Поиск на сайте

В ведомстве предлагают существенно расширить список тех, кто обязан будет сообщать о возможном конфликте интересов при осуществлении госзакупок. 

Такое предложение содержится в письме заместителя главы министерства Евгения Елина, направленном в администрацию президента. В число лиц, которые могут оказать коррупционное влияние на исход закупок, хотят включить губернаторов, мэров, глав госкорпораций и операторов электронных площадок. Также в министерстве предлагают обязать заказчиков размещать список потенциальных коррупционеров, их ИНН и номера свидетельств пенсионного страхования в единой информационной системе, которую увяжут с информационными ресурсами других ведомств (ФНС, Росфинмониторинга, ФМС, органов ЗАГС и т.д.) для автоматической проверки данных на предмет их аффилированности с потенциальными поставщиками. По мнению авторов предложения, это существенно снизит уровень коррупции в сфере госзакупок и сделает её более прозрачной и конкурентной.

В письме отмечается, что на данный момент обязанность предоставлять информацию об отсутствии конфликта интересов либо аффилированности лежит исключительно на подрядчике (поставщике), тогда как заказчики вправе, но не обязаны это делать. И это порождает потенциальную возможность для коррупции. Кроме того, в число лиц, на которых распространяется закреплённый в законе запрет аффилированности, входят далеко не все, кто так или иначе может повлиять на исход закупок - только руководители заказчика и его контрактной службы, члены закупочной комиссии и контрактные управляющие. Они не могут состоять в браке или родственных отношениях с руководителями организаций-подрядчиков и лицами, владеющими существенными (от 10%) пакетами акций в таких организациях.

По мнению омбудсмена в сфере закупок Сергея Габестро, создание механизмов проверки связей выявления аффилированных лиц, который могли бы использовать заказчики, является необходимым: "У заказчика отсутствуют удобные механизмы проверки конфликта интересов." По его словам, на многих торговых площадках уже работают программные комплексы, автоматически осуществляющие такую проверку.

Также инициативу Минэкономразвития поддерживает заместитель руководителя "Трансперенси Интернешнл-Р" Илья Шуманов: "Расширение субъектного состава потенциальных коррупционеров и автоматизация учёта сведений о них из открытых источников — давно назревшая необходимость." Вместе с тем господин Шуманов отмечает, что он не верит в эффективность автоматической проверки данных. По его мнению, она поможет выявить примерно 5% из всех случаев конфликтов интересов. Поэтому, говорит эксперт, параллельно с реформированием законодательства в сфере закупок необходимо также активизировать работу общественного контроля и правоохранительных органов в этом направлении.

Проблема аффилированности в закупках действительно стоит достаточно остро. Иногда обнаруживаются случаи, когда компании, явно уступающие своим соперникам по основным параметрам, выигрывают конкурсы и только потом выясняется, что они располагают невидимыми сразу связями и "человеческими ресурсами", благодаря которым и удаётся выйти вперёд. И заказчик не всегда вообще в курсе, что, как и почему. Ведь он не может контролировать всё и сразу. А вот если бы государственный контроль за этой сферой был более жёстким, как предлагает министерство, тогда и сами закупки были бы более "чистыми", и побеждали бы в них действительно достойные.

Единственный негативный момент этого предложения в том, что в случае его принятия есть риск услышать о громких отставках или судебных процессах. Но это уже неизбежное зло — как говорится, сами виноваты.

Ну, как-то так.

Источник: © ДАВЫДОВ.ИНДЕКС 
Просмотр всей ленты новостей: http://www.opengaz.ru/news