой же «головой», как и у «беспилотников», только камера внутри на порядок чувствительнее. Плюс огромный прожектор, да такой мощный, что на расстоянии пяти метров от него может загореться трава.
Ну а злоумышленника в ночи легко ослепит, не нужно никакого оружия. Скоро «подвесят» к машине и громкоговоритель. В общем, точь-в-точь как в кино. В кабине Ка-226 помещаются шесть пассажиров, плюс два члена экипажа – в общем, целая опергруппа готова на вылет в любую минуту.
В планах у краевой полиции также закупить Ми-8, чтобы совершать вылеты в дальние уголки края. Вместимость этой машины – тридцать человек: это, например, целое подразделение ОМОНа или следственная бригада.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях