Поиск на сайте

Новый федеральный закон «Об образовании» проделает в краевом бюджете «дыру» в размере 290 млн. рублей

 

Федеральный стимулятор
Под занавес пребывания на посту губернатора Валерий Зеренков внес на рассмотрение краевой думы сразу три законопроекта, которые касаются реформы налоговой системы Ставрополья.
19 августа в Пятигорске прошло заседание правительственной комиссии по развитию СКФО, на котором говорили о низкой собираемости налогов на Северном Кавказе. «Велика зависимость от межбюджетных трансфертов. Нужно говорить о необходимости повышения сбора налоговых доходов!» – заявил на совещании федеральный министр финансов Антон Силуанов.
По его словам, в регионах СКФО (и Ставрополье не исключение) неоправданно много налоговых льгот. Отменим льготы, считает Силуанов, – регионы получат дополнительные средства к существованию.
И сразу же бюрократические шестеренки в краевом Белом доме пришли в движение, выдав на-гора три законопроекта. Самый одиозный среди них предусматривал повышение транспортного налога, он вызвал протест краевой оппозиции: депутаты «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР демонстративно покинули думское заседание.
Второй законопроект касался налога на имущество организаций. Краевые чиновники отменили льготы при уплате этого вида налога для авиационных предприятий. Если раньше для них ставка была на уровне 0,3%, то теперь они будут платить налог на общих основаниях (как и все предприятия на территории края) – в размере 2,2%.
Правда, краевой бюджет от этого ничего не выиграет, поскольку на федеральном уровне авиаторам предоставлены более серьезные послабления: теперь они вправе уменьшать налогооблагаемую базу на сумму капвложений в строительство, реконструкцию и модернизацию своей инфраструктуры.
Между тем на упомянутом правительственном совещании министр Антон Силуанов пенял главным финансистам СКФО: «Есть целый ряд регионов, которые предоставляют до 90% льгот от контингента плательщиков. То есть это практически освобождение от налога [на имущество]». Значит, слова Силуанова уходили в пустоту?!

 

Делиться и ещё раз делиться
Третий законопроект касался порядка взимания НДФЛ. Это так называемый «расщепленный» налог, который разными частями зачисляется в бюджеты двух уровней – муниципальный и региональный. Налоговый кодекс РФ гласит: районы должны получать не менее 10% от собранного налога, а города – 20%, при этом каждый регион вправе установить дополнительный размер отчислений.
Впервые такая дифференцированная ставка была закреплена краевым законом на 2006 год, когда в местные бюджеты было решено дополнительно отдавать 10% подоходного налога. Однако уже год спустя размеры зачислений стали более сложными, они колебались от 60% (Петровский район) и 58% (Андроповский район) до 0,1% (Железноводск, село Верхнерусское, Солнечнодольск, Рыздвяный и еще ряд сел).
Затем вступили в силу поправки в федеральный Налоговый кодекс, и размеры отчислений уравняли для всех муниципалитетов Ставрополья – отныне они получали по 10% от собранного налога. Еще спустя два года Белый дом «облагодетельствовал» муниципальные районы – отныне они могли получать уже 17% от НДФЛ, а затем планку правительство подняло и вовсе до 27%.
И вот очередная порция изменений. Она продиктована тем, что отныне с муниципального на краевой уровень передаются полномочия по дошкольному образованию. Таковы требования нового федерального закона «Об образовании», вступающего в силу с 2014 года. Теперь в казне городов вместо нынешних 30% будут оставаться лишь 20% от собранного НДФЛ, а в районах – 32% вместо 37%.
Соответственно, расходы муниципальных бюджетов снизятся на 2,9 млрд. рублей. При этом перераспределение НДФЛ позволит увеличить краевой бюджет лишь на 723 млн. рублей. Разница частично покроется за счет того, что край сократит дотации муниципальным районам. А вот городским округам, напротив, дотации повысят на 477 миллионов.
В итоге, после всей этой сложной арифметики, в краевом бюджете на будущий год по «образовательной» статье останется «дыра» в 290 миллионов, закрывать которую нечем.

 

Выгребают последнее
Странная в России все-таки налоговая политика. Федеральные власти призывают местных чиновников стимулировать экономику и повышать уровень жизни населения, а при этом все «излишки» из бюджетов выгребают. Например, подоходный налог во всех экономически развитых странах является стопроцентно местным и идет напрямую на развитие муниципалитетов, будь то крошечное село или город-миллионник.
«Расщепленной» ставки НДФЛ нет ни в одной западной стране – это российское «ноу-хау». Муниципальным властям оставляют жалкие крохи от собранного НДФЛ, а львиную долю забирают в региональный бюджет. А потом местные главы ходят с протянутой рукой, поскольку у них нет денег на самые насущные нужды – ремонт дорог и водопроводов, благоустройство, образование... Держать муниципальных чиновников в черном теле необходимо властям и для того, чтобы пресекать на корню любые проявления самостоятельности на местах. Шаг в сторону – жди окорота, в том числе и судебного.
Для примера можно взять администрацию не самого маленького и не самого бедного города края – Михайловска. Последние полтора года районная прокуратура буквально закидывает мэрию обязывающими предписаниями (причем почти по каждому еще и принято соответствующее решение суда).
Читатель может и сам оценить дотошность прокуратуры к городским проблемам: через суд администрацию обязали утвердить схему теплоснабжения Михайловска, зарегистрировать право на объекты культурного наследия, на отдельных улицах – оборудовать ливневки, освещение, остановочные карманы, «лежачих полицейских», автопарковки. А также ликвидировать несколько стихийных свалок, оборудовать библиотеку и Дом культуры пандусом, а все автобусные остановки в Михайловске – электроподъемниками для инвалидов.
Конечно, администрация города и рада бы исполнить все-все решения суда, но денег на это нет! Годовой бюджет Михайловска составляет всего 90 млн. рублей, и этого едва-едва хватает на первоочередные нужды. А федеральное правительство недрогнущей рукой всё отбирает и отбирает...

 

Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях