Поиск на сайте

В Ставропольском книжном издательстве «Юркит» готовится к выпуску книга журналиста, публициста, писателя Василия Красули «Антигосударь (Из жизни вице-губернатора)»

 

Автор разместил в Интернете электронную версию повести, жанр которой обозначил как «исследование жизни конкретного человека, оказавшегося в особых обстоятельствах», а себя сравнил с испытателем, который поставил эксперимент на собственной персоне.

 

Нетрудно догадаться, почему книга называется «Антигосударь». Публицист, а в недавнем прошлом известный ставропольский политик яростно полемизирует с государственным деятелем шестнадцатого века Николо Макиавелли, имя которого давно стало нарицательным. Знаменитый флорентиец советовал правителям для сохранения власти и стабильности в обществе (!) подличать, клеветать, пренебрегать законами, врать подданным, нарушать клятву и предавать.
Самое примечательное в этом заочном споре через века состоит в том, что он ведется не логическими категориями, не словесно. Опровергая апологета лицемерия, автор на каждом шагу опирается на личный опыт «правителя» (он оказался в середине девяностых на посту вице-губернатора) и исследует конкретные поступки руководителя.
В главе «В огне брод есть» В. Красуля подводит итоги участия ставропольских демократов во власти такими словами:
«Мы показали, что можно быть управленцем высокого ранга и жить на одну заработную плату. Не вымогать взятки. Не устраивать откаты. Не использовать служебное положение в корыстных целях. Не душить оппонентов. Не унижать достоинство зависимых от тебя людей. Не связываться с бизнесом. Уважать чужое мнение. Каждый шаг сверять с законом и совестью.
…Опыт – мой личный и моих коллег – гласит: начальники, начиная с вице-губернатора и подчиняющихся ему министров, могут профессионально исполнять свои обязанности за зарплату, не ввязываясь в коррупционные схемы.
Добытое нами знание – вызов обывательским представлениям о том, что власть в принципе не может быть честной. Оно разоблачает чиновников и политиканов, которые этой мещанской «философией» оправдывают свою нечистоплотность».
Первым порывом после прочтения этих вдохновенных и показавшихся мне отчасти романтичными слов было желание умудренно улыбнуться. Но когда вдумался, сопоставил со всем, что прочитал до этого, устыдился: это же надо, как нас растлила циничная политическая действительность! Мы уже заранее запрограммированы не верить ничему честному и искреннему!
И стало как-то неуютно. Почему? Потому что в таком случае у нас нет никакого будущего. Хотим мы того или не хотим, но страну вперед вести может только управленческая элита – депутаты, президенты, губернаторы, министры. Но если мы загодя уверены, что эта среда в принципе не может выдвинуть честных и искренних профессионалов, на что надеяться?
Книга опровергает такой унылый вывод. Как светлячок в конце тоннеля, неопровержимый факт: не в теории, не в прекрасном вымысле поэта или фантаста, а в реальной жизни были люди (пусть их оказалось совсем немного), которых ставший вице-губернатором Василий Красуля расставил на высокие посты, очень хлебные и по тем, и по нынешним меркам места. И они выкладывались, пахали на идею, не крали, жили и трудились по закону и совести.
Бывший вице-губернатор с гордостью называет своих соратников. По случайному ли совпадению или так было предуготовлено, но их, занимавших высокие посты, оказалось двенадцать. Словно апостолы честности и порядочности в чиновничьем мире.
Сочным, образным языком автор рассказывает о соратниках-демократах, коллегах – чиновниках, успешных бизнесменах, знаменитых российских политиках и общественных деятелях, с которыми ему довелось встретиться и общаться, – Сахарове, Солженицыне, Михалкове, Гайдаре, Бурбулисе, Чубайсе, Шахрае, Улюкаеве.
Строки повести дышат любовью к родине и отражают горячее неприятие пишущим того, что происходит сегодня. С горечью он замечает:
«Мне очень не нравится, что Россия вырождается в страну-рантье. Не хочу, чтобы нас постигла участь бойких головастиков, беспечно наслаждающихся коротким счастьем в нефтяной луже».
Тем не менее Василий Красуля – оптимист. Он верит, что мы можем жить в свободной, процветающей, демократической России, и предлагает путь. Путь этот нелегок. Но другого попросту нет. Российская элита должна сделать усилие над собой и отказаться от эгоистических устремлений.
Это сделать непросто. Но возможно. Это доказано личным опытом.
Вот какие требования публицист, сам прошедший суровую школу в коридорах власти, предъявляет к лидерам правящего класса:
«…Политик – фигура жертвенная. Не потому, что могут застрелить, хотя и от этого нет гарантий. Правило номер один для него: уметь отказывать себе и смирять свое эго. Норма для него – самоограничение. Ум, компетентность, ловкость – замечательны и необходимы, но без готовности к жертве это банальный набор отмычек.
 Мы, реформаторы, развалили коммунизм и затеяли капитализм в России не для себя, и должны быть умеренно аскетичны… И если мы хотим, чтобы нам верили и нас слушали, надо уметь отказывать себе. Надо уметь жертвовать…
Инициатор реформ не имеет права выиграть «для себя». Он обречен не выиграть в личном плане. Приговорен тянуть безвыигрышные лотерейные билеты. Запрограммирован на личный материальный неуспех.
Его победа как реформатора – это его поражение как частного лица. И наоборот. В результате реформ он не получает ничего сверх того, что получает рядовой гражданин. В этом его призвание, подвиг, миссия».
По-моему, именно такого понимания не хватает нынешним российским политикам.

 

Владислав КОСЕНКО

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях