Поиск на сайте

Чтобы провести реформу ЖКХ, федеральным властям требуется кредит народного доверия. И недюжинная политическая воля. Но есть ли она у Кремля?!

 

В конце мая на заседании Госсовета РФ была дана оценка деятельности правительства в сфере ЖКХ. Цитирую выступление министра регионального развития Игоря Слюняева: «Наши многолетние усилия по повышению эффективности ЖКХ пока не дали значительного результата, и практически реформа ЖКХ еще в самом начале своего пути. Более того, наблюдается колоссальный разрыв между состоянием нормативно-правовой базы, регулирующей отрасль, и принимаемыми управленческими решениями на местах».

 

Вводит в недоумение несколько посылов. Во-первых, министр говорит о том, что усилия многолетние, а реформа лишь в начале пути. Во-вторых, удивляет заявление о том, что законы в Москве приняли, а на местах они не работают. Значит, «стрелки переведены» на местные органы власти.
Расшифровывая слова Слюняева, можно сказать одно: проблемы ЖКХ много лет забалтывались на высшем уровне – в правительстве и думе принято более 160 законов, а до конкретных реформ дело не дошло. Вот и заседание Госсовета не приняло никакого программного документа, даже выговор никто не получил. В общем, поговорили и разошлись. У рядового пользователя благами цивилизации возникает вопрос: а дальше что?
Не побоюсь вызвать на себя гнев рядовых потребителей услуг ЖКХ, заявив, что тарифы у нас невысокие и почти соответствуют международным стандартам. Все дело в уровне решения управленческих задач, стоящих в этой сфере, и в первую очередь – в недопустимо низких доходах основной массы населения. Сегодня мы пожинаем плоды тех «замечательных» лет, когда вода, электричество, газ якобы ничего не стоили.
При этом госчиновники пытаются выставить крайними именно тех, кто, несмотря на совершенно неприемлемые условия для развития бизнеса в России, умудряется почти бесперебойно производить и поставлять потребителям энергию, тепло, газ, воду, вывозить отходы. На упомянутом выше совещании все же были озвучены некоторые интересные факты. Так, и.о. губернатора Владимирской области Светлана Орлова отметила, что собираемость платежей по ее региону составляет 96%. Но по итогам года 60% теплоснабжающих организаций области имеют отрицательный финансовый результат, а 28% – банкроты. Странная ситуация: граждане исправно оплачивают подачу тепла по «высоким» тарифам, а бизнес в этой сфере остается убыточным.
Можно сколько угодно сетовать на рост тарифов, но пока тарифы не придут в соответствие с рыночной стоимостью услуг, серьезные инвесторы не направятся в этот бизнес и не будут вкладываться в заведомо убыточное предприятие. А придут различного рода проходимцы от бизнеса и чиновничества, которые сорвут деньги с жильцов и обанкротят предприятия-«однодневки».
Следующая проблема – долги перед поставщиками. Только за поставки электроэнергии потребители в стране задолжали 133 миллиарда рублей (данные ОАО «Центр финансовых расчетов» за прошлый год). Ну скажите честно: люди, вы украли у поставщиков товара на астрономическую сумму. Повторяю: услуги ЖКХ – это товар.
Если бы кто-то украл нефти или водки на 133 миллиарда, это каралось бы по всей строгости закона. А почему можно воровать электроэнергию, воду, не платить за газ? Да потому, что такие правила установило само государство. Существует законодательно утвержденный внушительный список «неприкасаемых» организаций, которым нельзя отключать подачу воды, энергии и т.д.
К примеру, долг водоканала в Ингушетии перед энергетиками составляет 750 млн. рублей. И ничего, работает. Отключать нельзя! В Шпаковском районе Ставропольского края три дачных кооператива должны энергетикам 5 млн. рублей. Однако процедура отключения неплательщиков до того зарегламентирована нашим законодательством, что делает её нереализуемой. Взыскать долги с неплательщиков – невозможно, а штрафы за неуплату мизерные.
К примеру, в США за каждый день просрочки уплаты коммунальных услуг штраф составляет до $50. В России же немыслимые штрафы введены за все: за курение, за поход в лес, за промилле на дороге, за клевету, за митинги, только за воровство в сфере ЖКХ – нет. Воруйте на здоровье?! Не верю я в искренность государства решить проблемы ЖКХ, пока оно так относится к воровству.
Еще один немаловажный фактор – износ существующего фонда сетей и оборудования в коммунальном хозяйстве (в отдельных отраслях он составляет 80%). А в установленных государством тарифах доля, выделяемая на реконструкцию сетей, составляет 1%. Такими темпами мы сможем завершить реконструкцию через 80 лет.
Но учитывая, что износ основных фондов – это процесс постоянный, то реконструкцию не завершить никогда! Значит, в тарифах должна быть заложена реальная цифра по затратам на реконструкцию, которая позволяла бы вернуть вложенные средства не позднее 3-4-х лет.
В общем, получается замкнутый круг нерешенных проблем. Повышать тарифы и штрафы нельзя, ибо это вызовет социальный взрыв. Но это же влечет и дефицит бюджета на решение текущих проблем ЖКХ, плюс стремительное изнашивание старых коммуникаций, плюс нехватка средств на ликвидацию аварийного жилья, плюс задолженность по оплате по уже существующим тарифам... Вот такой железный капкан.
Что же делать, спросит читатель. Всё дело в том, что ЖКХ – это часть социально-политического, экономического, правового организма России. И все болячки этого организма (коррупция, крайне слабая экономика и государственный менеджмент, отсутствие правового поля и здоровой конкуренции) – все это и есть болезни ЖКХ.
Роль государства в этой сфере экономики должна быть сведена к минимуму. Оно должно лишь обеспечивать законодательную базу, здоровую конкурентную среду, устанавливать вменяемые налоги – и всё! При грамотном подходе ЖКХ может стать тем локомотивом, который вытянет из застоя всю экономику страны.
Но для начала надо решить вопрос с тарифами на услуги ресурсных компаний. Мы должны привести их в соответствие с реальной стоимостью и перестать издеваться над законами рыночной экономики, иначе будем топтаться на месте еще долгие годы.
Попутно надо создавать условия для здоровой конкуренции в среде поставляющих компаний, снижать влияние естественных монополий, усиливая антимонопольные меры, сокращая долю государства в сетевых компаниях. Невозможна честная конкуренция, пока сети в руках государства и оно диктует правила игры на рынке услуг ЖКХ.
Давайте увеличим налоги на миллиардные доходы топ-менеджеров «Роснефти», «Газпрома», РЖД и других госкомпаний, проведем разумную налоговую реформу – тогда учителя, врачи и другие бюджетники смогут получать достойную заработную плату, а старики – пенсии.
Без решительных, жестких мер не вылечить глубоко запущенных болезней жилищного хозяйства. Для этого нужны смелость и политическая воля, соответствующее мировоззрение, позволяющее принимать не популистские решения, а проводить хорошо продуманные, стратегические реформы. Но для этого, в свою очередь, власть должна иметь ресурс политического доверия и поддержки населения, а с этим сейчас в России туго. Упущено время, упущены возможности, растрачен лимит доверия...
Россия – огромная, сильная держава, и стала она такой благодаря свободным, предприимчивым, неравнодушным к ее судьбам людям, первопроходцам, промышленникам, казачеству.
Пробудить энергию масс на возрождение России, создать условия для самореализации талантливого народа, воспитать духовную свободу и высокую нравственность – в этом основное предназначение государства. А это куда более сложная задача, чем управление страной в «ручном режиме».

 

Олег ПЯРИ,
председатель Ставропольского местного отделения
политической партии
РПР-ПАРНАС

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях