Заглянуть в будни и праздники Великой Монгольской империи, канувшей в Лету сотни веков назад, можно на авторской выставке в краевом музее-заповеднике
Помните, в книге «Над пропастью во ржи», снискавшей славу «библии» всех подростков, главный герой размышлял о музеях: «...самое лучшее в музее было то, что там все оставалось на местах. Ничто не двигалось. Можно было сто тысяч раз проходить, и всегда эскимос ловил рыбу и двух уже поймал, птицы всегда летели на юг, олени пили воду из ручья, и рога у них были все такие же красивые, а ноги такие же тоненькие, и эта индианка с голой грудью всегда ткала тот же самый ковер. Ничто не менялось».
Прошло больше полувека, роман по-прежнему берет за душу неспокойных юношей, а вот музеи перестали быть похожи на застывшую картинку из мира Холдена Колфилда. Не случайно один из главных музейных конкурсов в нашей стране называется «Меняющийся музей в меняющемся мире»: «дома муз» (так переводится с греческого «музей») стараются привлечь в свои стены самую разную публику, демонстрируя все большую открытость и креативность.
В помощь хранителям старины приходит «предметозамещение», когда на выставках появляются аналоги музейных оригиналов - новоделы, стилизации, макеты, инсталляции и, наконец, реконструкции, занимающие в этой иерархии самое высокое место.
В ближайшие недели познакомиться с ними можно в Ставропольском государственном музее-заповеднике им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, где проходит выставка «Праздник и повседневность Великой Монгольской империи в реконструкциях».
Организатор выставки - отдел археологии музея. Автор экспонатов - Елена Корж (на снимке), молодой врач-психиатр, которая в часы досуга воссоздает предметы гардероба прославленной империи, некогда покорившей полмира, в том числе наше Предкавказье. На реке Куме, где ныне стоит Буденновск, завоеватели построили самый крупный город Золотоордынского ханства - Маджары. Именно так называется клуб исторической реконструкции, который представляет Елена и с которым уже несколько лет плодотворно сотрудничает краевой музей-заповедник.
Благодаря этому сотрудничеству мы можем сегодня заглянуть в мир Великой Монгольской империи, канувшей в Лету сотни веков назад.
Вот, к примеру, обыденный и в то же время впечатляющий экспонат - парадный халат знатного кочевника - с необъятными рукавами и поясом из тончайшей тесьмы с драгоценными бляшками. Как рассказала Елена, в праздничные дни, четыре раза в году, такие наряды примеряли на себя все администраторы империи, съезжавшиеся на торжество. Монголы, половцы, аланы, русские, армяне одевались в шелковые халаты, которые символизировали, с одной стороны, власть, а с другой - лояльность к завоевателям. Оставаться в своих одеждах дозволялось только духовным лицам.
А вот наряд знатной женщины, в котором ей самой и шагу ступить было нельзя: огромные шелковые одеяния (в самом узком месте - не меньше метра!) полностью закрывали хозяйку. Ходить она могла только в сопровождении служанок, придерживавших полы «платья».
Самый необычный экспонат выставки - тоже из женского гардероба. Это головной убор кочевницы-аристократки «боктаг». Убранство поражало необычной формой, современники говорили, что он похож на колонну с капителью и водоплавающую птицу. Каждый элемент в этом сложном уборе наполнен смыслом и является символом женской силы и мудрости.
Посмотрев на экспонаты «праздничной» половины выставки и послушав рассказы Елены о роскоши, в которой утопали, словно в своих халатах, знатные монголы, понимаешь, почему Золотую Орду называли золотой. Тем удивительней узнать, что, к примеру, на торжествах империи запрещалось использовать любую посуду кроме деревянной. Поэтому даже в самых богатых захоронениях археологи находят простые деревянные чаши.
В то же время утварь рассказывает о пестроте Монгольской империи: мастера, которые работали на монголов, привносили в изделия свой национальный колорит. Поэтому на монгольской выставке мы видим китайский фарфор с пионами и лотосами или шпильки для волос из стекла и кости.
Кроме многослойных праздничных одежд и повседневных костюмов древних завоевателей, посетители могут рассмотреть во всех подробностях посуду, керамику, предметы вооружения и даже один из вариантов жилища кочевников – палатку «майхан».
Как создавались эти удивительные экспонаты - по лоскуткам, старинным рисункам, археологическим материалам мавзолеев, описаниям путешественников? Где автор берет аутентичные шелка, драгоценные украшения, кольчуги? И вообще, как в ее жизни появился город-сказка Маджары из далекого прошлого? Обо всем этом читайте в одном из ближайших номеров «Зачетки».
А пока - айда на выставку! Она продолжит работу до середины апреля.
И конечно, двери музея всегда открыты для последователей Холдена Колфилда, которым, как почва под ногами, нужен уголок в городе, который остается неизменным. Музейщики хранят его в целости в залах археологии, этнографии и, конечно, в зале природы, где птицы всегда летят на юг, олени пьют воду из ручья, и рога у них такие же красивые, а ноги такие же тоненькие...
Добавить комментарий