Поиск на сайте

Художественный фестиваль «Синяя сова» станет на Кавминводах регулярным, обещают организаторы

 

Птица счастья из Интернета
Недавно в Пятигорске завершился большой арт-фестиваль «Синяя сова», о котором «Открытая» рассказала в предыдущем номере. Его идейными вдохновителями и организаторами стали две девушки – члены творческого Союза художников России Полина Ашмарова и Александра Моршнева.
Причем для обеих девушек далеко не первый опыт проведения подобных творческих мероприятий: за последние три года они были кураторами нескольких выставок молодых художников Кавминвод, проектов «Батик. Эмаль. Текстиль» и «Этно-арт». Уже тогда девушки поняли, как остро курортному региону не хватает площадки для свободного общения творческих людей.
Так и родилась идея «Синей совы». Это больше, чем просто фестиваль, а полноценное арт-пространство, как существует в Москве или Питере, – свободная территория, на которой живут и взаимодействуют творческие люди, представляющие разные виды искусств, жанры и направления, начинающие авторы и мэтры...
Название «Синяя сова» тоже пришло не сразу. Поначалу фестиваль должен был называться «Синяя птица», но потом девушки-организаторы решили, что это будет банально, и «птица» преобразилась в «сову» – необычайно популярный интернет-мем.

 

Мастера и ученики
Самым сложным оказалось отыскать меценатов, готовых вложить деньги в «раскрутку» смелой идеи. В итоге генеральным спонсором фестиваля решил выступить депутат краевой думы из Ессентуков, генеральный директор ООО «Кавминдорстрой» Юрий Ивахник. Помогал кураторам фестиваля и депутат гордумы Ессентуков, директор ООО «Техсервис» Евгений Выприцкий.
Фестиваль стал уникальным событием для Кавминвод, поскольку еще никогда прежде не удавалось собрать под одной крышей представителей почти всех видов визуальных искусств, от живописи до скрапбукинга (изготовления фотоальбомов).
Приглашение к участию Полина и Саша разослали по социальным сетям еще в апреле, но желающих участвовать оказалось так много, что работы продолжали нести даже после открытия выставки. Приятно удивила и география: конечно, основная масса художников представляла города Кавминвод, но также были авторы из Ставрополя, Владикавказа, Краснодара…
Были на фестивале как работы совсем молодых художников, так и уже именитых мастеров. Например, живопись, графика и акварель Анатолия Котова, которого пресса называла «новым гением России». К сожалению, четыре года назад художник ушел из жизни, и работы на экспозицию привезла его супруга и муза Инна Михайловна.
С мэтрами соседствовала молодежь, уже добившаяся признания. Например, пятигорчанка Ирина Пересада – мастерица по изготовлению каффов, витых украшений для ушей, которые крепятся дужкой за мочкой и напоминают эльфийское рукоделие из «Властелина колец».
Оказались на выставке и целые творческие династии. Например, пятигорский фотограф Наталья Воскресенская представила чудные пейзажные зарисовки разных уголков Кавминвод, а ее супруг Денис Воскресенский – серию сюрреалистичных натюрмортов, столь причудливых, что издали было сложно угадать, то ли это натурная съемка, то ли продукт фантазии живописца.

 

Столица дизайна
Чудесная художница-эмальер Яна Лапина представила два декоративных панно в технике перегородчатой эмали – а это, кстати, один из самых сложных и трудоемких художественных процессов.
На соседней стене – работы пятигорского фотографа Александра Качановича, который представил пронзительные черно-белые портреты из серии Our kids («Наши дети»).
Долго не мог оторвать глаз от экспозиции кисловодчанки Анны Аванян – у нее на выставке 15 глиняных кукол: сморщенные старушки в кринолине, палач, плут, вельможа, грудастая простолюдинка...
Конечно, нашлось место на «Синей сове» и для студентов, которые представляли два художественных вуза Кавминвод: высшую школу дизайна из Железноводска (филиал Южного федерального университета) и факультет дизайна СКФУ.
Помимо выставки «Объекты искусства» в эти дни проходила и ярмарка авторских дизайнерских изделий «Арт-маркет». На ней были представлены несколько творческих студий: «Твой взгляд» (Кисловодск), «Зефир» (Пятигорск), «536» (Минводы – Ессентуки), GEC (Кисловодск) и другие...
Большинство из них занимаются декором, и любой желающий мог купить изделия из бронзы, лепнину, текстиль, мебель из натурального дерева, подушки ручной вышивки, свечи... Кстати, многие декораторы, словно по заказу, расселили на своих экспозициях сов – вязаных и шерстяных, картонных и проволочных.
Говорят, гений может реализоваться во всем, даже в таких вещах, которые, казалось бы, к творчеству не располагают. Например, специалист по ароматерапии Полина Русских привезла на «Синюю сову» мыло, массажные масла и бальзамы для губ ручной работы.
Сразу несколько стендов были посвящены необычайно модному сейчас направлению – «праздник под ключ». Это когда дизайнерская фирма берется придумать и провести для вас праздничное событие (обычно свадьбу или день рождения) в узнаваемом и неповторимом стиле.
Тут и костюмы, и танцы, и украшение помещений, и аксессуары, вплоть до еле заметных мелочей. Ведь в серости наших будней так хочется перенестись в мир грез – будь то Чикаго времен Великой депрессии, райские тропики или виньеточный Версаль.

 

Кузница талантов
Организаторы полностью отдались идее создать полноценное арт-пространство, где было бы одинаково комфортно для музыканта, художника, поэта... Все дни, пока работала «Синяя сова», для всех желающих фрилансеров (свободных художников) была открыта зона для совместного творчества: мягкие кресла-трансформеры, россыпь художественных альбомов на столе, мурлыкающая музыка в стиле лаунж.
Были и два живых рок-концерта. На открытие фестиваля приехала культовая команда «Город N» из Ставрополя, у которых на концертах переплетаются старый добрый рок-н-ролл, фанк, рэгги и еще множество стилей. А на закрытии «Синей совы» выступили ребята из молодой пятигорской группы Top spin.
Книгочеи собрались на литературный вечер, где выступали местные поэты под чарующие звуки «живой» скрипки. Для киноманов припасли показ режиссерского дебюта Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин». Фильм хоть и снят в 1958 году, но необычайно созвучен нашему времени и вечной российской проблеме – где граница между толерантностью и ксенофобией.
Была и художественная учеба. Например, живописец и декоратор Анна Мейроян из Краснодара (преподаватель школы искусств) провела для начинающих художников мастер-класс по натюрморту: как рисовать его в теплой и холодной цветовой гамме. Забавно, что вместе с подростками участником мастер-класса оказалась и журналистка местного телеканала СТС, приехавшая снимать сюжет про «Синюю сову».

 

В мире полутеней
Для интеллектуалов припасли две лекции. Доцент кафедры дизайна СКФУ, искусствовед Наталья Семина рассказала о концепции «мира-театра» в современной живописи, а свадебный фотограф Юлия Власова – о «секретах невест». Правда, это были вовсе не занудные лекции сродни вузовским, а веселый творческий интерактив.
Сразу двумя мастер-классами порадовала Мария Кондаурова – руководитель студий по японской живописи «Аяме» (Лермонтов) и «Ани-Стар» (Пятигорск). В первый вечер она учила всех желающих валять цветы из шерсти, а на следующий день – графике в японском стиле суми-ё.
Суми-ё – это рисование черной тушью (той, что используется в каллиграфии) и водяными красками на шелке или бумаге. Для японских монахов-буддистов такое рисование было сродни медитации: оно позволяло отстраниться от внешнего мира, погрузившись в одноцветный мир полутеней.
Фотограф из Лермонтова Роман Гаврилов тоже провел два мастер-класса – сначала учил всех желающих основам творческой фотографии, а следом рассказал о незаслуженно подзабытой нынче пленочной фотографии.
Сейчас, к слову, бурное возрождение переживает ломография – съемки на простенькие пленочные фотоаппараты («мыльницы»). Наверное, для современного жителя мегаполиса ломография сродни суми-ё для древних японцев – она позволяет убежать от навязчивого лоска и гламура в мир убаюкивающих ретро-образов.

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях