Поиск на сайте

 

В российской «нефтянке» создана порочная налоговая система, при которой заинтересованной стороной в повышении цен на бензин является само государство
 

 

В конце июля в Подмосковье прошел «круглый стол», организованный Федерацией автовладельцев России и собравший общественных деятелей из разных уголков страны. Здесь обсуждалась острейшая на сегодняшний день для России проблема – повышение цен на автомобильное топливо. Тема хоть и порядком заезженная, но на сей раз активные автомобилисты сумели подойти к ней с совершенно новой стороны. Они представили на обсуждение коллег пакет поправок в действующее налоговое законодательство России. В чем суть этих нововведений, обозревателю «Открытой» рассказал один из авторов поправок, председатель Красноярского регионального общественного движения автомобилистов, руководитель сети газет в сибирском регионе «Налоговый вестник» Иван СМОЛИН.
 

- Иван, в чем суть ваших предложений?
- Чтобы понять их суть, нужно сначала разобраться в самой системе налогобложения топливного рынка. А система столь запутанная, что рядовые автовладельцы в ней совершенно не ориентируются. Вот недавно я провел маленький эксперимент. Спросил у десятка своих знакомых: как вы думаете, какой процент от цены бензина составляет прибыль бензоколонки? Отвечают: ну, процентов 30-40, уж точно не меньше.
На самом деле все с точностью до наоборот. Мы недавно провели экономический анализ реальной структуры розничной цены бензина и пришли к следующему выводу: себестоимость добычи нефти (включая разведку) в стоимости литра бензина составляет 4%, нефтепереработки - 7%, доход нефтяной компании и заправки (как правило, они одного бренда) - 6%. Еще есть небольшая доля на расходы по переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Остальное - это налоги и сборы, коих великое множество. Загибайте пальцы: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль, на имущество организации, автотранспортный, подоходный, земельный налоги (за землю под нефтезаводами и АЗС), налоги с зарплатного фонда компании, на дивиденды компании и, наконец, нормативная плата за загрязнение окружающей среды. Проще говоря, покупая на заправке бензин, скажем, на тысячу рублей, мы из них 700-750 рублей отдаем государству в его «загашник».
- Ну а как в этой ситуации оценивать сетования чиновников на то, что цены на бензин повышаются исключительно из-за неуклонного роста мировых цен на нефть?
- Отчасти так и есть. Но само наше правительство содействует этому дурными налоговыми законами! Российская нефть на 70% добывается компаниями с большой долей государственного участия, перерабатывается и потребляется в России. Непосредственно к мировой цене на нефть привязан лишь один налог в отечественной «нефтянке» - на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который в общей структуре стоимости бензина занимает лишь 13%.
При этом не стоит забывать, что текущие мировые цены на нефть полностью оторваны от реальных экономических условий (баланс спроса и предложения, остатки запасов полезных ископаемых, устойчивость поставок) и давно являются предметом спекуляций. Вот и возникает вопрос: каким образом к России относятся долларовые спекулятивные цены?
- Выходит, что никак.
- Именно! Тут, собственно, мы и подходим к нашим предложениям по реформированию налогового законодательства. Во-первых, мы предлагаем полностью отказаться от взимания НДПИ или хотя бы убрать увеличение (прогрессию) его ставки при поставках топлива на внутренний рынок. Таким образом, внутренняя цена бензина будет полностью «отвязана» от мировой спекулятивной конъюнктуры.
Во-вторых, мы предлагаем ввести льготное налогообложение нефтяных компаний, которые занимаются строительством или модернизацией существующих в стране нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). А для ввозимых для такой модернизации импортных механизмов и оборудования нужно полностью исключить таможенные пошлины - хотя бы на какой-то период, скажем, на 3-5 лет или до полной окупаемости завода.
Параллельно нужно увеличить экспортные платежи и одновременно снизить все виды налогов на «нефтянку», работающую исключительно на внутренний рынок. Это позволит в будущем «нагрузить» сырьем для переработки увеличивающиеся мощности НПЗ.
Все это будет мощнейшим стимулом для развития отечественной нефтехимии, которая ныне пребывает в ужасающем состоянии. Ведь не секрет, что с тонны сырой нефти российские НПЗ могут произвести «светлых» видов топлива намного меньше, чем на западных заводах. Автопарк стремительно растет - и скоро производимого в стране бензина элементарно на всех будет не хватать. В конце концов, не из-за рубежа же его тогда импортировать?!
И, наконец, в-третьих, нужно ввести дифференцированную ставку акцизов на разные виды бензинов - поначалу в зависимости от их октанового числа, а затем от экологических характеристик (по стандарту Euro). Чем выше качество бензина - тем ниже акцизная ставка. Это станет стимулом для российских нефтяных компаний производить и реализовывать более качественное топливо - но, особо подчеркну, по приемлемым ценам.
- А как бороться с монополизмом на внутреннем рынке? Еще с советского времени в стране сохранилась порочная структура розничного рынка ГСМ: каждый регион - это «вотчина» двух-трех крупных компаний, которые зачастую вступают в альянсы. Ну, допустим, за счет налоговых послаблений вы добьетесь снижения себестоимости топлива, но вряд ли «нефтяники» снизят цены - все равно найдут отговорки, чтобы оставить их на прежнем уровне.
- А это уже задача антимонопольных органов, которые призваны бороться с картельными сговорами нефтяников и согласованным повышением цен. На примере своего и соседних регионов знаю: ценники на заправках меняются почти одновременно и на одинаковую величину (вне зависимости от завода-производителя и принадлежности заправки). Но антимонопольщики в упор не видят никаких сговоров. И хотя российское антимонопольное законодательство - одно из самых жестких в мире, но применяется на практике оно из рук вон плохо.
Из-за нашей порочной системы налогообложения «нефтянки» государство само заинтересовано в повышении цен на бензин, потому что это - один из способов быстрого пополнения бюджета. Вот власть и смотрит на все нарушения конкурентного законодательства сквозь пальцы.
Не спорю, есть регионы, где контролеры активно борются с местными «бензиновыми» магнатами - например, в Ставропольском крае. Но тут дело лишь в личной принципиальности или компетентности руководителя антимонопольного органа.
- Недавно крупнейшая в стране нефтяная компания, государственная «Роснефть», объявила курс на равнодоходность: цены на бензин на внутреннем рынке должны быть равны мировым за вычетом стоимости транспортировки. При этом правительство кивает на пример соседней Норвегии - тоже экспортера нефти со сходной системой налогообложения в нефтяной отрасли. А там цена на бензин и вовсе 1,5 евро за литр - в пересчете 55 рублей.
- Знаете, тут уж совсем оголтелая наглость со стороны правительства, которому «нефтяные» доходы окончательно заволокли глаза. В нашей стране продается топливо неизмеримо худшего качества, чем в Норвегии, да и в любой другой западной стране. Нужно учитывать и климатический фактор - почти 5-7 месяцев в году у нас отрицательные температуры, что естественным образом увеличивает потребление бензина. Плюс громадные территории с очень протяженными дорогами отвратительного качества.
Знаете ли вы, что в Норвегии пенсионерка-домохозяйка (никогда не работавшая до выхода на пенсию) получает пенсию в размере 1400 евро (примерно 52 тысячи рублей), а средняя зарплата по стране составляет четыре тысячи евро (150 тысяч рублей). Да при такой зарплате и пенсиях в России можно и по два евро за литр бензина платить!
То есть, как видим, одними налоговыми послаблениями «бензиновую» проблему не решить: одновременно нужно и бороться с коррупцией, и человеческие дороги строить, и зарплаты повышать. В общем, работы новому президенту страны хватит!

Беседовал

Антон ЧАБЛИН

 

 

Кнут и пряник

 

В Испании за уровнем цен следит Высший совет по ценам при Минэкономики. Государственные и частные компании имеют право повысить стоимость бензина только после получения соответствующего разрешения от этого совета.
Во Франции «бензиновые» цены регулирует специальный отдел в Минфине, а контроль за исполнением его решений осуществляют госинспектора во всех уголках страны.
В Швеции для этих целей создан отдел в государственном Управлении конкуренции. Кроме того, здесь действует закон, позволяющий замораживать цены в ряде отраслей (в том числе и топливной) в случае их резкого роста.
В Финляндии государство оказывает финансовую поддержку компаниям, продающим бензин и дизтопливо по низким ценам. В частности, им предоставляются долгосрочные кредиты по низким ставкам.
В Греции регулятором топливного рынка является Минторг, который устанавливает верхний предел цен на бензин и дизтопливо для розничных и оптовых продавцов. В случае превышения этого предела на компанию решением суда налагается штраф.
В Саудовской Аравии, экономика которой полностью зависима от экспорта нефти, цены на автомобильное топливо устанавливаются государством, а именно Министерством нефти и природных ресурсов. При повышении цен министерство объявляет об этом заранее (за 4-5 месяцев), чтобы не допустить социального напряжения и паники на топливном рынке.
В Венесуэле оптовые цены на бензин и дизтопливо назначаются государственным Управлением по делам реформ. Цены на бензин здесь одни из самых низких в мире - на уровне 2-3 рублей за литр.
В Китае также цены на автомобильное топливо регулирует государство: их предельный размер устанавливается в зависимости от мировых цен на нефть.
В США нет прямого госрегулирования топливного рынка, а для коррекции цен власти используют стратегический нефтяной запас. Впрочем, цены на топливо здесь и так низки, поскольку для мелких нефтедобывающих и перерабатывающих компаний существуют различные налоговые программы (например, в штате Аляска их более десятка).  
В Великобритании полностью освобождены от налогов мелкие нефтедобывающие компании и часть прибылей крупных компаний, соответствующая 15%-ому уровню рентабельности. Такой налоговый режим создает льготные условия для эксплуатации малодебитных скважин, а также добычу на начальном и конечном этапах жизненного цикла месторождения.    
В Норвегии для стимулирования инвестиций в топливную отрасль введена налоговая скидка для нефтяных компаний на период до 15 лет, улучшающая развитие фондоемких производств.



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий