Поиск на сайте

 

 

В Ставрополе побывала еврейская этнографическая экспедиция

 

Эта экспедиция – уникальный для нашей страны проект, который организовала Федерация еврейских общин России (ФЕОР). В конце июля молодые студенты иешив (еврейских университетов) США и Израиля одновременно отправились из Москвы по трем направлениям – на восток, юг и запад страны.
Передвигаются они на «мицва-мобилях», или, как их прозвали журналисты, «синагогах на колесах». Всего необычная экспедиция посетила полсотни городов страны. Посетила – потому что сегодня путешествие закончилось: все три «мицва-мобиля» после трехнедельной поездки вернулись обратно в Москву.
Необычная задумка вызвала живой отклик в Интернете: молодых иудеев сопровождали известные журналисты и блоггеры, подробно освещая каждый шаг. А в Ставрополе их встретил обозреватель «Открытой» газеты Антон Чаблин, который подробно и расспросил участников экспедиции Дана Златопольского и Йехезкеля Лазара о том, что они видели во время путешествия по стране.
Встретились мы на Александрийской площади Ставрополя, около городского загса. Старожилы знают, что до революции именно здесь располагалась единственная в губернском городе синагога. Прибытие «мицва-мобиля» вызвало живейшую реакцию прохожих, которые сгрудились около машины, с любопытством ее рассматривая.
Еще бы, такую машину на улицах Ставрополя увидишь нечасто, ей место скорее в американском кино. Представьте громадный трейлер, обклеенный яркими и непривычными постерами вроде «Мицва-танк» и «Рош-Ха-Шан. Новый год осенью». Внутри – религиозное убранство: на столе лежит свиток Торы, рог-танах и множество ярких цветных проспектов с улыбающимися людьми, которые зовут учить иврит и ехать на учебу в Израиль.

 

– Непривычное у вашей машины название - «Мицва-танк». А что это значит?
Й.Л.:
«Мицва» в переводе с иврита означает «заповедь», то есть любое благое дело. Значит, мы несем Божью заповедь, свет религиозного знания всей России, всему миру. А вторую часть слова мы сами придумали: мы идем вперед так же, как танк, и никого не боимся, кроме Бога одного.
– Правильно ли журналисты называют ваши трейлеры «синагогами на колесах»?
Д.З.:
Да, правильно. Синагога для еврея – это больше, чем храм для верующего в других религиях. Это и место, где собирается община, где протекает ее социальная, культурная жизнь. В нашем «мицва-мобиле» мы ждем не только евреев, но и всех людей, которым интересно еврейство.
Й.Л.: В разных городах к нам в «Мицва-танк» заходили даже очень пожилые евреи, которые пережили все – советские гонения, разные войны, перестройку. И когда они видели настоящий свиток Торы и мы надевали им на лоб Тфиллин, они плакали, как дети. И хотя они евреи, но многие видели Тору – нашу главную религиозную книгу - первый раз в жизни.
– Почему ваша экспедиция названа этнографической? Вы собираете информацию о жизни разных общин страны?
Д.З.:
Мы в каждом городе встречаемся с местной еврейской общиной. Узнаем, чем она живет, какие у нее проблемы, нужна ли помощь ФЕОРа. Но все же главная задача нашего путешествия – просветительская: мы должны своим личным примером показать евреям России, что не нужно стесняться и бояться своего еврейства. Мы говорим с людьми без пафоса, простым, доступным языком. Что называется, идем «в народ».
Ведь это абсолютно естественно: читать религиозные книги, молиться так, как ты хочешь, отмечать праздники своего народа.
К сожалению, последние десятилетия для евреев в России были тяжелыми, это было время гонений и запретов. И даже сегодня многие из них, которые считают себя глубоко верующими, плохо знают национальные корни, культуру, традиции. Правда, за последнее время, я вижу, интерес к еврейской культуре в России постоянно растет.
Й.Л.: В каждом городе мы стараемся оказывать помощь семьям евреев, которые в ней нуждаются. Адреса и фамилии таких людей нам дают в местных общинах.
Например, в Новороссийске мы помогали семьям, пострадавшим от наводнения: приезжали к ним, передавали гуманитарную помощь, собранную общиной, и дарили мезузу – это свиток с надписями из Торы, который вешают на дверь.
Очень трогательно было видеть, как искренне люди реагируют на этот скромный подарок. Для многих ведь важнее не материальная помощь, а именно ощущение духовного единения со своим народом.
– Так вас можно назвать миссионерами?
Д.З.:
Это было бы неправильно. Миссионер – это человек, который стремится привлечь в «свою» религию других людей. А мы, наоборот, рассказываем больше об иудаизме самим евреям. Но мы открыты и для представителей других национальностей и конфессий. Когда мы приехали на набережную Сочи, вышли из «мицва-мобиля», включили еврейскую музыку, это, конечно, вызвало огромный интерес – целая очередь выстроилась из людей, которым было интересно увидеть настоящую Тору или Тфиллин. И это замечательно!
– А кто был инициатором вашей поездки?
Д.З.:
Главный раввин России Берл Лазар. Кстати, Йехезкель – его сын. В Америке, например, «мицва-мобили» – вещь очень распространенная еще с 1970-х годов, когда там был всплеск интереса к еврейству. А вот в России это пока в новинку. Но, надеюсь, теперь такие экспедиции будут отправляться по стране каждый год.
Й.Л.: Мы студенты, у нас сейчас каникулы, есть только три недели свободного времени, которые мы и потратили на путешествие. Будь каникулы длиннее, мы посетили бы больше городов, в том числе и южнее Ставрополя – Кавминводы, столицы республик Северного Кавказа.
Очень интересно узнать, увидеть, чем живут еврейские общины там. Но, увы, сможем это сделать, наверное, только в следующий раз.
– Чем вам запомнилась именно ставропольская община?
Д.З.:
У вас очень деятельный, активный лидер Александр Нестеров. Поверьте, далеко не в каждой еврейской общине (даже в крупных городах, где мы побывали) есть раввин. Есть общины, где раввин приехал после учебы из Израиля или США, и хоть он давно живет в России и неплохо говорит по-русски, но все равно здесь как бы не свой.
Нестеров – удивительный человек, за два года, что он в Ставрополе, полностью интегрировался в местное сообщество, стал авторитетным духовным лидером. Мы очень довольны общением с ним. Благодаря ему в Ставрополе на базе общины появилось множество благотворительных и образовательных программ, создана вечерняя школа. Такое в России не часто встретишь.
– Вы ведь знаете, что в Ставрополе две еврейские общины? К сожалению, ваш народ оказался разделен по религиозному принципу...
Й.Л.:
Я бы не стал говорить о разделении. Знаете, в Талмуде написано: когда два мудреца спорят – это хорошо, потому что спор рождает истину. Вот и в данном случае, когда в большом городе есть несколько еврейских общин, это хорошо: для каждой это стимул к развитию, совершенствованию.
– В Ставрополе нет собственной синагоги. Много ли в России таких же городов?
Д.З.:
В большинстве городов России синагога есть. Но я не сторонник того, чтобы отбирать здание у работающей организации (насколько я знаю, здесь находится загс). Конечно, если будет добрая воля чиновников, готовых вернуть синагогу общине, это будет замечательно!
– Были курьезные случаи во время путешествия?
Д.З.:
Были, конечно, и немало. Например, до Сочи нас сопровождал раввин Йозеф Херсонский. На День ВДВ мы были в Таганроге. Йозеф (кстати, сам сержант ВВС Израиля в отставке) нашел местных десантников, познакомился с ними, они побратались и в обнимку сфотографировались. Сейчас это фото у него заглавное на личной страничке в Facebook.
– А случаи антисемитизма бывали?
Д.З.:
Ни разу! Наоборот, везде мы видим только теплую, радушную реакцию самых разных людей – русских, татар, армян, греков, а на Юге России, конечно, казаков. Мы за время путешествия познакомились с огромным количеством интересных людей, и буквально каждый предлагал нам помощь, даже в таких мелочах, как найти нужную улицу или рассказать об истории своего города.
Нам запомнилась еврейская община в Армавире: местный раввин организовал нам официальную встречу с заместителем главы города. Конечно, это очень важно – получать такую обратную реакцию от общества. Значит, наша экспедиция добилась своей цели: рассказать и евреям, и неевреям о нашей вере, культуре, традициях.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

Наша справка

Иешива – высшее религиозное учебное заведение в иудаизме, где готовят ученых к званию раввина.
Мезуза – свиток пергамента, содержащий часть текста Моисеева Закона, который крепится к внешнему косяку двери в еврейском доме.
Рош-Ха-Шан – еврейский Новый год, который отмечается два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей по еврейскому календарю (сентябрь или октябрь).
Талмуд – многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма.
Тора – Пятикнижие Моисеево (пять первых книг канонической Библии).
Тфиллин – часть молитвенного облачения иудея: две маленькие черные коробочки, которые крепятся на левую руку и на лоб.
Хасидизм – одно из распространенных в СНГ течений иудаизма (внутри него выделяется любавический хасидизм, представителем которого является раввин Берл Лазар).
Шофар – ритуальный духовой инструмент, сделанный из рога животного, в который трубят во время синагогального богослужения на Рош-Ха-Шан.

 

Алексей Гордев19 ноября 2012, 18:13

Для полного понимая сути происходящего читайте книгу "О необходимости национального восстания" Б.Миронова. Смотрите документальный фильм "Россия с ножом в спине"

Аарон09 ноября 2012, 23:37

Современный сионизм – это крайне националистическая, расистская идеология, это политика и практика, выражающие интересы крупной еврейской буржуазии, тесно связанной с монополистической буржуазией империалистических государств.Основное содержание современного сионизма – воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм, установка на завоевание мирового господства и утверждение т.н. Нового Мирового порядка.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий