Сияющее Рождество и волнующий Новый год, какими они были прежде, чуть более ста лет назад?
Читаем хроники Пятигорска начала прошлого века
Рождество - светлый, волшебный праздник, немного щемящий и ностальгический, но полный надежд на исполнение сокровенных желаний и чудесного воплощения заветной мечты.
Веселые народные гуляния, пьянящие развлечения, незабываемые встречи, озорные розыгрыши, радостные игры - такими для нас предстают зимние праздники со страниц произведений И. Шмелева, Н. Гоголя, А. Чехова, В. Набокова, Н. Тэффи, В. Одоевского и многих других русских писателей.
Кавказские Минеральные воды, осиротевшие в осенне-зимний период без пестрой, любопытной толпы курсовых, старались создать свои особенности празднования, опираясь на давние российские традиции.
В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним – 1 января - следовал Новый год.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской, и главным событием зимнего календаря было, несомненно, Рождество. Любимый современниками Новый год в то время занимал лишь второе место.
Наступление всенародных праздников на водах чувствовалось задолго – радостная и хлопотливая сутолока царила повсюду. На станцию пребывали поезда с разнообразными товарами и угощеньем.
«Только что получены: превосходная царицынская белорыбица, копченныя сиги, Ревельския кильки. Белые маринованные грибы. Рыдники и грузди. Сливочный сыр камамбер, шпрот и рольмопс. Рябчики, тетерева, каплуны. Навага Архангельская, семга Двинская. Шведские анчоусы без костей. Харьковская ветчина. В магазине Е.С. Боженко, бывш. В.С. Рысакова».
Покупка и украшение рождественской елки было настоящим семейным событием. На Кавказских Минеральных Водах елочных базаров, как в столице, не было, слишком малы были города, да и поблизости не имелось густых лесов, где без особого ущерба можно было срубить зеленую красавицу, как в центральной России. Именно с этим обстоятельством связана курьезная «традиция», возникшая в Пятигорске.
Как известно, в 1834 году вдоль прогулочной дорожки на горе Горячей были высажены 310 саженцев молодых сосен, привезенных издалека.
Народная молва утверждала, что каждый год зимой немцы из колонии Каррас, тоже любившие Рождество и особо чтившие все его внешние атрибуты, приезжали на подводах и, воспользовавшись сумерками, спиливали для себя приглянувшиеся деревья.
Последующие строгие дознания полиции и лесной охраны с целью наказать дерзких налетчиков результатов не давали, прямых улик не было – колонисты стояли друг за друга горой. К 1912 году в сосновой аллее оставалось всего четыре экземпляра.
По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков, часто использовали позолоченные грецкие орехи. С конца XIX века производители стали выпускать и привычную для нас мишуру.
Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда – символ благой вести о рождении Спасителя. Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки.
Детям позволялось влезать на дерево. Кто проворнее и ловчее, тот пользовался правом брать себе все, что достанет, но так как елки были высокие и немногие отваживались на штурм, то смельчакам помогали другие дети - подставляли стулья и указывали на самые заманчивые для них вещи.
Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.
Для такого события детям заблаговременно готовили костюмы. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды, например в китайские или испанские, популярными были образы животных или сказочных героев.
Если средства не позволяли изготовить костюм полностью, раздавались только бумажные головные уборы (чепчик, шляпка, треуголка, жокейский картуз).
Меняться костюмами не полагалось. Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно с середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника.
Маскарады устраивались все время Святок – праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни.
Трапеза в день перед Рождеством была лишь одна - ужин. Все собирались у стола с первой звездой. Празднование сопровождалось зажиганием бенгальских огней, хлопаньем хлопушек и хороводами вокруг елки. Также было принято приглашать в гости одиноких знакомых, так как считалось, что никто не должен быть на Рождество одинок, а к традициям этого праздника все относились очень серьезно.
Стол на Рождество у низших сословий украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет.
Железо считалось символом крепости, поэтому и ассоциировалось с прочным здоровьем. В купеческих и мещанских домах Рождество праздновалось несколько иначе. До праздника, в Филиппов пост, в доме господствовал рыбный стол. Для бедных - сельдь, сомовина, лещ. Для состоятельных - белуга, осетрина, судак, навага. Для еще более состоятельных покупателей на Рождественский стол - поросята, птица (продаваемая часто поштучно, а не на вес) и дичь. Символом рождественского же стола в конце XIX - начале ХХ века стала свинина.
Один из благотворительных обрядов будущего разговения - раздача свиных «осколков», мелких кусков мороженой свинины, нищим и неимущим. После Всенощной - обряд «прославления Рождества» или колядование - хождение по домам с колядными песнями, прославляющими Рождество.
Колядками не только славили Христа, но и желали хозяину дома богатства и благополучия. Колядные обходы в течение святок проводились трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение. Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные увеселения.
Обязательными и привычными были благотворительные елки для обездоленных детей. Их устраивали меценаты и просто неравнодушные люди. Женщины из дворянских семей считали своим долгом поучаствовать в подобных хлопотах, они сами заготавливали подарки, шили детям одежду, подключая к общему делу своих знакомых и домочадцев.
Программа благотворительных елок отличалась от домашних, но незначительно. Дети читали стихи, рассказы, пели различные хоровые песни, среди которых главное место занимал тропарь Рождеству и гимн Российской империи, и разные детские песни, посвященные празднику и елке.
С детьми играли и танцевали под аккомпанемент различных музыкальных инструментов, а также использовали новшество - граммофон. Игры и танцы чередовались, доставляя искреннюю радость детворе и взрослым.
Считалось, что на Рождество нужно быть особенно внимательными и заботливыми к нуждающимся людям. В это время было принято посещать с подарками и угощениями тюрьмы, больницы, сиротские приюты, оказывать посильную помощь нуждающимся и страждущим.
Добавить комментарий