Поиск на сайте

 

 

Уникальная в своём роде книга вышла из-под пера учителей, учеников и выпускников 25-й гимназии краевого центра о путях, пройденных учебным заведением за 70 лет

 

- Что же такое 25-я гимназия Ставрополя?.. - размышляет ее директор и главный редактор книги Владимир Зубков. - Для меня это маленькая страна на площади в один гектар с кабинетами, столовой, спортзалом, библиотекой, хореографическим залом. Это одиннадцать моих предшественников в директорской должности, ветераны профессии, выпускники, нынешний педагогический коллектив, 1148 учеников, секции, кружки, трудности, награды и победы…

На подготовку книги ушло больше двух лет, и то, что в ее создании самое непосредственное участие принимали ученики, упомянуто не для красного словца. Те, кто помладше, занимались поиском фотографий среди выпускников и бывших педагогов, кто постарше - открывали династии, составляли родословные. Завязывались знакомства и переписка, проходили встречи, и маленькие ручейки воспоминаний сливались в большую историю.

Гимназия дала жизнь многим педагогическим и ученическим династиям, традиции хранят на протяжении двух-трех поколений. Ребенок оканчивает гимназию, а его родители приводят  учиться сюда своего младшего. За одной партой сидят братья, сестры, племянники - и так из поколения в поколение. Выходят из школьных стен и будущие семейные пары, а их дети учатся у тех же учителей, что и родители.

Книга стала серьезным - в 600 страниц(!) - коллективным трудом, с былых советских времен, может быть, самым объединяющим и сплачивающим, когда частью общего дела ощутили себя все - от педагогов до бабушек и дедушек учеников. Издание вместило в себя сотни имен, около 1200 фотографий, начиная с конца позапрошлого века и заканчивая нашими днями, исторические документы.

Открытие средней женской гимназии №25 состоялось 13 января 1945 года, незадолго до Дня Великой Победы. В здание по Зоотехническому переулку учеников перевели из шестой школы, несмотря на то, что оно было полуразрушено немцами при отступлении и отапливалось дровами. Первым директором стала Вера Степановна Бутенко. В том же 1945-м состоялся и первый выпуск из шестнадцати девочек.

На выпускной вечер пригласили мальчиков из второй школы. Из дома принесли патефон с пластинками, а на угощение нарезали пайковый черный хлеб пополам с горохом и кукурузой. Отец одной из выпускниц подарил свой профессорский паек - 400 граммов кильки. Даже торт испекли из кукурузной муки. После праздничного застолья всю ночь танцевали танго и фокстрот, а рассвет встречали на Комсомольской горке.

Интересуюсь у Владимира Зубкова, гимназию возглавившего четыре года назад, о ком из одиннадцати директоров, его предшественников, он хотел бы сказать отдельно. Ответ следует без паузы: «Конечно же, это Раиса Эммануиловна Казачкова, отличник народного образования СССР, заслуженный учитель РСФСР, в должности директора проработавшая с 1973 по 1987 год».

По крупицам собирала передовые идеи и опыт, вдохновляла на его внедрение. Наладила и задействовала подшефные связи для проведения в классах ремонта, оснащения их современной мебелью, изготовления печатных таблиц и пособий.

Задолго до ученического самоуправления, что практикуют сегодня повсюду, еще в далеких 1970-х в школе был организован совет дела, куда вошли ученики всех классов, начиная с седьмого.

На третьем этаже открылся музей Великой Отечественной войны, в холле по инициативе Раисы Эммануиловны появилась полноценная художественная экспозиция из фондов краевого музея изобразительных искусств.

Очень скоро 25-я школа стала эталонной - паркет, театральные шторы, мягкие банкетки, цветочные горшочки в рекреациях. Директор лично консультировала педагогов по эстетике интерьерного облика кабинетов.

Откуда столько художественного вкуса, стремления к уюту, красоте?..

Раиса Эммануиловна была учителем русской литературы, воспитывала и обучала детей, прежде всего, на лучших образцах русской классики. Именно поэтому в смотрах художественной самодеятельности 25-я школа в городе и крае всегда была первой.

Открывает издание гимн гимназии, ее герб и флаг. Но прежде чем рассказать о рождении alma mater в победном 1945-м, авторы не обошли стороной саму историю места, на котором появилось учебное заведении, то, что было здесь до этого.

«Велика заслуга перед обществом тех, кто хоть сколько-нибудь может облегчить участь несчастных, заброшенных, голодных, не согретых и никому не нужных детей, часто не знающих даже своих родителей. Те, кто захотел облегчить участь детей-сирот, воздвигли себе памятник, который не почернеет, не заржавеет и не разрушится от времени, а заблестит ярким, светлым лучом в душе согретого, одетого и накормленного ребенка».

 
 

Это выписка из отчета Ставропольского на Кавказе общества содействия воспитанию и защите детей.

История 25-й гимназии связана с созданием в начале прошлого века на ее нынешнем месте городского приюта для девочек. Деятельное участие в учреждении приюта приняли учителя Александровской женской гимназии, входившие в правление общества содействия воспитанию и защите детей, возглавляемого тогда Григорием Николаевичем Прозрителевым.

Открытие приюта состоялось 9 сентября 1901 года в доме, принадлежащем мещанке Земцовой, безвозмездно переданном городским властям.

Подъем в шесть утра, зимой - в половине седьмого. Уборка постелей, умывание, молитва, завтрак из чая с хлебом. Дети сами выполняли посильную для них работу - мыли полы, прибирали в комнатах, стирали кое-что из белья, гладили, помогали на кухне. Надзирательница приюта обучала детей рукоделию. По вечерам читали вслух книги, по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Пожертвования на содержание приюта поступали регулярно - от сотен рублей до совсем скромных. В газете «Северный Кавказ» публиковались списки жертвователей, например: «Боря - 10 копеек, Маруся - 10 копеек…»

Строительство главного, дореволюционного гимназического корпуса - прекрасно сохранившиеся первые два этажа (третий надстроили в 1960-х) из шлифованного камня-ракушечника - было завершено в 1906 году, куда и перебрались девочки-сироты. Велось оно за счет частных пожертвований, в первую очередь известного предпринимателя и благотворителя Николая Тимофеевича Иванова.

Как писал «Ставропольский вестник»: «Здание самое современное - с вентиляцией, водяным клозетом, общей кухней, больницей для детей. В верхнем этаже семь комнат: обширный дортуар (общая спальня. - Авт.), столовая, комната для занятий и игр. В нижнем - швейная мастерская, столовая, две комнаты преподавателей, больницы из трех комнат. Двор вымощен камнем, большой сад».

С 1914 года в здании приюта разместился военный госпиталь Владимиро-Андреевского братства. Одновременно здесь лечились около ста солдат и офицеров, которые находились на полном попечении братства. В одной из комнат устроили домовую церковь. При госпитале была открыта фельдшерская школа, где готовили сестер милосердия. Обучалась здесь и выпускница Ольгинской гимназии - будущая героиня Римма Иванова, ушедшая на фронт с 83-м Самурским Его Императорского Высочества полком.

Приют просуществовал до 1918 года, а его выпускниками стали более ста девочек-сирот. После здание занимали части красных и белых армий. В 1920 году, когда город окончательно перешел под власть Советов, здесь открыли детский приемник для правонарушителей - мальчиков от 8 до 16 лет.

В начале 1930-х детский приемник уступил место школе, сменившей целый ряд номеров, потом здесь размещался Учительский институт иностранных языков (в 1940-м он стал факультетом иностранного языка Ставропольского пединститута).

Во время войны в здании гимназии размещался эвакогоспиталь, одно время - Кременчугское военное училище связи.

Не случайно самые тесные связи у «Открытой» сложились именно с 25-й гимназией. Периодически на наших страницах выступают местные краеведы Василий Гаазов и Марина Лец; как о высоком профессионале - педагоге и мастере с золотыми руками - писали мы об учителе технологии Вагифе Гуламове; регулярно освещаем жизнь гимназии, особенно в области экологического образования, в чем ей нет в крае равных.

Ну и особенно приятно отметить такой вот факт: выпускницей гимназии является наш журналист, редактор «Зачетки» Фатима Магулаева.

Итак, начало славной летописи положено.

Сравнивать настоящее с прошлым всегда полезно и важно, и в этом, может быть, главное достоинство книги, вместившей в себя не просто историю одного здания по Зоотехническому переулку, 6, а целую эпоху в лицах, воспоминаниях.

Когда-то о буднях и победах гимназии напишут новую книгу, и настоящее покажется далеким прошлым, в чем-то, возможно, по-детски наивным, неуклюжим, несовершенным. Какими будут новые наставники и их воспитанники? Какой вообще будет школа будущего?

С новациями вроде интерактивных досок и проекторов понятно - они нужны, без них никуда. Интересно знать другое: какие ценности завладеют умами наших детей, за какими кумирами твердо пойдут они, последуют ли заложенным ныне традициям, в какое русло направят страну?..

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий