Поиск на сайте

 

 

Исходящие «снизу» инициативы в вопросах тонкой межнациональной политики насколько похвальны, настолько же и опасны

 

В Ставрополе прошло совместное заседание Совета отцов города и Совета по вопросам национально-этнических отношений. Поводом послужило обострение межнациональных отношений среди молодежи.
Члены обоих организаций сошлись во мнении, что специфика региона требует воспитания школьников в духе дружбы, равенства, веротерпимости и толерантности, причем не только в стенах учебного заведения, но и дома.

 

Решено было провести в школах круглые столы и дискуссии, а также конкурсы, направленные на воспитание толерантности. Кроме того, в ближайшее время последует череда родительских собраний с участием представителей национально-этнического совета.
Инициатива, конечно, похвальна, однако есть и вопросы.
Например, в каком формате школьники должны обсуждать национальные хитросплетения, какие темы без опаски можно предложить неокрепшим умам для дискуссии, наконец, кто готов выступить модератором таких встреч?
Одно дело – говорят эксперты, люди состоявшиеся, при званиях и должностях, другое – дети, у которых если и есть национальные мировоззренческие перекосы, но они не такие, как у взрослых. Аналогию можно провести с детской периодикой, которая должна иметь большую степень возрастной градации. Скажем, журнал, интересный и понятный ребенку шести лет, нет резона предлагать пятилетнему малышу – он может показаться скучной бессмыслицей.
К тому же собрать круглый стол – еще не значит научить общаться и слышать друг друга, этому у нас вообще не учат ни дома, ни в школе, ни в институте. Не получится ли так, что благие намерения обернутся опасной самодеятельностью в проблеме, которая как минимум требует наличия программы на уровне края и города?
В советское время делами национальностей занимался огромный административно– идеологический аппарат, но и тогда промахов хватало. Сегодня этот вопрос пущен на самотек даже в таких непростых регионах, как наш.
К слову, на заседании президиума Госсовета о мерах по укреплению межнационального согласия, состоявшемся еще два года назад, подчеркивалось, что современные чиновники должны обладать всеми необходимыми знаниями в области межэтнических отношений, и это должно быть частью подготовки управленческих кадров.
Что по этому поводу могут сказать ставропольские чиновники?
О том, что тема эта не рядовая и требует специальных знаний и наработок, свидетельствует недавно презентованный Минрегионом РФ проект федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (его ждет утверждение правительством).
Проблема межэтнических отношений в стране, напомним, резко обострилась после массовых выступлений на Манежной площади в декабре 2010-го. Спустя год Дмитрий Медведев собрал в Уфе президиум Госсовета, где Минрегион анонсировал ФЦП по «укреплению единства российской нации».
Результаты исследований, сопровождающие проект программы, заставляют задуматься. Так, по итогам прошлого года только 44% наших граждан считают себя россиянами.
Положительно о состоянии межэтнических отношений отзываются лишь 51% опрошенных, реализацией своих этнокультурных прав удовлетворены 45%. О глубине проблемы говорит и такой факт: 62% населения считают, что некоторым национальностям следует ограничить въезд в страну.
Есть данные, касающиеся и непосредственно школы. Социсследования, на которые опирается ведомство, показывают, что гражданами России себя в среднем считают две трети школьников, а в национальных республиках этот показатель и вовсе меньше половины (там, как правило, преобладает этническая и конфессиональная идентичность).
Среди основных трудностей на пути укрепления единства нации в Минрегионе отмечают слабую общероссийскую гражданскую идентичность, сложное социокультурное самочувствие русского народа, экстремизм и рост националистических настроений.
Для выравнивания ситуации министерство разработало две программы на период с 2013 по 2018 год.
Наполнение первой составляет 124 млрд. рублей (уровень осознанных россиян предполагается поднять до 86%, а скрытую нетерпимость снизить до 34%).
Второй приоритетный вариант предлагает освоить 36 млрд. рублей (доля граждан, считающих себя россиянами, должна вырасти до 64%, а нетерпимость снизится до 54%).
В частности, второй «экономичный» вариант предполагает продвижение проектов, в том числе таких, как развитие общегражданской идентичности при помощи образования, СМИ, Интернета и социальной рекламы. Для этого Минрегион планирует строительство Домов дружбы, а в республиках Северного Кавказа – создание инфраструктуры, способствующей либо прекращению оттока, либо возвращению русских.
Едва проект появился в открытом доступе, как сразу же нажил «врагов». Эксперты, например, сетуют на то, что документ не предусматривает работу с диаспорами, которые могли бы активно содействовать адаптации мигрантов.
Руководитель Центра социальной демографии и экономической социологии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев считает, что концепция хотя и учитывает все три фактора гражданской самоидентификации (экономическое и бытовое благополучие граждан, социальная ответственность государства перед ними и патриотическая идеология), однако пять лет для ее реализации срок более чем скромный.
Смущает и то, с какой точностью в министерстве смогли рассчитать число тех, кто осознал себя россиянином. При этом «перевоспитание» каждой сотой процента населения подкреплено немалыми суммами из бюджета.
Есть и риски, главный из которых обозначил президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов: искусственная поддержка национальных меньшинств будет препятствовать развитию общей идентичности. В этом смысле проект повторяет те же ошибки, что и советские идеологические наработки, отмечает эксперт.

 

Олег ПАРФЕНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий