Поиск на сайте

 

 

«Открытая» подводит итоги экспертной дискуссии

 

Недавно на страницах газеты завершился масштабный проект «Вне зоны действия», ставший результатом проверки бюджетов регионов Северного Кавказа федеральной Счетной палатой. Аудиторы подтвердили в общем-то известный факт: астрономические финансовые вливания не влекут за собой позитивных социально-экономических результатов.
Какой рецепт Кавказу может предложить экспертное сообщество? Ответ на этот вопрос на страницах газеты в течение трех месяцев искали известные кавказоведы России и зарубежья.

 

Прыжок в цивилизацию
На дискуссионной площадке «Открытой» выступили 45 экспертов, в том числе представители крупнейших академических центров страны – РАН, МГИМО, МГУ, Московского Центра Карнеги, Южного федерального университета. Стоит сказать, что только в структуре РАН действует полдюжины отделов, рабочих групп и центров, посвященных проблемам Северного Кавказа.
Эксперты представляли самые разные области знания – политологию, экономику, философию, социологию, историю, кибернетику... В целом видение ситуации по Кавказу у них пессимистическое, позитив отсутствует даже в самом создании Северо-Кавказского федерального округа.
Набор проблем, которые объемно распирают СКФО, известен. Основная в том, что с остальной Россией горские республики находятся на различных ступенях цивилизационного развития. Пока что здесь преобладает традиционное общество с присущим ему набором социальных атрибутов: клановостью, запредельной коррупцией,  тлеющими этническими и религиозными конфликтами...
Сразу перепрыгнуть в постиндустриальное общество невозможно в принципе. Один из наиболее реалистичных рецептов - попытаться использовать плюсы традиционного общества на пользу, а не оголтело бороться с ними. Все дело в реализации. Представленные на страницах газеты предложения мы постарались объединить в две основные группы, получившие названия «экономической» и «социальной».

 

С упором на экономику
Сразу стоит заметить, что именно этот подход используют в полпредстве СКФО. Экспертное же сообщество отчасти копирует наработки власти, но по ряду позиций выступает с инициативами совершенно новыми. Некоторые из них, несомненно, заслуживают внимания.
1. Минрегион совместно с Минфином должны разработать ежегодные лимиты межбюджетных трансфертов на покрытие дефицитов республиканских бюджетов на ближайшие 10 лет (с жесткой фиксацией их объемов).
2. Финансовые отношения федерального центра и регионов должны закрепляться двусторонними документами. Эффективность финансовых вливаний должна оцениваться по прозрачным критериям, в случае отсутствия эффекта в республике вводится внешнее управление. 
3. Создать в субъектах СКФО региональные инвестиционные фонды, участниками которых могут быть органы власти, банки, крупные компании. Во главе каждого фонда  должна стоять управляющая компания, квалифицированно оценивающая предлагаемые  инвестпроекты.
4. Полностью передать реализацию наиболее капиталоемких межрегиональных инвестпроектов на федеральный уровень, таким образом лишив республиканские власти возможности воровать.
5. Выделять средства из федерального бюджета на инвестпроекты, реализуемые на территории СКФО, только по итогам межрегиональных конкурсов, проводимых аппаратом полпреда.
6. Для контроля над расходованием трансфертов в регионах СКФО создать институт финансовых комиссаров, подотчетных лично премьеру или президенту страны.
7. Срыв сроков реслизации инвестпроекта с государственным участием должен автоматически лишать республику права подачи новой заявки.
8. Ввести режим «налоговых каникул» на срок 10-15 лет для крупных сетевых компаний, строящих свои филиальные сети в регионах СКФО.
9. Запретить предприятиям, работающим на территории Северного Кавказа, регистрировать свой бизнес за пределами округа.
10. Через восстановление системы потребкооперации возродить на местах цепочку «производство – сбыт» для продукции сельского хозяйства и традиционных промыслов. 

С уклоном в социалку
1. Финансирование всех социальных объектов (здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты) должно быть переведено со сметного на проектно-целевой принцип, когда из бюджета будет оплачиваться конкретная услуга.
2. Осуществлять социальные выплаты населению, исключительно домохозяйствам, по адресному принципу и по прозрачным критериям (в частности, с учетом уровня расходов семьи и стоимости принадлежащего ее членам имущества).
3. Во всех регионах СКФО создать кадетские и юнкерские училища, из выпускников которых будут комплектоваться контрактные бригады для кавказской и казачьей молодежи с батальонными священниками либо муллами.
4. Создать единый исследовательский и образовательный центр кавказоведения, подключив к его работе экспертов из известных академических структур.
5. Создать при аппарате полпреда в СКФО научный экспертный совет.

 

Поговорить охота!
Пожалуй, самое слабое место экспертов, позиционирующих себя в качестве  специалистов по Кавказу, – это отсутствие внятных предложений по улучшению ситуации. Пространно рассуждать о проблемах, разводя руками и «облачно» философствуя, академики оказываются готовы ничуть не меньше бабушек на лавочке.
Бросается в глаза и скромное количество предложений в гуманитарной сфере. Как отучить чиновников воровать, у нас разбирается любой. А вот что касается создания условий для позитивного социального развития и мощного идеологического фундамента – здесь, увы, провал.
Одна из причин экспертного пустословия в том, что немало их представителей  занимают места в уютных кабинетиках у теплой батареи с хорошим окладом, прикормлены и обласканы властью, а потому против нее ничего крамольного говорить не желают.
В работе над проектом «Вне зоны действия» «Открытой» довелось столкнуться с  примерами, когда маститые эксперты с громкими званиями кроме елея в адрес «мудрой» власти вообще не в состоянии были что-либо вымолвить, а потому из опроса автоматически выпали.
Да и сама власть привыкла, что «щипать» ее даже за откровенные промахи профессора-академики не осмелятся. Одиночные сигналы, поступающие со стороны независимого научно-экспертного сообщества, чиновниками попросту игнорируются. Власть действует по принципу «если проблему замолчать, она как-нибудь рассосется».
Именно так произошло и с наработками аналитической группы, на протяжении всего прошлого года изучавшей этническую ситуацию в восточных районах Ставрополья.
Сбором и анализом информации занимались ученые из ставропольского фонда «Содействие-Юг» под руководством доктора политических наук, профессора Юрия Ефимова, признанного эксперта в области миграционных, демографических и этнополитических процессов на Северном Кавказе. Эксперты встречались с представителями различных социальных групп, детально изучали палитру умонастроений по всей восточной зоне Ставрополья.
Важная деталь: исследование заказала референтура губернатора. Только вот полученные результаты для обитателей Белого дома оказались неудобными.
Что же так перепугало чиновников?

 

Восток - дело тонкое
Вот некоторые выдержки из подготовленной учеными записки.
«Проблемой является обострение (здесь и далее выделено нами – Ред.) межэтнических конфликтов на фоне вымывания славянского населения. В случае падения численности славян ниже критического предела столкновения ногайцев и туркмен с одной стороны и дагестанских этносов с другой станут не только неизбежными, но и более жесткими».
«Экономическая депрессия порождает отток старожильческого населения. Образующийся вакуум заполняют переселенцы из соседних регионов… Это влечет изменение в производственной структуре поселений – традиционные формы земледелия приходят в упадок».
Откровенно высказались исследователи и о роли казачества, официально лелеемого краевой властью. «Местное казачество, по свидетельствам респондентов, недостаточно грамотно в правовом и социально-политическом смысле, не умеет пользоваться законными рычагами для урегулирования и профилактики конфликтов. Необходимы усилия государственных органов для превращения местного казачества в эффективный механизм сглаживания межэтнических противоречий».
Первая реакция краевой власти на подготовленный документ оказалась неожиданно позитивной. Аналитическую записку с результатами исследования заинтересованно принял тогдашний руководитель управления референтуры Юрий Плотников, она легла на стол главы края, который лично начертал:  принять во внимание. Все  заговорили о значимости исследований, о создании постоянно действующей лаборатории по мониторингу ситуации в восточных районах. Докладная записка о результатах исследования была передана полпреду А. Хлопонину.
Авторам исследования заказали подготовить «Концепцию социально-экономической и национально-культурной политики» для муниципалитетов восточной зоны. Ученые с головой окунулись в работу (заметьте, абсолютно бесплатно), представив документ в кратчайшие сроки, готовы были работать дальше, но дело неожиданно застопорилось.
Заседание Совбеза по поднятой проблематике переносилось несколько раз, и в конечном итоге его вообще отменили. Вскоре руководитель референтуры Юрий Плотников вместе со своим подчиненным Николаем Щербиной, курировавшим восточные районы, были чуть ли не принудительно отправлены на пенсию. Кое-кто из компетентных сотрудников правительства края ученым из «Содействия-Юг» посоветовал со своими наработками не высовываться, а то, мол, и фонд прикрыть недолго.
А на востоке края все идет, как прежде: социально-экономическая и межэтническая ситуация все ближе к точке невозврата, коренное население уезжает, мигранты, до которых никому нет дела, в поисках лучшей доли прибывают. Проблемная часть Ставрополья продолжает угасать в депрессии.
 
 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»

 

надежда23 июля 2011, 14:46

"Кое-кто" это кто конкретно. Почему не указать ФИО этого компетентного сотрудника правительства края. Горожане должны знать своих "героев". А вообще-то эта проблема не только восточных районов но и всех КМВ. Давайте подумаем "А кому это выгодно?". И ответ придет сам.Пишите больше конкретики и более жестко. НЕ БОЙТЕСЬ! успехов вам.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий