Поиск на сайте

 

 

«Квартирный вопрос всех испортил» – бессмертная фраза Булгакова справедлива нынче, как никогда прежде. Коммунальные проблемы в фокусе внимания даже президента и премьера, которые вынуждены почти каждодневно молотить кулаками по столу, требуя от подчиненных навести порядок в ЖКХ.
А в регионах продолжается вакханалия коммунальных предприятий, жонглирующих тарифами, а вместе с ними – и людскими судьбами. Жутким примером тому стало самоубийство в Ставрополе молодой женщины Натальи Головиной, не выдержавшей «тарифного» гнета своего ТСЖ «Параллель», которое вписывало в платежки все более безумные цифры. 
Автор этой статьи совсем недавно был избран старшим своей многоэтажки и лицом к лицу столкнулся с коммунальщиками, которые даже при ближайшем рассмотрении сливаются в единую серую массу, тупо противостоящую гражданам. Скажем, наша «Управляющая компания №2» являет демонстративный пример циничного «бессилия»: какую бумажку ни попросишь – нету, какое предложение ни внесешь – мол, не наша компетенция.
Что же делать жителям, загнанным в угол этой «серостью»? Когда, наконец, в краевом жилкомхозе будет порядок? Об этом корреспондент «Открытой» беседует с руководителем краевого комитета по ЖКХ Александром СКОРНЯКОВЫМ.

 

– Александр Иванович, на минувшей неделе Минрегион провел селекторное совещание с регионами, на котором прозвучала цифра: половина всех обращений в органы власти касается вопросов ЖКХ. Неужели государство способно только беспомощно констатировать очевидное? 
– Почему же только констатировать?! Я тоже участвовал в этом заседании, на нем говорили как раз о том, что за последнее время принято много законов, расширяющих права жителей. Например, прошлым летом Федеральным законом №123 был принят пакет поправок к Жилищному кодексу, который узаконил существование не только старшего дома (раньше в законе такая должность вообще не была закреплена), но и совета дома. 
Новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (постановление правительства №354) дают возможность населению напрямую перечислять деньги в ресурсную организацию, минуя управляющую компанию. Только для этого жильцам надо провести собрание и принять соответствующее решение.
– Думаю, многие жильцы этим правом воспользуются, ведь сегодня управляющие компании сродни «черному ящику» – полностью закрыты от посторонних глаз. Откуда и куда идут деньги, понять просто нереально!
– По закону управляющие компании обязаны регулярно отчитываться о своей деятельности: публиковать расчеты стоимости услуг, смету расходов, списки обслуживаемых домов (это требование закреплено в постановлении правительства №731, принятом в 2010 году). Им предложено на выбор несколько вариантов такого информирования: на стенде в своем офисе, в муниципальной газете, на собственном сайте. Кстати, с января этого года за непредоставление информации компании наказываются в административном порядке – крупными штрафами.
На Ставрополье наш комитет предложил им следующий способ информирования: через единый краевой портал www.stavgkhuk.ru. На сегодняшний день на этом портале из 184 управляющих организаций края зарегистрировались 95; еще 71 компания размещает свою информацию на собственных сайтах, 48 – на сайтах муниципальных образований. 
К сожалению, основная масса компаний не в полной мере выполняет требования 731-го постановления: информацию размещают частично, а по большинству разделов она остается нераскрытой.
Но даже это стоило нам больших усилий: сколько официальных писем было направлено на места! Ситуация в ЖКХ, думаю, станет еще более прозрачной, когда заработает аналогичный федеральный портал, который сообща создают Минрегион и Фонд реформирования ЖКХ. 
– Зашел я на сайт нашей 2-й управляющей компании, в раздел «Тариф». Там огромное полотнище с цифрами. Разобраться неэкономисту невозможно!
– Но разбираться надо! Увы, старшие домов зачастую просто не имеют необходимой квалификации, ведь для работы в этой должности нужны знания в области экономики, техники.
– Ну так надо заниматься их обучением.
– Мы и занимаемся! У нас уже третий год комитет организует курсы для старших домов и председателей ТСЖ. В декабре в Кисловодске двухдневный семинар проводили с гендиректором московской компании «Жилкомаудит» Ириной Маликовой, она один из соавторов поправок к Жилищному кодексу. Приехало 120 слушателей, еще больше мы ожидаем на очередной семинар в марте.
– В конце прошлого года на брифинге в правительстве вы упомянули о том, что в крае создается единый расчетно-кассовый центр. Жаль, что коллеги-журналисты пропустили такую важную новость мимо ушей… 
– Новость действительно важная. Поручение о создании в регионах таких центров дал президент Дмитрий Медведев на президиуме Госсовета в начале октября. Создана рабочая группа, куда вошли представители нашего комитета, ГУП «Крайтехинвентаризация», ресурсных организаций.
Пока мы решаем принципиальный вопрос: в какой форме будет существовать новый центр, будет ли он просто расчетным или расчетно-кассовым. То есть сможет ли он только рассылать платежки или будет иметь собственную абонентскую базу, вести расчет потребленных ресурсов и их стоимости.
– Ну а что даст простым жителям края создание такого центра?
– Ликвидация, банкротство, объединение управляющих компаний – для нас сильная головная боль. У каждой компании своя база данных по коммунальным платежам, и если многоквартирный дом начинает обслуживать новая компания, прежняя база просто «теряется».
Когда же все платежи будут централизованы в едином органе, с единой базой данных, подобная неразбериха уйдет в прошлое. Кроме того, мы надеемся, что после создания центра рост стоимости жилищно-коммунальных услуг на Ставрополье затормозится.
– За счет чего?
– За счет того, что ресурсным организациям больше не надо будет содержать абонентские отделы. Будет единый отдел в краевом расчетном центре и единая платежка. Кроме того, надеемся, что центр сможет заниматься претензионной работой, собирать информацию с коллективных приборов учета, консультировать население, а люди смогут оплачивать «коммуналку» через платежные терминалы и Интернет.
– Сегодня расчетные центры есть уже во многих городах края, вы планируете их просто «поглотить»?
– В подавляющем же большинстве территорий Ставрополья подобных центров в сфере ЖКХ вообще никогда не было – здесь придется все строить «с нуля». В других городах они тоже существуют, но в качестве кассовых, и мы будем существенно расширять их полномочия. Полноценный расчетный центр есть только в Ставрополе. Мы довольны его работой и лишь «синхронизируем» нашу краевую и его городскую базы данных по платежам населения. 
– Александр Иванович, а когда на Ставрополье появится новая, «расширенная» форма коммунальной платежки, которая раза в три информативнее обычной? Ее ведь сейчас внедряют в Москве.
– Минрегионом уже утверждена примерная форма такой «платежки» и методика по ее заполнению. Но действовать она начнет только после вступления в силу 354-го постановления правительства, которое пока не принято. 
В новой платежке указываются потребленные объемы всех коммунальных ресурсов, их стоимость, приводится подробный расчет оплаты за жилищную услугу. По каждому виду ресурса (тепло, вода, свет) там две строки – по индивидуальному и коллективному потреблению. Очень удобно.
Сегодня максимально приближена к этой новой форме «платежка», действующая в Ставрополе, в ней только осталось разделить сведения по общедомовому и индивидуальному потреблению. 
– Сейчас, кажется, большинство вопросов в сфере ЖКХ связаны с переходом на коллективный учет ресурсов. Вроде как делается это из благих побуждений – чтобы научить людей экономить, а на самом деле – сплошные конфликты, скандалы...
– Действительно, нередко сталкиваемся с таким отношением жителей домов: а мы, мол, коллективный прибор ставить принципиально не хотим. Мы им, конечно, объясняем: установка общедомового прибора – не наша прихоть, а требование закона. Можно, конечно, считать, что закон не совсем справедлив, но его надо исполнять! Это ведь и в общих интересах – чтобы в доме был общий прибор учета и счетчики в каждой квартире.
Расхождения между общим и индивидуальными счетчиками, как правило, связаны с неучтенным потреблением. И тут все в руках жильцов: привлекайте участковых, чтобы те выявляли незаконно проживающих квартирантов, влияйте на злостных неплательщиков. 
– Но почему ресурсные организации требуют установить приборы немедленно, хотя по закону сделать это можно до 2012 года?
– Вопрос - в форме оплаты. Сейчас установка коллективных счетчиков в многоэтажных домах, попавших в краевую программу, финансируется из бюджета (лишь 5% платят сами жильцы). 
За последние три года по этой программе мы потратили 573 млн. рублей, в нынешнем планируем еще 100 миллионов.
А после 1 июля за счетчики будет платить уже ресурсная организация и сумму потом «раскидает» в тариф для всего дома на пять лет. То есть, в конечном счете, платит сам потребитель, но коммунальщикам (как и собственникам) влезать в «долги» невыгодно, поэтому они и просят устанавливать счетчики как можно скорее.
В любом случае до 2012 года в каждом доме должно быть три типа коллективных счетчиков – на воду, тепло и свет. Причем важно помнить: если дом установил общедомовой прибор учета тепла, то не надо забывать и про теплорегуляторы, иначе реальной экономии просто не получится. 
– А сколько многоэтажек в крае уже установили общие счетчики?
– Сегодня все новостройки вводятся в эксплуатацию с коллективными и индивидуальными приборами учета. А вот среди домов «старого образца», где приборов изначально не было, мы охватили по краю уже треть (это более 7 тысяч счетчиков). Лидерами тут являются Ставрополь и Георгиевск, где муниципальные власти к делу подошли крайне ответственно.
– В прошлом году в связи с установкой коллективных приборов было немало «тарифных» конфликтов: в Ессентуках, Железноводске, Ставрополе…
– На территориях, которые обслуживаются ГУПами («Крайтепло-энерго», «Ставрополькрайводоканал», «Ставрополькоммунэлектро»), подобных проблем никогда не было и не будет. Например, «Коммунэлектро» принципиально избрало такую схему: они берут в расчет показания квартирных счетчиков и счетчиков на места общего пользования. Где их нет – по нормативам. Если есть индивидуальный счетчик, то норматив применяется только к местам общего пользования. Никаких вопросов!
А в тех городах, где работают филиалы «Ставропольэнергосбыта», они решились на шоковую терапию, чтобы в кратчайшие сроки перейти на новую форму оплаты. Скажем, в Ставрополе все бремя расчетов с гражданами переложили на управляющие компании, у которых не было ни расчетной базы, ни специалистов.  
Позицию энергетиков можно понять: они никому электроэнергию «дарить» не хотят, подали ее до дома, а дальше собственники должны наводить порядок. Только правила правилами, но нужно и учитывать интересы людей. 
– В Ессентуках и Железноводске конфликты с оплатой электроэнергии уже улажены. А что в Ставрополе, где платежки с чудовищно завышенными цифрами присылали до самого Нового года?
– Мы поле долгих переговоров со «Ставропольэнергосбытом» достигли, наконец, взаимопонимания, и с нового года острота проблемы полностью снята. По крайней мере, в масштабах города: остались отдельные многоквартирные дома, где нужно провести сверки расчетов. 
– И никто не понесет ответственность?
– Главное – не наказать кого-то, а сделать так, чтобы подобная ситуация не повторялась в будущем. Мы сделали все, чтобы в нынешнем году таких коммунальных конфликтов, связанных с тарифами, в Ставропольском крае не было.
Да, время сейчас переходное, сложное. Поэтому всегда нужно стараться искать компромиссы. Представьте: завтра «ресурсовики» начнут выставлять управляющим компаниям стопроцентную оплату на определенный день, и через полгода все компании разорятся. Такого, конечно, допустить, нельзя. И мы дали понять ресурсным организациям: никакой «шоковой терапии» не потерпим, все нововведения – только поэтапно! 
Ну вот, скажем, мы сейчас внедряем коллективные счетчики теплоэнергии с телеметрией –  это удаленный сбор данных, который позволяет следить за работой счетчиков в режиме on-line не только специалистам «Крайтеплоэнерго», но и самим собственникам жилья. Конечно, это намного повышает прозрачность расчетов. И опять-таки отразится на тарифе: ресурсной организации просто не нужно содержать штат контролеров, которые бы ходили по домам и «вручную» снимали показания. 
– Приведу личный пример: наша управляющая компания отказывается говорить с жильцами по поводу изменения тарифа на нынешний год. Ждут некие «Стандарты», без которых, мол, с места и сдвинуться не могут.
– Действительно, Минрегионом сейчас разрабатываются «Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирным домом», «Перечень необходимых для обеспечения и надлежащего содержания в многоквартирном доме услуг и работ», «Примерные условия договора управления многоквартирным домом» и другие документы, регулирующие взаимоотношения между собственниками и управляющими компаниями. 
В Перечне упорядочиваются виды и объемы работ, которые в обязательном порядке должны быть включены в плату за обслуживание дома. Допустим, плата за дезинфекцию и дератизацию подвалов: хотят того жильцы или нет, но в тарифе эта цифра будет. То же самое – работы по промышленной безопасности (регулярному обследованию коммуникаций, кровли). А вот иметь ли в подъезде уборщицу, домофон, Интернет, пластиковые окна – жители решают сами общим собранием.
Думаю, что все эти документы, которые я перечислил, будут скоро приняты, ну а пока все управляющие компании продолжают работать по утвержденным ранее правилам.
– Ну а если жильцы недовольны работой управляющей компании, ваш комитет как-то может ее приструнить?
– Таких полномочий, увы, у нас нет. Работой управляющих компаний полностью занимаются муниципалитеты и жилищная инспекция, только туда жильцы и могут обращаться с жалобами. Можно, конечно, писать и на наш комитет, и мы, как региональный орган власти, непременно постараемся помочь. 
В критических же случаях, когда взаимопонимание жильцов и управляющей компании утрачено полностью, нужно обращаться в суд или прокуратуру или просто менять «управдома» решением общего собрания. Либо образовывать ТСЖ, чтобы самим тратить свои деньги (таких домов, кстати, в крае 12%). 
– На словах-то все гладко… Добиться же этого нереально, ведь люди даже на собрания не ходят!
– Понимаю. Но сама идеология Жилищного кодекса такова: мы в капиталистических условиях, государство с рынка управления домами ушло полностью (нет сейчас ЖЭКов), люди должны сами управлять этим процессом. Государство лишь внедряет «правила игры», контролируя законность работы управляющих компаний. А все текущие вопросы решают сами жильцы. Да, для них это тяжело, хлопотно, но альтернативы нет! Чем сплоченнее жители, чем меньше распрей внутри дома, тем сильнее контроль за работой управляющей компании. 
– Александр Иванович, еще один острый вопрос, который многих жителей волнует: текущий ремонт должен входить в тариф управляющей компании?
– Опять-таки, это решается общим собранием жильцов. Вы, жильцы, – собственники своего дома, и никто не вправе навязывать вам услуги! Скажем, протек водопровод, вызвали «аварийку», устранили течь. Но аварийные работы и так включены в тариф. А если хотите, чтобы таких «пробоев» не было впредь, нужно заниматься текущим, профилактическим ремонтом – трубы поэтапно менять. Поэтому во многих домах текущий ремонт включен в тариф на обслуживание, где-то введена отдельная строка в «платежке» по этому виду услуг.
– Насколько вырастут в нынешнем году тарифы?
– Вырастут, как уже все знают, с 1 июля. Свет подорожает на 6%, газ и тепло – на 12%, правда, в два этапа (в июле, потом в сентябре), а газ – на 15% (учитывая, что к тому времени уже пройдет половина отопительного сезона, реальный рост составит около 8,3%). Мы сразу после Нового года проводили по краю мониторинг: стоимость услуг управляющих компаний не выросла, так что поводов для беспокойства у жителей края не должно быть. 
– Мы вообще когда-нибудь дождемся, чтобы тарифы снижались?
– «Заморозить» рост тарифа возможно только в случае, если будет снижаться потребление энергоресурса, уменьшаться потери и расти надежность коммуникаций. А для этого нужно внедрять новые технологии, экономные, современные – для этого и принят Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». 
Мы в крае эту задачу решаем. В прошлом году заменили 100 километров водопроводов, «Крайтеплоэнерго» модернизировало 47 котельных в 18 районах края, в нынешнем планируем еще 50. Они полностью автоматизированы: вместо работников все делает техника. Незадолго до нового года открыли в поселке СНИИСХ первую в крае котельную на биотопливе (пеллетах из отходов зерновых культур). 
Еще как пример могу привести станицу Ессентукскую Минераловодского района, где на нескольких домах по программе капремонта установили солнечные батареи, и жильцы экономят на оплате за освещение мест общего пользования.
– Понятно, что это скорее исключение из правил. 
– Но к такому «исключению» и нужно стремиться повсеместно. Поэтому наш комитет постоянно тиражирует передовой опыт, чтобы люди знали: в «коммуналке» не все так плохо, есть и передовые технологии, и опытные менеджеры. 
У нас в каждом муниципалитете есть продвинутые управляющие компании и ТСЖ, где с умом тратится каждая копеечка. Но знаете, каких титанических усилий это требует! Легко, конечно, сидеть на кухне и стенать: как все плохо. Нужно работать, чтобы сделать собственную жизнь лучше!

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

 

Александр13 февраля 2012, 09:38
 
 
 
 

Если бы всё дело было бы в Скорнякове,тогда выправить проблему было бы делом совсем несложным.К сожалению,в силу нашего прирождённого холопства мы боимся даже и подумать о том, что в Кремле сидит проходимец ,который принимает антинародные законы.От этих законов зависит,как будет работать Скоряков ,с какой мерой ответственности с него будут спрашивать за порученное дело.В России тон жизни страны задаёт традиционно руководитель государства.Если он ворует,то почему бы не воровать какому-нибудь Бестужему ?! Кушать как свинья,ведь хочется не только членам банды путина,то и членам банды Гаевского. А пока не поймём,что рыба с головы воняет,будем оставаться быдлом.

Степан13 февраля 2012, 09:38
 
 
 
 

Прочёл Владимира и стало больно мне до слёз.Наше мышление не меняется.Хороший царь-батюшка ( путин),и плохие бояре ( бестужий,скорняков...) Рабы мы?русские,всё ещё крепостные...

Владимир09 февраля 2012, 12:58
 
 
 
 

Дело не в Путине, Германии, России. Все дело в Скорнякове. Данный полководец ЖКХ не понимает своего предназначения, так не знает направление главного удара, т.е сути присходящего. Дело н в ...измах. Дело в техническом прогрессе. Путин деньги дает, а если Бестужий разворовывает, то ничего у нас и не получается. Согласен с Крячко. Но, кто мешает Скорнякову выполнить свой долг????

Александр06 февраля 2012, 10:39
 
 
 
 

Автор затронул низовую часть проблемы ЖКХ.Суть её,однако,состоит в том,что цены на услуги ЖКХ определяются решением правительства.А именно-личным решением Путина. Именно Путин поднимает нам цены.В регионы только спускаются уже ножницы цен,т.е.власть из Москвы говорит : хотите поднимайте на 20,а хотите на 25-говорит власть регионам,но решение о поднятии цен принимает Путин и оформляет как постановление правительства. Я семь лет прожил в Германии,которая покупает у нас газ и был неприятно удивлён,когда заметил,что там цены на ЖКХ практически не растут.Значит,поднятие цен-исключительно злая воля нашего кандидата в президенты.А он в свою очередь подчиняется требованиям монополистов природных ресурсов- олигархов из Газпрома. Так за счёт простого народа миллиардеры решают свои вопросы бесконечного повышения собственной прибыли,своих миллиардов. Правда в том,что Путин состоит на службе у олигархии.И сам является олигархом.Зато врать народу-горазд.Сколько раз лживо выступал на телевидению,сваливая проблемы цен ЖКХ на регионы.Якобы на местах поднимают цены.Это ложь.Все решения принимает именно он .Только оболваненный народ этого понимать не хочет

Степан06 февраля 2012, 10:39
 
 
 
 

С точки зрения макроэкономики коренная причина роста цен на услуги ЖКХ состоит в том,что природная,или земельная рента,а проще говоря земля,откуда добываются нефть и газ,находятся в частном пользовании.Они-то,олигархи, и диктуют стране цены,регулярно их повышая и набивая свои карманы сверхприбылями. Когда Путин пришёл к власти,я голосовал за него,думал,что он вернёт народные богатства народу,национализирует хотя бы природные ресурсы страны. Ничуть не бывало!Путин продолжил ельцинскую политику укрепления олигархата и за его правление количество миллиардеров увеличилось в десятки раз.Следовательно,Путин-ставленник крупного капитала.При том,что он,учитывая особенности русского национального характера не вдаваться в детали ,а голосовать за тех,кто нравится внешне,использует свою дутую популярность и продолжает успешно обманывать русский народ.

paeda06 февраля 2012, 10:38
 
 
 
 

Статья-то неплохая,уж не на тройку,но вот что-то оптимизм господина Скорнякова вызывает большое сомнение.

 

Анатолий Крячко03 февраля 2012, 22:29
 
 
 
 

А вот, что думают про положение дел в жилищной сфере депутаты краевой Думы. «Например, депутаты С.Горло и Л.Кузякова отметили, что в краевом центре состояние жилищной сферы удручающее, а деятельность управляющих компаний монополизирована и сосредоточена в руках одного человека («все управляющие компании, как-то так получилось у нас в городе Ставрополе, принадлежат одному лицу»), которого все знают, но фамилию называть не стали». Подробнее о разговоре в Думе края здесь: http://bit.ly/xlAXbI Очень субъективно. Произвол в жилищной сфере отрасли ЖКХ – рукотворное деяние высоких региональных чиновников и депутатов. Прямые указания Председателя Правительства РФ – В.Путина игнорируются, саботируются и есть реальные факты, как прикрываясь «расширенными совещаниями» и заседаниями, обсуждениями, умалчиваются острые вопросы, искажается содержание «расширенных совещаний» и заседаний, вырабатываются и внедряются в жизнь решения, скроенные по лекалам аффилированных групп должностных лиц. Ссылками на Москву игнорируются предложения и обращения в адрес региональной власти. Вот факты. «Законодательная «деятельность» депутатов и власти края в вопросах жилищной сферы – образец бездействия, имитации реформ и обман ожиданий избирателей» http://bit.ly/kGHg0P «В Думе края говорили о работе управляющих компаний» http://bit.ly/A0RDFb «О чем умолчала пресс-служба Думы Ставропольского края» http://bit.ly/xlAXbI «Будет ли Дума Ставропольского края местом для дискуссий?» http://bit.ly/yWosCN «На местах (в регионах и муниципалитетах) многое игнорируется или делается формально» http://ankryachko.livejournal.com/269224.html «Обращение в Думу и Губернатору Ставропольского края» http://bit.ly/zLcQlB

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий