«Новая газета» – читателям, соучастникам своего выживания
ОБРАЩЕНИЕ
В России массово закрываются печатные СМИ – нет средств для существования. А государство равнодушно взирает на то, что миллионы граждан остаются без прессы, тем более что газетные киоски также уничтожаются по всей стране. Сегодня на 146 миллионов россиян в свет пока ещё выходят порядка 50 тыс. газет и журналов.
Как у них?
«Бумага» всё стерпит?
Как только дело касается введения непопулярных мер, наши власти любят кивнуть на «дикий» Запад: у них, мол, так уже давно. А что там со СМИ и с журналистами, например, в европейских странах, решили выяснить в этой связи мы. Может, стоит нам поучиться у французов, шведов и финнов, как государство может поддерживать СМИ и журналистов?
«Сантимщики» задают тон
Французов за глаза часто называют «сантимщиками» за их природную скупость, или, если выразиться деликатнее, бережливость. Но официальный Париж в отношении к СМИ и журналистам давно заслужил добрые слова: во Франции прижилась система как прямого, так и косвенного субсидирования всей прессы.
Но основные субсидии в первую очередь предоставляются газетам и журналам, которые ориентируются на массовую аудиторию.
Система государственных субсидий во Франции – одна из самых старых. Она была создана сразу после окончания Второй мировой войны.
Вот некоторые интересные цифры за прошлый год. Общая сумма прямого субсидирования СМИ составила более 260 млн евро.
Эти субсидии в 2017 году распределялись так: печатной прессе – более 127 млн евро, в том числе доставка газет и журналов на дом – более 52 млн евро; поддержка региональных изданий с малым процентом рекламы – более 16 млн евро, а также затраты на модернизацию – более 58 млн евро.
Отдельной строкой в этих тратах прописана финансовая поддержка национального агентства – Agence France-Presse (AFP) – более 132 млн евро. Из них на подписку ушло почти 22 млн евро. А на компенсации за темы служения общественным интересам было выделено более 110 млн евро.
Для газет предоставляют льготные почтовые тарифы. Для снижения тарифов La Poste (аналог Почты России) выделяет специальные средства. Стандартная ставка НДС во Франции составляет 20%, но газеты облагаются по пониженной ставке в 2,1%. Это распространяется на розничные продажи и подписку. Реклама также облагается по стандартной ставке.
Правительство и президент Франции постоянно поддерживают распространение французских печатных СМИ путем проведения рекламных кампаний через правительственные каналы. И еще около 450 млн евро в год поступают из бюджета страны самим изданиям.
Такие «зубры» французских СМИ, как Le Monde, Le Parisien, Le Figaro, Liberation, получают на свои нужды от 15 до 18 млн евро в год. Головокружительные цифры! Вот тебе и «сантимщики».
На родине Карлсона
Не отстает от Франции и Швеция. В этой стране разработана одна из наиболее совершенных моделей государственной поддержки прессы. Необходимость введения протекционистских мер по отношению к СМИ возникла из-за резкого сокращения количества ежедневных газет, случившегося несколько лет назад.
Специальные парламентские комиссии пришли к выводу, что закрытие газет ограничивает возможности прессы выполнять свои демократические функции.
Вот тогда были приняты законы, которые препятствовали концентрации собственности в сфере СМИ, стимулировали учреждение новых изданий и определяли условия предоставления субсидий. Результат не заставил себя ждать. Если с 1945 по 1968 год в Швеции закрылось 77 ежедневных газет, то с начала учреждения государственной поддержки о своем закрытии объявило лишь одно печатное издание.
Кстати, сегодня в Швеции (с населением всего в 10 миллионов человек) издается более 140 ежедневных газет. Прямые субсидии «вторым» газетам, то есть изданиям, которые имеют второй по величине тираж, впервые были выплачены в 1971 году. Эти выплаты стали возможны после введения специального налога на рекламу.
Стандартная ставка НДС в Швеции составляет 25%. Печатные газеты облагаются НДС по ставке 6%. Это касается прямых субсидий. Правительственная комиссия предлагает увеличить объем предоставляемых прессе субсидий и существенно расширить количество изданий, которые претендуют на эти субсидии.
«Горячие» финские СМИ
Интересен и опыт Суоми. В Финляндии существует система прямого правительственного субсидирования для газет на шведском языке и языках других меньшинств, к примеру саамском или цыганском, а также новостных служб на шведском языке. Объем субсидий, предоставленных в 2017 году, составил более 500 тыс. евро.
Специальная помощь также предоставляется за медиа-инновации, но только новостным медиа. На реализацию этой программы за последние два года было выделено более 20 млн евро.
Ставка НДС для подписки на газеты составляет 10%. Розничные продажи периодики и цифровые издания облагаются по стандартной ставке НДС в 24%.
И еще существует программа помощи как государственным, так и коммерческим изданиям. Государственная поддержка подписки на все газеты направляется тоже в форме субсидий. Она возмещает расходы на транспортировку и распространение.
Если финансовая ситуация становится тяжелой, газета перестает нести обязательства по уплате налога с оборота. И еще издание может получить заем на выгодных условиях.
В сумме дотации являются самыми большими на душу населения в ЕС: они составляют 130,6 евро в год. И еще любопытная деталь: через подписку в Финляндии распространяется более 85% печатных СМИ.
А что у нас?
Добавить комментарий