Поиск на сайте

 

Проблемы курортного региона Кавминвод множатся и не решаются

 

На прошедшем в Кисловодске экономическом форуме «Инвестиции в человека» основной темой обсуждения стали перспективы развития санаторно-курортной отрасли. Эксперты говорили, что она пока остается одной из самых устойчивых в стране, даже на фоне постоянных экономических неурядиц. Однако копящиеся в отрасли проблемы, которые власти даже не думают решать, могут вскоре привести к ее гибели.

 

Красные ковровые дорожки
На кисловодском форуме прозвучали следующие цифры. По данным Минздрава, в настоящее время в России существует почти 2400 санаториев, в том числе 660 детских и 550 профилакториев. В общей сложности они рассчитаны на 400 тысяч койко-мест. Ежегодно в отечественных здравницах проходит лечение 4,5 миллиона человек, что составляет 15% от общего потока внутреннего туризма.
При этом, правда, для большинства россиян сами понятия «санаторное лечение» или «здравница» давно стали забытыми: согласно соцопросам, две трети граждан старше 35 лет вообще не знают, что такое санаторий.
В большинстве европейских стран получить направление в санаторий может почти любой человек (ведь это не столько лечение, сколько профилактика). У нас же рассчитывать на путевку можно, только будучи серьезно больным или уже инвалидом.
Но даже при этом, по официальной статистике, лишь 8% граждан попадают в санатории по рекомендации лечащего врача. А все потому, что за последние три года Минздрав принял четыре десятка различных циркуляров, которые регламентируют назначение санаторно-курортного лечения.
Причем нередко они кажутся поистине абсурдными. Например, взрослому человеку с патологией мочевой системы (который наблюдается у уролога) лечение в санатории показано, а вот ребенку с таким же заболеванием – нет. Плюс к тому большинство практикующих врачей не искушены в курортологии и не знают даже российских санаториев, не говоря уже о зарубежных.

 

Повод для гордости?
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько радостно поделился: в минувшем году Ставрополье заняло первое место в России по объемам реализации санаторно-курортных услуг. Курорты края приняли 1 млн. туристов (из которых почти каждый десятый – иностранец).
По словам Шпилько, даже в разгар экономического кризиса в 2009 году, когда санаторно-курортная отрасль лишилась нескольких категорий льготников (они прежде могли отдыхать по оплаченным государством путевкам), здравницы Кавминвод не жаловались на ощутимое падение доходов.
Правда, бравурное выступление Шпилько «смазал» мэр венгерского курортного городка Хевиз Папп Габор. Крошечный городок с населением 4 тысячи человек расположен рядом с самым большим в мире термальным озером. Ежегодно сюда прибывает миллион туристов. Причем в Хевизе нет огромных санаториев, весь туристический поток проходит через небольшие гостиницы, кемпинги и хостелы, окружающие озеро в живописном лесу.
При этом, говорит Габор, здравницы ощущают серьезную поддержку со стороны государства: в городе существует специальный «курортный налог», который составляет 1,2 евро за ночевку с человека. Причем на каждый 1 евро, который городская казна собирает с туристической отрасли, государство прибавляет «стимулирующие» в виде 1,5 евро.
В России до 2005 года тоже существовал «курортный сбор» – местный налог, плательщиками которого являются курортники. Его отмена нанесла ощутимый удар по бюджетам городов-курортов Кавминвод, поскольку эти деньги шли на развитие местной инфраструктуры.
Возрождение «курортного сбора» активно обсуждалось на прошлогоднем форуме «Инвестиции в человека», но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. А на форуме в нынешнем году про него даже и не вспоминали.

 

Нарзан без контроля
Самым содержательным на форуме было выступление президента Центрального совета по туризму и отдыху Виктора Пугиева (в прошлом зампреда Федерации профсоюзов РФ по вопросам собственности). Сам он родом со Ставрополья и проблемы региона знает не понаслышке.
По словам Пугиева, перед курортной отраслью Кавминвод стоит множество острых вопросов, основной среди которых – отсутствие единого органа контроля за состоянием минеральных вод. А в отсутствие контроля процветает нерегулируемый забор нарзана, частники захватывают даже разведочные и наблюдательные скважины минеральной воды.
На территории Нагутского месторождения существует несколько скважин, из которых в буквальном смысле фонтанирует нарзан («Открытая» уже подробно об этом писала в статье «Заглушка для курорта», №34 от 27 августа 2008 г.). Если их немедленно не законсервировать, убежден эксперт, само существование Кавминвод как курорта будет поставлено под вопрос.
Кроме того, напомнил Пугиев, сейчас правительство страны вынашивает идею перевести земли, на которых находятся курортные ресурсы, из нынешней категории «особо охраняемые» в «рекреационные». Задумка совсем не безобидная.
По мнению эксперта, это фактически узаконит их продажу и застройку. Не этого ли так усиленно добивается администрация Пятигорска, которая нынче требует «скорректировать» границы зон горно-санитарной охраны курортов?!
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько рассказал, что государство грезит еще одной потенциально вредной идеей: снять с санаторно-курортных учреждений нынешний статус лечебно-профилактических. Это, естественно, в первую очередь ударит по медикам, которые работают в этой индустрии: начнется отток врачебных кадров, что неминуемо приведет к падению качества услуг.
Существует, правда, альтернатива – отказаться от самого принципа санаторного лечения (оно предусматривает долгий, трехнедельный курс) в пользу spa-процедур, которые можно пройти всего за неделю.
По этому пути пошли, кстати, многие европейские бальнеологические курорты, о чем говорили приехавшие на форум их представители. Ведь «век скоростей» требует более оперативных решений и в индустрии здоровья: тратить три недели на то, чтобы принимать «воды», нынче вечно спешащий представитель среднего класса (бизнесмен или управленец) не может себе позволить. Только вот готовы ли на такой крутой поворот Кавминводы?

 

Туристы, а не террористы
Управляющий директор московской компании «Финансовый и организационный консалтинг» (ФОК) Моисей Фурщик говорит, что сегодня ведущий тренд на мировых курортах – это семейный отдых (причем как для молодых пар, так и для имеющих детей). И в этом отношении, увы, Кавминводам предложить нечего.
Возьмите, например, Кисловодск, где за последние годы прекратили существование многие учреждения культуры: музей космонавтики им. Фридриха Цандера, выставочный зал «История курорта», кинотеатры «Авангард», «Октябрь», «Труд», «Россия» (некогда лучший в городе широкоформатный кинозал), читальный павильон и шахматный павильон в Курортном парке, эстрадная площадка у Старого озера...
Вступил в полемику с Фурщиком исполнительный директор Федерации альпинизма России Алексей Овчинников: он вдруг припомнил «грязный» Катманду, через который проходит огромный поток туристов в Гималаи. «Отмытый город не всегда влияет на туристическую среду», – считает Овчинников.
Вывод сомнительный, учитывая, насколько велика конкуренция между «водными» курортами в мире. Кавминводам приходится сражаться за клиента со здравницами Восточной и Западной Европы, а также, например, и Индией с ее тысячелетними традициями аюрведы (древней ведической медицины – Ред.). И люди куда охотнее поедут в ухоженный и по-домашнему уютный Хевиз, нежели в запыленный, изрисованный граффити, с жуткими разваленными памятниками и советскими долгостроями Кисловодск.
По словам Фурщика, сегодня главная задача курортных администраций – изменить имидж Кавминвод, которые должны стать местом паломничества не пожилых, как сегодня, а 25-40-летних. Причем подобный имидж должен строиться вокруг перспективной и коммерчески успешной идеи «омоложения».
И с этим нельзя не согласиться. Вот только если бы слова оказались прямым руководством к действию для чиновников.

 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

 

Наша справка

Бюджет форума «Инвестиции в человека» официально не разглашается. Однако, проанализировав аукционы на федеральном портале госзакупок, удалось узнать как минимум о 19 млн. потраченных бюджетных рублей.
В том числе монтаж легких выставочных павильонов обошелся в 6,7 млн. рублей, реклама форума в прессе и на ТВ – 3 млн. рублей, питание участников –1,7 млн. рублей (из них 200 тысяч – прием от имени губернатора), изготовление бейджиков и программок – 400 тысяч, создание сайта форума – 245 тысяч.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях