Поиск на сайте

Первый российский кинофильм о неонацистах вызвал резкое неприятие властей

 

На днях в Москве в «Киноцентре на Красной Пресне» состоялся закрытый показ скандального фильма «Россия-88», рассказывающего о российских неофашистах. Сюда специально пригласили региональных журналистов, пишущих на темы экстремизма. Среди приглашенных был и политический обозреватель «Открытой» Антон Чаблин.

 

«Россия-88» – так в фильме называет себя уличная группировка московских неофашистов (две восьмерки у реальных нацистов – символическое обозначение лозунга Heil, Hitler! - Авт.). Один из членов банды снимает весь быт, ритуалы и тренировки скинхедов на видеокамеру, чтобы потом смонтировать агитролик для видеосайта YouTube. И кинозрители видят как будто бы эту самую любительскую съемку. Вот такой модный художественный прием выбрали создатели фильма – псевдодокументалистику. 
Конечно, зрителю было бы непросто выдержать полуторачасовое бытописание жизни неофашистов. Поэтому авторы «России-88» добавляют в фильм поистине шекспировскую драму: сестра главного героя (лидера банды по кличке Штык) влюбляется в молодого азербайджанца – продавца с рынка, неофашист убивает «чурку», сестра кончает жизнь самоубийством, а потом стреляется и сам Штык. Не выдержав, как можно понять, раздирающего противоречия между тем, во что он верит, и тем, что видит в реальной жизни.
Одна из самых сильных сцен фильма - когда Штык с микрофоном в руке пристает к случайным прохожим на Пушкинской площади и в электричке и спрашивает: «Вы согласны с утверждением: «Россия для русских»? Почти все – и молодые, и пожилые – отвечают утвердительно. Это единственная по-настоящему документальная сцена в фильме: прохожие и вправду думали, что их снимают для какого-нибудь телешоу. 
Финальный – и самый шокирующий – титр: по экрану в полной тишине ползут строчки с именами погибших от рук скинхедов в 2008 году. 121 имя: таджики, армяне, чеченцы, много неизвестных, есть даже девушки... Зарезан, избит, сожжен заживо, обезглавлен, закопан в землю... 
Впервые «Россия-88» была показана в феврале на Берлинском фестивале, где встретила хороший прием жюри и прессы, фильму даже прочили Гран-при. Но в итоге он остался без единого приза. Затем картину привезли на международный фестиваль дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске – и снова фильм претендовал на Гран-при, но получил лишь «утешительный» спецприз и награду Гильдии кинокритиков России. 
Поначалу к картине проявляла огромный интерес российская пресса, но потом как отрезало – полная тишина в СМИ. Грандиозным скандалом обернулась попытка опубликовать интервью журналистки Евгении Лавут с режиссером и продюсером «России 88» Павлом Бардиным в деловом журнале «Эксперт». 
В последний момент уже готовое к печати интервью распоряжением главного редактора было изъято из номера, а предавшую эту историю огласке журналистку Светлану Рейтер вынудили уволиться из издания. Более того, фильм до сих пор не пускают в широкий кинопрокат – считается, что по требованию Кремля. 
На встречу с прессой в «Киноцентр на Красной Пресне» пришли режиссер и продюсер фильма Павел Бардин (сын известного режиссера мультфильмов Гарри Бардина) и исполнитель главной роли, а также сопродюсер и режиссер монтажа Петр Федоров (он прославился ролью гвардейца Гая Гаала в блокбастере «Обитаемый остров»).

 

– Павел, как родилась идея снять такой жестокий фильм?
Бардин
: Я в кино давно, первую картину сделал еще в 1999-м, это была короткометражка «Герой». Потом снимал сериалы «Клуб», «Холостяки», два года назад вышла моя лирическая комедия «Трое и Снежинка». Конечно, я понимал, что все это не очень серьезно, хотелось снять фильм на остросоциальную тему, например о наркомании. 
И вот примерно год назад появилась задумка сделать кино про фашистов, про то, почему они так расплодились в стране, воевавшей против Гитлера. Тем более что в России на эту тему серьезного кино никогда не снимали. Да и в других странах мало фильмов на эту тему.
– Трудно было собирать материал о быте российских скинхедов?
Бардин
: Совсем не трудно. Еще в начале 90-х годов, когда я работал журналистом на телевидении, у меня был богатый опыт общения с националистами. Конечно, осталась масса впечатлений, которые я и постарался передать в фильме. 
Более того, почти весь фактический материал мы брали прямо из Интернета – там можно найти фашистские книги, листовки, ролики. Есть даже инструкции по уличному террору: как организовать засаду, как убивать, как уходить от милицейской погони. 
Кстати, когда мы начали заниматься этой темой, меня больше всего поразила именно доступность нацистской пропаганды. В Интернете огромное количество видеороликов с реальными сценами нападений скинхедов на людей в метро, в электричках, на улицах. И никто эту гадость из Сети не убирает. Вот только недавно правоохранительные органы изъяли ролик «Казнь таджика и дага» (дагестанца – Авт.), где было снято реальное убийство. 
В нашем фильме звучит любимая музыка фашистов. Достать ее в Москве тоже не проблема, мы пришли на «Горбушку» (крупнейший в стране рынок бытовой техники – Авт.) и у первого же лотка накупили десяток аудиодисков, которые, по идее, должны считаться экстремистскими и быть запрещены. 
– После выхода фильма были угрозы в ваш адрес со стороны нацистов? 
Бардин
: Прямых угроз не было. Но злость была. Фильм очень активно обсуждали на националистических блогах. В основном оценки такие: «Жиды сняли антирусское кино». «Жиды» – это про меня, я же еврей. Еще многим не понравилась нерусская фамилия нашего сопродюсера Лордкипанидзе. Особенно бесило блоггеров-нацистов то, что в фильме скинхеды изображены иронически, порой карикатурно. 
В картине бритологовые много и смачно пьют пиво, хотя на нацистских сайтах написано, будто они вообще алкоголь не употребляют – блюдут здоровье и чистоту крови. Ну а больше всего нацистов обозлила сцена в картине, когда Штык просит сестру сказать на камеру: «Слава России», а та в издевку говорит: «Слава Зайцев». Так мы попытались принизить брутальный образ скинхедов, который они сами себе создают, поставив их на одну ступеньку с гламурным модельером Зайцевым. 
– Петр, в недавно вышедшем фильме Бондарчука «Обитаемый остров» вы играете боевого офицера-карателя инопланетной фашистской диктатуры. Теперь вот сыграли русского неонациста. Не боялись попасть под зомбирующее влияние фашистских идей?
Федоров
: Конечно, роль нациста, убийцы, палача – очень непростая актерская работа. Но я брался за нее, имея четкую гражданскую позицию, абсолютную нетерпимость к фашизму в любых его проявлениях. 
Вот в образ Штыка я вживался месяца три, ходил по улицам бритый наголо, в скинхедовской одежде: дутая куртка-«бомбер», ботинки с белыми шнурками, спущенные подтяжки, подкатанные джинсы. 
И я честно признаюсь, что такая униформа придавала мне заряд какой-то злой силы – по крайней мере, в наряде скинхеда на улице я чувствовал себя намного увереннее, чем обычно. 
Один раз меня пригласили зрителем на премьеру в Театр на Малой Бронной – и я сразу после съемок, не успев переодеться, на спектакль приехал. Так зрители все время оборачивались на нашу ложу. Было видно, что люди неприятно удивлены и даже напуганы. 
Бардин: Причем за все три месяца, что Петр ходил в таком вот виде по Москве, его ни разу милиционеры не остановили, чтобы проверить документы. 
Больше всего меня такой случай шокировал. Как-то раз мы ехали в метро на съемку сцены за город – съемочная группа и пятнадцать актеров, все под скинхедов одетые, бритые наголо, на руках нарисованы тату в виде крестов, черных нацистских орлов. А в Москве как раз шла очередная спецоперация типа «Скинхед». 
И вот на одной станции метро поезд останавливается, а посреди перрона стоят десятка полтора солдат внутренних войск и двое милиционеров. Они видят вагон, битком набитый бритоголовыми. Повисает электрическая пауза. Потом солдаты быстро отворачиваются и уходят подальше от вагона, а поезд идет дальше.
– Играли ли в фильме непрофессиональные актеры?
Федоров
: Мы поначалу хотели непрофессионалов привлечь. Развесили объявления по вузам Москвы, объявили кастинг. Пришло очень много ребят, мы их больше тысячи отсмотрели, но, к сожалению, никто нам не подошел. Так что в фильме все парни, кто играют скинов, – с актерских отделений, это начинающие артисты. 
Есть только один самоучка, Арчибальд Арчибальдович. В реальной жизни он держит какую-то автомастерскую, и мы его случайно заприметили, пригласили в фильм. У него была самая сложная роль – идейного вдохновителя банды из картины. 
По фильму он учитель ОБЖ в школе, в подвале в спальном районе открыл военно-патриотический клуб, а под вывеской этого клуба и собиралась банда «Россия-88». Сыграл он классно, думаю, у него большое актерское будущее.
– Не слишком ли смело – школьный учитель вдохновляет ребят на погромы?
Бардин
: Это ведь метафора, обобщение. Я по личному опыту знаю, что почти все такие военно-патриотические клубы – главный рассадник русского национализма, тут ребят навыкам уличной войны учат и дают особую идейную подпитку. И неважно, кто такие клубы организует – школьные физруки, отставные военные, бизнесмены средней руки... 
– Ваш фильм в Берлине остался без призов, хотя его прочили в главные фавориты кинофестиваля. Киноведы потом рассуждали в Интернете, что, мол, на решение жюри повлиял Кремль.
Бардин
: Насчет Берлина могу только догадываться. А вот в конце февраля на фестивале в Ханты-Мансийске действительно был такой звонок «сверху». Об этом рассказал в интервью радио «Свобода» член жюри Валерий Кичин – за откровенность ему огромное человеческое спасибо.
Кто звонил, не знаю, но грозились, что если «Россия- 88» получит Гран-при, то фестиваль вообще закроют, причем пострадает даже администрация Ханты-Мансийска, которая оказывала помощь организаторам фестиваля.
Как мне потом рассказывали, особое недовольство в Москве вызвали две сцены фильма. В одной скинхеды перед визитом в свой подвал милиционера переворачивают портрет Гитлера оборотной стороной, а там – портрет нашего премьера Путина. В общем, для своих – Гитлер, а если зайдет кто-нибудь чужой, например участковый, то увидит Путина. То есть никакой политической подоплеки в этой сцене нет, но ведь кто-то там наверху ее углядел.
В другой сцене некий высокопоставленный чиновник, возможно, из администрации президента (его играет  известный актер Андрей Мерзликин – Авт.) приходит в тот же подвал к «нашим» скинхедам, чтобы взять их «под крышу», предлагает деньги «на развитие», просит участвовать в уличных акциях. 
– Фильм будет в широком прокате?
Бардин
: Конечно, сегодня для нас очень важно попасть в регионы. Но в широкий прокат фильм вряд ли будем выпускать, пока что нет его и в Интернете. А вот на DVD скоро появится. Мы уже получили в Минкультуры прокатное удостоверение, но со строгим ограничением – его нельзя смотреть детям до 18 лет. 
Такое ограничение вполне оправданно: в картине есть сцены насилия и матерная лексика, и незрелых ребят такая демонстрация жестокой силы может и «заразить».
У нас уже десятки заказов на фильм, причем были и весьма своеобразные. Вот недавно показывали мы «Россию-88» в каком-то городе. Перед показом сижу в подсобке кинотеатра, курю. Вдруг входят двое в кожанках с бритыми затылками. Ну, думаю, началось. А они мне начали руки жать, спасибо говорить за фильм. Оказалось – из отдела по борьбе с экстремизмом. 
Очень просили для своей конторы копию фильма: мол, к ним приходят молодые оперативники, которые вообще не понимают, с каким контингентом придется работать, вот и хотели им «Россию-88» как просветительский ролик крутить.
– Вообще, для кого снят ваш фильм?
Бардин
: Наш фильм – для думающей публики. В том числе, как ни странно, и думающей категории в среде самих скинхедов. Их, правда, немного, и попали они в эту среду на волне внутреннего протеста против мерзостей жизни. 
А вот основная масса скинхедов заряжена примитивными лозунгами: если нерусский ездит на «мерсе», а я пешком хожу, значит, нерусского надо убить, а «мерс» забрать. В одном городе перед показом «России-88» мне довелось общаться с местным нацистом, так он даже не мог выговорить слова «Майн кампф». 
– Самим скинхедам фильм показывали? 
Бардин: У нас в регионах было уже больше двадцати показов – правда, только закрытые. И на каждый показ обязательно приходят один-два националиста, однако на обсуждение они никогда не остаются. 
Но вот недавно, к моему удивлению, в Пензе двое таких ребят специально пришли на обсуждение фильма и очень внятно свою позицию пытались донести, спорили на тему национализма с правозащитниками, с журналистами, с создателями картины. 
Признаюсь, у них сквозили и очень трезвые мысли, которые отчасти объясняют, почему молодежь рвется стать этой грозной силой. 
– Богемная публика фильм видела?
Бардин
: На днях у нас был показ в одном из модных клубов Москвы. Собралась именно клубная столичная тусовка, хоть и самая интеллектуальная ее часть. Больше всего ярился писатель Сергей Минаев (автор бестселлеров «Духless» и «The телки», ведущий ток-шоу «Честный понедельник» на НТВ – Авт.). Мол, фильм ни в коем случае нельзя показывать в регионах, это вызовет волну неофашизма. 
– Вы с Минаевым согласны?
Бардин
: Конечно же, нет. На тех ребят, которые уже стопроцентно заряжены нацистской идеологией, фильм никак повлиять не сможет. А если ты изначально не приемлешь насилие, то и после «России-88» не купишь пистолет и не пойдешь убивать нерусских. 
Поэтому фильм и ориентирован на ту часть молодежи, которая находится в переходном состоянии между двумя этими идейными полюсами. Эти ребята очень внушаемые, и мы попытались донести до них простую мысль: не нужно сваливать вину за те безобразия, что происходят в России, на евреев, армян или кавказцев, искать козлов отпущения среди них.
Настоящие виновники российских бед – продажные чиновники, которые за взятки легализуют незаконных мигрантов или «крышуют» этническую преступность. 
У нас один из героев в картине ведь прямо так и отвечает на вопрос, почему в России такая жизнь плохая: «Потому что ворье во власти». Вот с этими чиновниками и надо бороться, а не нападать на негра в электричке десятеро на одного. 
– Павел, следующая ваша картина будет такой же остросоциальной?
Бардин
: Нет. Мой новый фильм называется «Чертова дюжина», это легкая двухсерийная комедия на новогоднюю тему. Он уже очень скоро на экраны выйдет. Мне кажется, это правильно – чередовать проблемные и легкие фильмы. В нашей жизни и так много мерзостей, поэтому их непременно нужно разбавлять позитивом.

 

Записал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях