Поиск на сайте

 

 

Краевой медицинский университет – в десятке лучших вузов этого профиля в стране. «Ставропольский мед» – это бренд, который ценят работодатели во всех концах нашей страны

 
В Ставропольском медицинском университете прошла конференция сотрудников и студентов по итогам работы в 2013 году. С отчетом выступила ректор профессор Валентина Муравьева, которая возглавляет вуз последние шесть лет.
Сразу по нескольким показателям университет входит в первую десятку медицинских и фармацевтических вузов страны. И именно в прошлом году удалось создать множество нового – и в сфере образования, и науки.
Пожалуй, не буду утомлять читателя долгими рядами цифр. Упомяну лишь самые любопытные штрихи, которых Муравьева коснулась в своем докладе, – какие новые подразделения появились в главном медицинском вузе Ставрополья.
В университете создан музейный комплекс, который объединяет несколько выставок исторического, медицинского и биологического направления (скажем, в научной библиотеке СтГМУ это музей редкой книги «Наследие веков»). Консультантом при создании комплекса был  старейший музейщик края, заслуженный работник культуры России Вениамин Госданкер.
Появились новые научные лаборатории. Одна из них занимается проблемами общественного здоровья и медицинской статистики, а другая – патологической морфологии (здесь проводят биохимические и иммунологические исследования тканей и органов, пораженных различными патологиями).
Уже третий год на базе университета работает Центр практических навыков, где студенты обучаются на «живых» (в смысле, неотличимых от настоящих пациентов) манекенах и моделях.
Поначалу в центре было два подразделения-кластера, посвященных общему уходу за больным, - сердечно-легочной реанимации и интенсивной терапии, неонатологии и неотложной педиатрии. Теперь добавилось еще одно, где студенты отрабатывают навыки экстренной медицины: например, учатся накладывать жгут или ставить катетер при острой задержке мочи.
На базе кафедры русского языка реализуется «пилотный» проект лаборатории, где разрабатывают новые методики коррекционно-развивающего обучения для детишек с ограниченными возможностями здоровья. Возглавляет его заведующая кафедрой доцент Наталья Маяцкая.
В перспективе же лаборатория расширится до полноценного Центра медико-социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов.
Конечно, самые серьезные изменения произошли в Институте непрерывного и дополнительного профессионального образования (здесь уже состоявшиеся врачи проходят профессиональную переподготовку).
В связи со вступлением в силу закона «Об образовании» здесь реорганизованы два факультета – профессионального образования и подготовки кадров высшей квалификации.
Также открылся Центр дистанционных образовательных технологий, который занимается интернет-«уроками» для докторов, работающих в отдаленных больницах. Понятно, что на две недели им очень сложно ехать в Ставрополь, чтобы послушать лекции, – вот и спасает Skype.
Вот важный показатель качества работы вуза. Университет представил 16 учебно-методических изданий на II Международный конкурс учебной и научной литературы «Золотой корифей», проводимый ростовским исследовательским центром «Научное сотрудничество».
Всего в нем участвовали 154 автора со всей страны. И сразу шесть изданий СтГМУ вошли в число победителей в разных номинациях, в том числе учебные пособия «Дерматовенерология», «Инфекционный эндокардит», «Структурно-функциональная организация клеток». 
Появились в университете и новые клиники, в частности, сдана вторая очередь клиники эндоскопической и малоинвазивной хирургии на улице Тухачевского.
На сегодняшний день она самая оснащенная в крае, а оперируют здесь пациентов с грыжами, заболеваниями селезенки и щитовидной железы, варикозным расширением вен на ногах, желчнокаменной болезнью.
Например, людей, страдающих ожирением или сахарным диабетом, здесь тоже лечат хирурги, удаляя часть желудка (это приводит к гормональным изменениям).
Используют здесь технологию fast-track, когда максимально снижается травмирование пациента и послеоперационный стресс. Это позволяет поставить на ноги человека уже на следующий день даже после самой серьезной и сложной операции (в среднем пациенты задерживаются в клинике на 1,8 суток).
Больному не ставят катетеры, зонды, не надевают бандажи, делают крошечные разрезы и дают самый щадящий наркоз, чтобы во время операции пациент был в сознании.
Впрочем, для меня, как выпускника «ставропольского меда», и безо всяких отчетов очевидно: за время руководства вузом Валентины Николаевны университет преобразился – и внешне, и внутренне. Он стал более современным (а значит, престижным).
Впрочем, ректор в своем докладе говорила не только о том, что сделано, но и о недостатках. Тех, которые предстоит преодолеть уже в нынешнем году.
 
– Валентина Николаевна, в докладе вы упомянули, что в прошлом году не смогли организовать коммерческий, платный прием студентов факультета гуманитарного и медико-биологического образования. Почему?
– Это самый молодой факультет в нашем университете. К сожалению, по новым направлениям подготовки студентов мы набираем только на коммерческой основе, поскольку у нас еще нет государственного задания на бюджетные места.
Как правило, наш учредитель, Министерство здравоохранения России, ставит вопрос о «бюджетниках», когда уже есть первый выпуск специалистов (оценивают качество знаний у выпускников и как они будут устроены на нашем рынке труда).
Мы ведь взяли на себя смелость готовить специалистов редких направлений, например «Адаптивная физкультура». Это специалисты, которые занимаются реабилитацией пациентов после тяжелых травм, операций, переломов. И хотя специальность новая, но очень востребованная: реабилитационных центров только в Ставрополе создано уже несколько.
– Вы готовите и дефектологов. Как отец двоих детей, могу вам сказать за это большое спасибо: к сожалению, в Ставрополе дефектологов отыскать практически нереально, их по пальцам можно пересчитать.
– Вы совершенно правы! С одним уточнением: дефектолог – это не врачебная специальность, она относится к категории педагогических. Хотя, конечно, такой специалист должен обладать и медицинскими познаниями, поскольку самая частая причина нарушений речи у деток – это врожденные ЛОР-патологии.
Но есть и сугубо психологические предпосылки, например синдром гиперактивности. А учитывая, сколько сейчас деток появляется на свет с родовыми травмами, потребность в дефектологах будет только расти.
– А в будущем году вы запланировали открыть новую специальность «Клиническая психология»?
– Конечно, мы бы очень хотели начать набор на такую специальность уже в этом году, но, к сожалению, еще не подготовили весь пакет документов для аттестации.
Клинические психологи сегодня на рынке труда тоже очень востребованы: в идеале такой специалист должен быть в каждом врачебном коллективе. В том числе чтобы разрешать проблемы и конфликты, возникающие как между самими докторами, так и между пациентами.
– Что вы имеете в виду?
– Представьте такую ситуацию: врач приводит к постели больного студентов, которые у него учатся в группе, а пациент наотрез отказывается, чтобы его осматривали. Но если откажется один, другой, третий, то как мы вообще сможем организовать учебный процесс? Как эти студенты станут врачами, если никогда не были у постели больного?
Именно такие ситуации и должен разрешать клинический психолог. Или как, например, рассказать человеку о смерти близкого? Как снять напряжение, если он сразу начинает винить в произошедшем лечащего врача?
А ведь медицинская наука не стоит на месте, мы в каждодневной практике сталкиваемся со все новыми этическими и психологическими вызовами: например, в вопросах эвтаназии или трансплантологии. Конечно, их нужно решать с помощью психолога, причем именно клинического, подготовленного на базе медицинского вуза.
– Вы ведь уже начали готовить таких специалистов «двойного назначения» – я имею в виду экономистов и менеджеров для здравоохранения. Эксперимент оказался удачным?
– Конечно, его уже и экспериментом нельзя назвать. Не представляете, как нам были благодарны руководители медицинских учреждений, когда мы на нашем гуманитарном факультете начали готовить профессионалов, разбирающихся в вопросах экономики здравоохранения. Раньше ведь этому никто в крае не учил!
В медицине сейчас колоссальный голод по таким, как вы сказали, «двойным» специалистам – экономистам, финансистам, юристам, психологам... Вот, скажем, сейчас твердят о том, что вузы готовят, мол, огромное количество юристов и экономистов.
И при этом мне главные врачи жалуются, что для них огромная удача найти грамотного юриста, который специализируется именно на «медицинской» тематике. А востребованы они сегодня и в страховых компаниях (защищающих права пациента), и в самих медучреждениях (защищающих права врачей).
– Валентина Николаевна, мне кажется, последние годы университет все больше смещает интерес со студентов на уже «зрелые» кадры. Так ли это?
– Конечно, про своего студента мы не забываем. Но в то же время и без профессиональной переподготовки сегодня нельзя – это насущное требование времени, когда идет перестройка всей кадровой работы в здравоохранении страны.
Вы правы, что в прошлом году мы все усилия сконцентрировали на реформировании Института непрерывного и дополнительного профессионального образования, о чем я подробно говорила в отчете. Хотя, увы, всё, что хотели сделать, не успели. Например, еще не создали по краю сеть межмуниципальных образовательных центров последипломной подготовки медицинских кадров.
Это нужно, чтобы врачи из отдаленных сел не ездили на стажировку в Ставрополь, а могли пройти учебу, скажем, у себя в райцентре. Надеюсь, в нынешнем году мы эту задачу реализуем.
Параллельно мы работаем над тем, чтобы сделать СтГМУ полноценным «электронным университетом». Чтобы врачи могли получать доступ к нашей виртуальной клинике  (аттестационно-симуляционному центру) и к базе видеолекций.
Также очень хотелось бы создать передвижной компьютерный класс, где можно будет удаленно проходить аттестацию, сертификацию (а возможно, даже аккредитацию) медиков.
Ну и, наконец, я надеюсь, у нас получится создать в крае несколько образовательных центров для проведения практической подготовки интернов и ординаторов. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы один из таких центров был в Ставрополе, другой – на Кавминводах и третий – в краевой больнице в Буденновске, обслуживая всю восточную зону края.
– Задачи, конечно, масштабные. И на сколько лет это все рассчитано: на три, пять, десять?
– Я очень надеюсь, что такую систему подготовки и переподготовки медицинских кадров на Ставрополье вместе с нашим министерством удастся создать примерно за два-три года.
Не подумайте, что мы ставим какие-то утопические цели. То, о чем я говорю, сейчас внедряется во многих передовых регионах. Среди них Татарстан, Башкирия, Подмосковье.
Хотелось бы, чтобы в числе «передовиков» российского здравоохранения называли и Ставропольский край. Ну должны же мы перестать подтягиваться к другим, пускай уже равняются на нас, пускай видят, как качественно мы умеем готовить врачей.
Сейчас наш вуз и так по многим врачебным направлениям – это бренд. Врачей, которые вышли из стен СтГМУ (или еще медакадемии), даже в Москве знают, ценят, всегда берут на работу.
И все то позитивное, о чем я говорила в отчете, – это, конечно, результат работы не только ректората, но и коллектива нашего университета, всех полутора тысяч человек.
– Сейчас в университете проходят выборы ректора. И вы тоже в числе претендентов. Валентина Николаевна, от имени «Открытой» искренне желаю вам успехов и победы на выборах.
– Спасибо большое. Я тоже очень люблю и ценю вашу газету. Вы, как никакое другое издание, глубоко понимаете проблемы нашей медицины. И правильно, что говорите о проблемах, а не только о позитиве. Нам вместе еще очень многое предстоит сделать, чтобы реформировать здравоохранение и Ставрополья, и России. Ведь так хочется, чтобы мы всегда видели только благодарные, а не хмурые лица пациентов.
Беседовал
 
Антон ЧАБЛИН,
выпускник Ставропольской
медакадемии
 
ИрСа 18 марта 2014, 13:27

Могу с полной уверенностью сказать, знакома лично с Муравьевой, еще в бытность ее зам. главой города по социальным вопросам. Скажу честно, человек на своем месте. Хорошая хозяйка, хороший руководитель, блестящий организатор. Воспитанница советского государства. Многому можно поучиться. Про таких говорят и говорили, и в горящую хату войдет, и коня остановит. Смело могла бы стать губернатором, возможно бы и навела порядок в родном Ставрополье. У нее в руках любое дело ладиться. Мало таких в руководстве нашего края. Валентина Николаевна, здоровья Вам. Успехов.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий