Поиск на сайте

 

 

Этот симпатичный небольшой домик в самом центре Ставрополя на Дзержинского вот уже в течение двух веков вызывает живой интерес как жителей, так и гостей нашего города. В ХIХ веке гостеприимным хозяином усадьбы был Василий Иванович Смирнов. Талантливый художник, неисправимый романтик, душа компании, и в известной степени духовный авторитет высшего ставропольского общества того времени. В своем гостеприимном доме он собирал просвещенную публику губернского города: известных литераторов, художников, актеров, журналистов. Сейчас в этом здании расположился музей-усадьба. С директором музея Галиной ГОНЧАРОВОЙ беседует корреспондент «Открытой».

- Галина Александровна, почему же этот дом носит название музей-усадьба, а не просто музей художника Смирнова?
- Во-первых, потому, что представляет собой типичный жилой дом ставропольской семьи со всеми сопутствующими ему элементами - пристройками, садом, неизменным колодцем с чистейшей ледяной водой. В таких усадьбах жили ставропольские семьи со средним достатком в середине ХIХ века.
Дом представляет собой еще и большой исторический интерес: в нем бывали ярчайшие представители интеллигенции Ставрополя, здесь проводились званые вечера, обеды, такой своеобразный очаг культуры.
- Вы и вправду сохранили здесь настоящие предметы интерьера того времени?
- Представьте, сохранили, и даже в приличном виде. Построена усадьба в 1877-м году. Вся обстановка дома сохранена полностью - в первозданном виде. Плетеные стулья, великолепный рояль, картины на стенах, даже скатерть на столе подлинная.
Все это в дар нам передала дочь художника – Нина Смирнова. Она жила в фамильной усадьбе до глубокой старости. После ее отъезда в другой город этот дом с 1985 года и стал городским музеем.
– Василий Смирнов был родом из Ставрополя?
– Нет, он родился на Украине. Окончил с отличием Санкт-Петербургскую академию художеств, а затем по приглашению приехал работать в Ставрополь.
Василий Иванович работал не покладая рук, чтобы прокормить свою огромную семью: преподавал рисование и чистописание в нескольких учебных заведениях, а все свободное время посвящал любимому делу – рисованию. Его картины можно увидеть в нашем музее. Они удивительны своей разножанровостью, лиричностью. Особенно интересны портретные зарисовки.
Здесь же в Ставрополе Смирнов познакомился со своей второй половинкой - дворянкой Аксиньей Федоровной, дочерью пятигорского архитектора. Такая вот у них получилась творческая семья.
- Аксинья Федоровна тоже занималась рисованием?
- Нет, хотя она и выросла в творческой семье, но рисованием не занималась. В то время женщины в знатных семьях не работали, это считалось дурным тоном. Они воспитывали детей, а следить за домом им помогали няни и горничные. А потомство у Смирновых было большое - девять человек: четыре мальчика и пять девочек. Какая уж тут работа!
- Многовато для дворянской семьи...
- Действительно, в то время в среднестатистической ставропольской семье было по три-четыре ребенка.
- Должно быть, будучи стесненным в материальном положении, художник брал заказы от знаменитых и обеспеченных людей нашей губернии? - Заказы на портреты знатных господ он принимал редко. Василий Иванович больше тяготел к изображению образов простых людей. Живописца часто можно было увидеть с мольбертом на улицах города. Он рисовал дома, торговцев с рынка, гуляющих по проспекту купцов.
Благодаря его тщательно прописанным деталям быта, одежды, легко представить, как выглядели, как одевались ставропольчане два века назад.
Смирнов был настоящий романтик, наблюдательный человек с живым воображением. Глядя на эти картины, кажется, что возвращаешься на машине времени в прошлое.
- Жизнь тогдашнего высшего общества представляется нам в виде череды роскошных балов, вроде тех, что мы видим в фильме Бондарчука «Война и мир». Скажите, а ставропольская знать устраивала балы?
- Роскошных балов, которые проводились в столичном высшем обществе в нашем провинциальном городе не было. Ставрополь не Москва, где сплошь дворцы и шикарные просторные залы для танцев. У нас город, население которого в основном состояло из патриархального купечества. Князья и графы здесь только проездом бывали. Но званые вечера здесь, конечно проводились – с обильными застольями, музицированием, танцами, с умными беседами.
В доме Смирновых такие вечера проводились раз в неделю, Василий Иванович был человеком чрезвычайно радушным, высокообразованным, глубоким и интересным собеседником.
Гостеприимный дом был открыт для гостей. Здесь бывали известный ставропольский музыкант Василий Дмитриевич Беневский, который писал музыку для многих театральных постановок того времени, редактор и создатель гремевшей в то время газеты «Северный Кавказ» Дмитрий Евсеев, основоположник осетинской литературы, писатель и демократ Коста Хетагуров и многие, многие другие.
Праздничный стол всегда накрывала жена художника, которая к тому же великолепно готовила. По воспоминаниям дочери Василия Смирнова Нины, на столе всегда присутствовали горячие мясные блюда, обилие разнообразных закусок, очень много выпечки. К сожалению, рецепты фирменных блюд не сохранились.
После ужина гости выходили для беседы в прекрасный сад, который был разбит за домом. Но самой большой гордостью семейства Смирновых был цветник из изумительных роз, за которым Аксинья Федоровна ухаживала самолично. Сейчас, кстати, мы полностью восстановили вокруг дома зеленый ландшафт, деревья, цветы, которые росли в саду у Смирновых.
- Сад впечатляет. А красивые пристройки вокруг дома, в чем их предназначение?
- Для старинных ставропольских усадеб характерны жилые пристройки для прислуги, различные хозяйственные помещения, флигель и обязательно колодец.
Причем все строилось в едином органичном архитектурном стиле, поэтому и производит такое приятное для глаз впечатление. Строили тогда на совесть, с большим художественным вкусом. Это единственное здание в центре Ставрополя, сохранившееся в таком первозданном виде.
- Старые дома хранят тайны, а у этого дома они есть?
- Этот дом хранит много историй. В этой чудной усадьбе у осетинского красавца писателя Коста Хетагурова вспыхнула любовь к дочке Василия Смирнова – Татьяне. Он даже просил ее руки, но девушка не оценила любви гения и ответила отказом. Видимо, это настолько ранило сердце Коста Левановича, что он так и не нашел себе до конца дней спутницу жизни. Эта драматическая любовная история легла в основу пьесы «Последняя любовь Коста», написанной ставропольским литератором Галиной Пухальской.
Кстати, этот спектакль ставропольский театр «Гармония» показывает в стенах музея-усадьбы. Зрители плачут, когда его смотрят. Ведь актеры играют в доме, где жили и любили герои постановки. Очень вам рекомендую посмотреть этот спектакль!

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий