Поиск на сайте

Почему в российских школах не изживается явление психологического, а то и физического насилия однокашников над теми, кто на них не похож и кого считают «белыми воронами»

В последнее время учителя и родители подростков все чаще бьют тревогу – моббинг в школе! Что это? Помните фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли, где новенькую жестоко терроризируют соседи по школьной парте? Это и есть самый распространенный вариант моббинга в школе – когда группа учащихся всячески унижает и мучает одного из одноклассников.
Бойкот, насмешки, провокации, придирки - эти явления распространены в школьной среде и чрезвычайно опасны. Некоторые дети подвергаются психологическому террору на протяжении нескольких лет и часто остаются со своей бедой один на один. Травля «белых ворон» ведет к тяжелым депрессиям, нервным расстройствам, а в самых страшных случаях - к суициду.
 

Бой с тенью

Термин «моббинг» (от английского - «толпа», «сброд») ввел в оборот  школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн из Швеции, который почти полвека назад, в 1969 году, опубликовал в научном журнале статью об издевательствах группы школьников над некоторыми учениками.

В психологии описано около 45 видов давления на жертву. Вертикальный моббинг – притеснения со стороны занимающего более высокое положение - учителя, директора, тренера.

Горизонтальный – давление внутри коллектива, когда ополчаются «все на одного». Стаффинг – издевательство учащихся над учителем.

Мальчики чаще прибегают к физическому воздействию - ударам, пинкам, тычкам. Среди девочек более популярна изоляция: когда жертва хочет быть с коллективом, но ее не принимают, пуская в ход тонкие и неявные методы - взгляды, усмешки и т.п.

Словесные издевки, негативные высказывания, высмеивающие комментарии, сплетни используют и мальчики, и девочки.

В последние годы, как пожар, распространяется кибермоббинг, когда жертве угрожают, оскорбляют ее, распространяют о ней преднамеренную ложь, публикуют компрометирующие фотографии во всемирной паутине.

Взрослые могут отмахнуться от таких «пустяков»: мол, бранят - не в мешок валят. Но во всем мире из-за интернет-травли уже десятки подростков покончили жизнь самоубийством.

Психологи говорят, что виртуальная «охота на ведьм» страшнее реальной, потому что ребенок не видит врага в лицо, не может дать ему отпор и чувствует себя абсолютно беспомощным.

Атака на пустом месте

Моббинг может начаться практически на пустом месте. Стать жертвой может кто угодно. Как сильный, много знающий и стремящийся к учебе ученик, так и слабый в учебе, тихий; очень эмоциональный или, напротив, замкнутый; самый высокий в классе и самый маленький...

Любая характеристика любого человека, неважно, хорошая или плохая, может стать причиной травли. Если подросток хоть чем-то выделяется на общем фоне, против него легче сплотиться, разделившись на два лагеря: «мы и он».

Я провела исследование в своей школе среди учеников 8-11 классов. На первом этапе ребята участвовали в анкетировании, целью которого было выявить учащихся с неблагоприятным статусом (пренебрегаемых). Подростков попросили назвать четырех одноклассников, которых бы они взяли с собой в новую школу, и четырех, которых бы не взяли.

Оказалось, что лидеры  не всегда отличники: их выбирали, скорее, по личным качествам - указывали общительность, веселый характер, позитив, способность помочь. Все любимцы из полных, социально-благополучных семей.

В противоположность им опрос выявил 11 учащихся с низким социальным статусом. Большинство из них (восемь ребят) часто пропускают школу, плохо учатся или находятся на индивидуальном обучении. Шестеро происходят из неполных и/или многодетных семей.

В число антилидеров попали также новенькие, которые не смогли влиться в коллектив, отличница, которая противопоставляет себя всему классу, юноша, имеющий физические особенности, и агрессивный парень, периодически срывающий уроки.

Таким образом, в число «отверженных», ни разу не попавших в положительный выбор своего класса,  попали ученики, которых одноклассники не признают «своими».

Это дети, отличающиеся способностями к учебе, физическими особенностями, слабые и впечатлительные, не способные сопротивляться насилию, а также дети, которые в середине года перевелись в школу и оказались в устоявшемся коллективе.

В ходу - интернет-травля

На следующем этапе исследования подростки отвечали на более щепетильный вопрос: «Сталкивались ли вы в последние полгода в школе и классе с различного рода преследованиями?» Практически во всех классах самыми распространенными вариациями моббингового поведения оказались словесная агрессия и распускание слухов: с ними сталкивался каждый второй подросток (в некоторых классах - две трети всего коллектива).

Судя по опросу, в ходу кибермоббинг: его жертвами стали треть опрошенных ребят. Четверо признались, что сами выступали в роли «нападающих».

Был даже создан специальный сайт, где обсуждали в негативном свете некоторых учащихся, в основном девочек. По требованию учителей и директора, после обращений родителей сайт был удален.

В отношении с новенькими преобладает такая форма моббинга, как изоляция: с ними не общаются, на переменах ребята сидят одни, уткнувшись в телефоны.

В целом все подростки, попавшие в список с отрицательным выбором, указали, что  испытывают дискомфорт в школе и классе.

После опроса и обработки результатов я спросила ребят, слышали ли они о таком явлении, как моббинг? Все 100% ответили, что нет.

Тогда я представила им результаты их анкетирования, рассказала о видах и формах моббинга. Предложила подумать над своими словами и поступками. 

Выйти «из тени»

Что делать, если «толпа» выбрала тебя в качестве мишени? Для начала постарайся понять, почему именно ты стал жертвой, и устранить причину (это может быть грязная одежда, несоблюдение гигиены, невыполнение домашних заданий, пропуск занятий в школе, агрессия, демонстративное противопоставление себя классу).

Можно найти зачинщика травли, попытаться наладить с ним контакт, но не прогибаться, не заискивать. Надо учиться умению постоять за себя – как в физическом, так и в моральном плане. Здесь поможет спорт: запишись на секцию, у тебя появится уверенность в себе. Найди хобби, увлечение за пределами школы, в другом коллективе у тебя обязательно появятся друзья.

Не изолируйся от остального класса. Не отказывайся от участия в классных и школьных мероприятиях.

Дать отпор самому тяжело. Надо отыскать союзника в рядах тех, кто атакует, или взрослого, сильного, который окажет реальную помощь. Выходи «из тени», вскрой нарыв - сделай скрытый, затяжной моббинг явным. Если не получается, обсуди проблему в классе с привлечением актива, классного руководителя, родителей. В особо тяжелых случаях обратись за помощью к психологу.

Бывает, у истоков травли конкретного ученика в школе, сам не сознавая того, стоит учитель со своими стереотипами поведения: неприятием детей,  выделением любимчиков, присутствием в отношениях с учениками оценки «хороший – плохой». Кроме того, взрослые не всегда отслеживают в детском коллективе явление моббинга.

Учителям стоит быть внимательнее к детям, помогать коллективу сплотиться - проводить общие коллективно-творческие дела, экскурсии, походы, поручать совместные проекты.

Полезно провести классные часы на болезненную тему, пригласить психолога, посмотреть видеоролики. При своевременном вмешательстве можно предупредить или остановить травлю.

Выход есть всегда!

Дарья ГРИГОРЕНКО,
ученица 11 класса
средней школы №15
Поселок Прикалаусский
Петровского района
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий